Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
( на доску вывешивается
Психолог. Вам нравится эта школа? Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, и мы его подарим нашей школе. Давайте ее оживим и наполним своими рисунками. Нарисуйте себя и напишите свое имя.
(Дети размещают свои рисунки в пустые школьные окошки.)
Психолог. Какая красивая школа у нас получилась. Я думаю, что каждому из нас в ней будет уютно и интересно учиться.
Завершение.
Психолог. А теперь мы с вами побываем в роли колокольчиков.
Упражнение «Колокол».
Дети, встав в круг и взявшись за руки, 3 раза опускают и поднимают их, и при этом произносят слово «бум». Первый раз - тихо, второй - громче, третий - очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.
Психолог. Большое спасибо. Всем до свидания, до новых встреч в школе.
ЗАНЯТИЕ 2.
Психологическая игра.
Тема: «Заколдованное сердце»
Цель: диагностика и развитие внутригрупповых отношений, умение работать в группах, по заданию; диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми; диагностика статусного положения детей в группе.
Ход игры
В разгар учебного дня учитель неожиданно не приходит в класс к началу очередного урока. Дети ждут около своего кабинета.
Психолог. Подходит к ребятам. Здравствуйте, ребята. Какой урок должен начаться у вас? (Дети говорят, какой урок стоит по расписанию.)
А где же ваш учитель?
Дети ни о чем не подозревают и начинают рассказывать, где они видели в последний раз своего учителя. Внезапно подходит помощник психолога.
Помощник. Здравствуйте, а какой это класс? (Дети называют свой класс) Меня попросили передать вашему классу срочное письмо.
Ребята сами решают, кто будет читать послание вслух. Несколько раз дети зачитывают письмо: «Ваш учитель заколдован, чтобы его расколдовать, надо отправиться в Волшебную страну и пройти через суровые испытания. Если сумеете их преодолеть, то учитель сможет вернуться к вам целым и невредимым».
Психолог. Что будем делать?
Дети отвечают.
Психолог. Хорошо, сейчас мы отправимся с вами в Волшебную страну. В нее можно попасть только раз в тысячу лет, а сегодня именно тот день, когда это можно сделать и попытаться спасти вашего учителя. В Волшебную страну мы можем попасть, перемещаясь по волшебным простыням следующим образом: сначала все должны встать на одну волшебную простыню, затем положить перед собой вторую, и перебраться на нее так, чтобы все уместились и никто не сошел ни с одой простыни. Так мы будем передвигаться до тех пор, пока не дойдем до Волшебной страны. Необходимо помнить, что нельзя никому ступать на пол. Если кто-нибудь из вас нарушает это условие, то мы возвращаемся обратно и начинаем путь заново.
Психолог. Посмотрите внимательно, кто это находится в классе?
Ответы детей.
Психолог. Да это ваш учитель, и он заколдован Снежной королевой. А вы знаете, как заколдовывает людей Снежная королева?
Ученики рассказывают.
Психолог. А теперь посмотрите, какое сердце стало у вашего учителя.
Психолог показывает вырезанное из ватмана белое («ледяное») сердце - это изображение прикреплено на доске. Как вы думаете, что означает выражение «ледяное сердце»?
Дети объясняют. Большинство ответов сводится к тому, что человек с ледяным сердцем не умеет общаться с другими людьми, он их просто не понимает. Такие люди ничего не чувствуют, они ко всему относятся равнодушно.
Психолог. Сейчас никто не может подойти к учителю, а если кто-то и попытается это сделать и пересечет определенную границу (показывает границу), то сразу же его собственное сердце станет ледяным. Растопить сердце учителя можно, лишь преодолевая разные препятствия. По мере выполнения заданий сердце будет постепенно оттаивать, и приобретать свой истинный цвет.
Дети выражают готовность выполнить все задания.
Психолог. Скажите, какое сейчас время года? (Дети отвечают: «Зима».) В это время дети любят играть в разные зимние игры. Вашему классу сейчас предстоит изобразить картину под названием «Зимние забавы». Чтобы выполнить это задание, нужно сначала разбиться на пары.
Дети распределяются по парам. Во время этого процесса можно увидеть, кто из детей пользуется большим авторитетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьезные проблемы с классом.
Психолог. Сейчас вам необходимо обсудить, какую из зимних игр вы будете показывать. Затем нужно провести совместное обсуждение между парами, что они будут изображать на картине. Все пары должны представить разные зимние забавы. Нужно постараться сделать так, чтобы ваш учитель мог быстро понять, что вы изображаете.
При выполнении этого задания важно наблюдать за тем как проходит совместное обсуждение, удается ли детям договориться друг с другом, кто из ребят занимает какую позицию при обсуждении: кто руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т.д.
Психолог. Вы готовы изобразить картину?
Звучит мелодия, и пары изображают живую картину, а учитель смотрит и старается понять какие зимние забавы показывает каждая из пар. После того как учитель угадывает все игры, психолог подводит небольшой итог, прикрепляет к белому сердцу первый красный кусочек.
Дети смотрят на сердце, на котором появился кусочек красного цвета.
Психолог. Сердце вашего учителя стало понемногу оттаивать.
А теперь нужно пройти следующее испытание. Вам предлагаются карточки с разными по сложности заданиями. В карточке №1- самое простое задание, а в карточке №25(в зависимости от количества детей) - самое сложное. Решайте, кто какую карточку возьмет. За каждое правильно выполненное задание класс получает по одному баллу. Ваша задача - постараться набрать как можно больше баллов. Во время выполнения задания можно обращаться за помощью.
Ребята приступают к распределению карточек. Во всех карточках задания одинаковой степени сложности (загадки о школе); во время этого этапа можно диагностировать уровень притязаний у детей. Психолог считает, какое количество баллов сумели набрать дети. Если они набрали половину баллов от количества учащихся - значит, выполнили выполненную перед ними задачу. Если баллов недостаточно, детям предлагают три дополнительные загадки. По завершении этого испытания психолог прикрепляет еще одну красную часть сердца.
Психолог. Что меняется в человеке, когда его сердце немного начинает оттаивать?
Дети говорят, что учитель стал обращать на низ внимание.
Психолог. Сейчас я вам раздам часть картинки, к которой необходимо найти свою вторую половину. Для этого надо обойти одноклассников и посмотреть на их картинки, а затем встать рядом с тем из ребят, у кого находится недостающая часть вашего рисунка.
Во время игры могут образовываться очень интересные, неожиданные пары. Так, например, во время одной нашей игры пришлось объединиться двум мальчикам, которые испытывали чувство неприязни друг к другу. Созданная ситуация заставляет многих детей изменить свое отношение к некоторым из своих одноклассников, проявить терпение, сдержанность в общении
Психолог. Прикрепляет предпоследнюю красную часть сердца, и ребята видят, что сердце учителя стало практически красным и что им осталось преодолеть последнее испытание. Ребята, посмотрите на обратную сторону ваших открыток, там написано волшебное заклинание. Вам нужно правильно определить порядок слов в заклинании и прочитать вслух, чтобы всем было слышно и понятно.
Ребята расспрашивают друг друга у кого какой номер, и занимают в соответствии с ним место в ряду. Затем, когда будут готовы читают по очереди следующее: Потрудились мы как нужно, трудности прошли все дружно. Стоит вместе нам сплотиться - может чудо получиться
Психолог. Вывешивает последнюю часть красного сердца.
Посмотрите на сердце вашего учителя, оно расколдовано. Давайте посмотрим как ведет себя человек с оттаявшим сердцем.
Учитель должен показать детям, что любит их, протянуть руки и, улыбаясь сказать добрые слова, поблагодарить. В этот момент важно посмотреть, как класс реагирует на то, что учитель снова рядом с ними, каким образом дети выражают свои чувства к учителю.
В конце проходит небольшое обсуждение игры с классом. В нем принимают участие все взрослые, которые принимали участие в игре и наблюдали за ней. Все садятся в круг, и психолог просит поделиться своими ощущениями и впечатлениями об игре. Дети и взрослые по кругу рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось из игры, что нового они узнали о себе и о других.
Упражнение «Передай энергию»
Участники молча сидят или стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Ведущий посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «энергетизируя» группу.
Примечание: Упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт.
Психолог. Большое спасибо. Всем до свидания, до новых встреч в школе.
ЗАНЯТИЕ 3.
Тема: «Учимся общаться»
Цель: научить разрешать конфликты, развить умение управлять эмоциями, поведением Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью.
Ход занятия.
Психолог. Сегодня будем учиться тому, как нужно общаться друг с другом. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали нас?
Обсуждение с детьми.
Психолог. Подумайте и скажите, как выразить свое настроение, объяснить свои чувства словами, чтобы тебя поняли?
Игра «Знакомство»
Для игры приготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:
-«Я хочу с тобой
-«Давай познакомимся. Как тебя зовут?»
-«Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…»
-«Меня зовут … А тебя как? А у тебя какой телефон, у меня такой… Давай звонить друг другу.
Дети предлагали и свои варианты знакомств.
Итог игры.
Психолог. Познакомились, а теперь можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).
ЗАНЯТИЕ 4.
Игра «У меня зазвонил телефон»
Для игры приготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.
-Начать разговор: «Ты можешь поговорить со мной?», «Я хочу с тобой посоветоваться…»
-Спросить, что случилось: «Что случилось, я могу тебе помочь?», « Не хочешь ли ты мне рассказать?»
-Предложение: «Если хочешь, возьми…(пойдем)…»
-Принять предложение: «Спасибо, мне очень приятно, что ты это предложил», «Спасибо, я с удовольствием это сделаю»
-Попросить разрешение: «Ты не возражаешь, если я…», «Разреши мне, пожалуйста…»
-Просьба: «Я очень хотел бы пойти …», «Мог бы ты мне дать…»
-Отказ: «Спасибо, я не могу этого сделать», «Спасибо, но мне это не нравится»
-Предложить помощь: «Я готов тебе помочь», «Я могу помочь тебе»
-Поинтересоваться делами: «У тебя все в порядке?», «Как твои дела?»
Итог игры.
Упражнение на отработку
интонационной выразительной речи.
Психолог. Понять собеседника нам помогают не только слова, но и интонация. Угадайте интонацию. Я говорю с интонацией восхищения, затем огорчения: «Ты молодец!» А теперь вы скажите с разной интонацией. Перед детьми лежат карточки с фразами. Нужно сказать с различной интонацией:
-«Я очень рад за тебя» с одобрением, с огорчением.
-«Спасибо тебе!» с
-«Ну и удивил!» с восхищением, с огорчением.
Дети стараются произносить с соответствующей интонацией, а остальные, оценивают, угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.
Итог игры.
ЗАНЯТИЕ 5.
Игра «Достань мяч»
Психолог. Таня играла и уронила его в речку, зовет на помощь. Дети спешат на помощь к девочке и разыгрывают действие с помощью фраз, данных на табличках.
-Просьба: «Не могли бы вы мне помочь…», «Помоги мне, пожалуйста…»
-Спросить, что случилось: «Что случилось?», «Мы можем тебе помочь?»
-Предложить помощь: «Хочешь, я тебе помогу?», «Я хочу помочь тебе…»
-Согласие: «Наверное, ты прав, давай…», Мне кажется, что ты сможешь помочь!»
-Поддержать другого: «Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Все будет хорошо!», «Попробуй еще раз ты сможешь это сделать!»
-Похвалить другого: «Здорово у тебя это получилось!», «Ты все сделал правильно!», «Ты молодец!»
-Поздравление: «Я рада за тебя. Ты достал мяч!», «Поздравляю тебя»
-Благодарность: «Спасибо, как здорово!», «Благодарю!»