Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 224.63 Кб (Скачать)

Полученные результаты по всем проведенным методикам мы поместили в таблицу 2.1, в которой зафиксировали установленные уровни по каждому обучающемуся экспериментального класса и в таблицу 2.2. по контрольному классу.

Обобщив, полученные сведения по каждому из классов, мы сделали вывод о сформированности проверяемых показателей коммуникативных универсальных учебных действий на начальном этапе исследования в экспериментальном и контрольном классах.

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе исследования

Список класса

Методика «Рукавички»

(умение  работать в паре)

Методика

 «Кто  прав?»

(умение  учитывать позицию собеседника)

Методика

«Дорога к дому»

(умение  передавать информацию)

Уровень коммуникативных универсальных учебных действий

1.Алеша Б.

низкий

средний

низкий

низкий

2.Аня Л.

высокий

средний

высокий

высокий

3.Даша Л.

средний

средний

средний

средний

4.Денис Ш.

средний

низкий

низкий

низкий

5.Карина К.

высокий

средний

высокий

высокий

6.Дима С.

средний

средний

средний

средний

7.Маша И.

средний

средний

средний

средний

8. Настя Н.

средний

низкий

низкий

низкий


 

Таблица 2.2.

Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся контрольного класса на констатирующем этапе исследования

Список класса

Методика «Рукавички»

(умение  работать в паре)

Методика

 «Кто  прав?»

(умение  учитывать позицию собеседника)

Методика

«Дорога к дому»

(умение  передавать информацию)

Уровень коммуникативных универсальных учебных действий

1.Миша  С.

средний

средний

низкий

низкий

2.Дима  Ч.

низкий

средний

высокий

средний

3.Ваня  А.

средний

средний

средний

низкий

4.Артем  С.

средний

низкий

низкий

низкий

5.Рита  Ш.

низкий

средний

низкий

высокий

6.Сергей  Ш.

средний

средний

средний

средний

7.Аня  Ч.

средний

средний

низкий

средний

8. Вика  З.

средний

низкий

низкий

низкий


 

Таким образом, мы установили, что только два обучающихся (25%) экспериментального класса имеют высокий уровень сформированности умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик. 

Трое обучающихся (37,5%) показали средний уровень сформированности проверяемых умений, а у 3 (37,5%) обучающихся был установлен низкий уровень сформированности коммуникативных умений.

Для наглядного представления полученных результатов предварительной диагностики мы разработали диаграмму  (Рис. 2.1.).

Рис. 2.1.

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе исследования

По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальной группе результаты сформированности коммуникативных УУД оказались выше, чем в контрольной, считаем, что это обусловлено тем, что в «а» и «б» классы распределяются дети наиболее развитые и подготовленные к школе.

Для организации педагогического наблюдения за деятельностью обучающихся на уроках русского языка нами был разработан журнал педагогического наблюдения, в который вносились ежедневные протоколы  по каждому обучающемуся в соответствии со следующими показателями:

1) умение  строить сообщение в соответствии  с учебной задачей;

2) умение  ориентироваться на позицию партнера  в общении и взаимодействии;

3) умение  учитывать другое мнение и  позицию;

4) умение  договариваться, приходить к общему  решению (при работе в паре, в  группе);

5) умение  контролировать действия партнера;

6) умение  адекватно использовать средства  устной речи для решения различных  коммуникативных задач.

Формулировки данных показателей были взяты из программ начального общего образования (система Л.В.Занкова) (Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.), помещенные в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку» (С.47).

В разработанных протоколах мы поместили список обучающихся, грамматико-орфографическую тему и наблюдаемые коммуникативные умения. Наблюдение проводилось на каждом уроке русского языка, проявление или отсутствие умений фиксировались знаками «+» и «–» соответственно. Образец педагогического наблюдения по одному из уроков  представлен в таблице  2.3.

Таблица 2.3.

Протокол педагогического наблюдения на констатирующем этапе

 

 

Список класса

Урок 1. Тема: Правописание гласных И,Ы после Ц

Наблюдаемые коммуникативные умения

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Учитывать другое мнение и позицию

Контролировать действия партнёра

Договариваться, приходить к общему решению

Адекватно использовать средства устной речи

1. Алеша Б.

-

+

-

-

+

-

2. Аня Л.

+

+

+

+

+

-

3. Даша Л.

-

+

+

+

+

-

4.Денис  Ш.

-

-

-

+

+

-

5.КаринаК.

-

+

+

+

-

+

6. Дима С.

+

+

-

-

+

+

7. Маша И.

-

+

+

-

+

+

8. Настя Н.

+

-

-

-

-

+


 

Таким образом, с помощью метода педагогического наблюдения мы установили, что такие коммуникативные умения, как ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии и умение договариваться и приходить к общему решению сформированы практически у всех учащихся, а умения адекватно использовать средства устной речи, контролировать действия партнёра только у 4 учащихся, что составляет 50% от общего количества обучающихся экспериментального класса. Это позволило нам определить дальнейшие пути планирования нашего исследования на следующем этапе эксперимента.

 

2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших  школьников

 на уроках  русского языка в условиях  учебного сотрудничества 

 

На формирующем этапе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1) организовать целенаправленную  работу по формированию коммуникативных  универсальных учебных действий  у учащихся экспериментального  класса на уроках русского  языка в условиях учебного  сотрудничества и апробировать  положения гипотезы;

2) разработать уроки русского  языка по теме исследования.

Используя разнообразные формы групповой работы, описанные в методической литературе, а также установленные в результате изучения опыта учителей начальных классов в формировании коммуникативных универсальных учебных действий, нами было разработано тематическое планирование уроков русского языка на период педагогической практики с конкретным указанием формируемых у обучающихся экспериментального класса коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с теми заданиями, которые рекомендованы по изучаемой теме урока (таблица 2.4).

Таблица 2.4.

Тематическое планирование уроков русского языка по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

(программа «Начальная  школа XXI века», 2 класс)

Грамматико-орфографическая тема

Виды упражнений

Формируемые коммуникативные универсальные учебные действия

1.Правописание гласных  И, Ы после Ц

урок изучения нового материала

 

 

 

у.345 с.36

 

 

 

  • умение договариваться, приходить к общему решению;

 

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

2. Урок закрепления изученного материала

у. 356 с.40

  • адекватно использовать средства устной речи
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей

3. Диалог

познакомить с понятием диалог в письменной и устной речи.

 

у. 192 с.21

 

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей
  • умение передавать информацию

4. Глагол

познакомить учащихся с частью речи – глагол.

 

у. 9 с. 7

  • адекватно использовать средства устной речи
  • умение работать в паре

 

Конспекты уроков русского языка, разработанные в соответствии с данным тематическим планированием представлены в приложении № 4.

Приведем фрагменты некоторых уроков русского языка, разработанные нами в соответствии с дидактическими целями урока.

Фрагмент 1. Тема урока: Правописание гласных И, Ы после Ц

Задачи: Познакомить с правилом написания гласных И, Ы после Ц, содействовать формированию умений учащихся работать в парах, договариваться с партнёром, приходить к общему решению.

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Этап урока: Постановка проблемы

- Ребята, сегодня у нас  на уроке гости - это наши друзья - Маша и Миша. Они учатся, как  и вы, в 3 классе. Мне они показали  свои тетради и были очень  грустными оттого, что получили  за работу плохие отметки. Посмотрите  на доску, там я записала предложения, которые были у Маши и Миши  в тетрадях. Прочитайте.

Предложение Маши: На уроке математики мы учились работать с цЫркулем.

Предложение Миши: Вчера мы с мамой были в цЫрке.

- Ребята, а вы заметили  ошибки? Почему же наши друзья  получили плохие отметки? (Учащиеся  затрудняются ответить, т.к. не знакомы  с темой урока и орфографическим  правилом)

- Что вы можете сказать  о букве Ц? (Она всегда обозначает твёрдый звук и шипящий звук)

- Какие ещё шипящие  звуки вы знаете? (Учащиеся предлагают  свои варианты ответа)

- Давайте поработаем с  упр. 344 на с.36. Прочитайте слова. По  какому признаку они распределены  в два столбика? (Учащиеся отмечают, что в одном столбике записаны слова со звуками [а], [у] после шипящих, написание букв которых подчиняются правилу, с котором ребята уже знакомы. Во втором столбике расположены слова с буквой И после шипящих, обозначающей во всех словах звук [ы]).

- Ребята, предлагаю поработать  в парах и обсудить задание  упр.345 с.46, договориться с соседом  и сформулировать правило для  написания слов. Вам разрешается  говорить вслух, предлагать свои  варианты, но помните. Что у нас  в классе работает «шумомер» и повышать голос нельзя. А прежде чем начать работу, давайте вспомним самое главное правило работы в паре? («Уважай себя, уважай других»)

- Проверим, как вы выполнили  задание. (Учитель приглашает детей  по парам к доске, учащиеся  предлагают свой вариант правила  для написания букв И, Ы после Ц. Затем учащиеся сравнивают свои правила с правилом на с. 39 и обсуждают, чьё правило оказалось ближе к оригиналу и чья пара лучше представила свою разработку).

Информация о работе Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест