Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 224.63 Кб (Скачать)

2. Мы убедились в том, что планирование учебного сотрудничества  на уроках русского языка играет  огромную роль в приобретении  коммуникативных универсальных  учебных действий.

 

Выводы по второй главе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка включала в себя диагностику коммуникативной  деятельности у обучающихся второго класса.

В исследовании участвовали обучающиеся 2-х классов: экспериментального и контрольного.  В количестве ………………. человек.

Для проведения диагностики были использованы следующие методики: методики  «Братья и сестры», «Левая и правая стороны» (Пиаже), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), а также педагогическое наблюдение.

Формирующий этап включал в себя организацию целенаправленной работы по развитию мотивации учебной деятельности у учащихся экспериментального класса на уроках русского языка.

Контрольный этап позволил зафиксировать динамику в развитии мотивации учебной деятельности второклассников экспериментального класса.

Полученные результаты эмпирического исследования служат практическим подтверждением выдвинутой гипотезы в начале исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет утверждать, что теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа понятийного аппарата мы уточнили содержание понятия «универсальные учебные действия» и его виды. «Универсальные учебные действия» совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Целостная система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов: 1) личностные учебные действия; 2) регулятивные учебные действия; 3) познавательные учебные действия; 4) коммуникативные учебные действия.

Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных действий, пришли к выводу: овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость и в образовательном процессе и вне школы. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Опытно-экспериментальная работа была проведена нами на базе  МБОУ СОШ «№ 22» г. Старый Оскол, 3 класс. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального и контрольного классов и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.

На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности разработанных нами педагогических условий, необходимых для эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий через учебное сотрудничество учащихся на уроках русского языка.

К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.

 

 

 

 

 

 

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

 
1. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа [Текст] / И.Н. Агафонова. – СПб., 2003. – 145 с.

2.Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений [Текст] / И.Н.Агафонова //Управление начальной школой. – 2010. –№9. – С.31-35.

3.Адаптация учащихся на  сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами [Текст] / Авт. - сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель. – 2010. – 238с.

3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 365 с.

4.Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.В. Анохина // Классный руководитель. 2000.-№ 3.- С.63-80.

5. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.

6. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №3. - с.21-26.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] /А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. - 526 с.

8. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11- 15

9. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. -М.: МПСИ, 1999.-226 с.

10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.

11. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. [Текст] / Венгер А.Л. - М.: Владос, 2009- 242с.

12. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. [Текст] Образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. - 303 с.

13. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман; М-во образования РФ; Департамент образования г. Москвы; Науч.-пед. обр-ние «Шк. самоопределения». - М.: Издат. дом «Новый учебник», 2003. - 313 с.

14. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. [Текст] - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.

15. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся [Текст] / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 2000. - 362 с.

16. Журова, Л.Е. Особенности работы учителя в условиях эксперимента [Текст] / Л.Е. Журова. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2001. - 32 с.

17. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.

18. Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) [Текст] / Л.В. Занков. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 401 с.

19. Зиновьева, М.В. Профессионально - личностная готовность педагога-психолога к работе в рамках ФГОС нового поколения [Текст] / Зиновьева М.В. // Справочник педагога-психолога. 2011.- №2. - с.4-12.

20. Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 34-44.

21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2010. 151 с.

22. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет. [Текст] / Коноваленко С.В. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 240с.

23. Карабанова, O.A. Возрастная психология [Текст] / O.A. Карабанова. М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.

24. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.

25. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. 39 с.

26. Курдюкова, H.A. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: автор, дис. . канд. психол. наук [Текст] / H.A. Курдюкова; Рос. госуд. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб, 1997. - 17 с.

27. Леонтьев, A.A. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра [Текст] / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 2006. - 389 с.

28. Левицкая, Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, неуспешных в общении [Текст] / Левицкая Ю.Л. // Справочник педагога психолога 2011. - №1. - с.41-49.

29. Лищинская, Л.Д. Формирование у шестилетних школьников самооценки как компонента учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук [Текст] / Л.Д. Лищинская. -М., 1994.- 154 с.

30. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 1997. - 148 с.

31. Матис, Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Текст] / Т.А. Матис // Начальная школа. 2002. - № 4 - С. 53 - 57.

32. Матюхина, М. В. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников Электронный ресурс. [Текст] / М. В. Матюхина, Т.Ф. Иванова // Мир Психологии: [портал]. [Б.м.], 2006. - Режим доступа: http: //psychology.net.ru.

33. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации [Текст] / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009.-№6 -с. 23-28

34. Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы [Текст] / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№4. - С. 3 - 9.

35. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1992. -156 с.

36. Найн, А .Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций[Текст] / А.Я. Найн // Инновации в образовании. - Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.-С. 142-153.

37. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов [Текст] / А.Б. Орлов. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.

38. Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст] / Л.Г. Петерсон и др.. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. - 92 с.

39. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий Электронный ресурс. / А.Г. Асмолов [и др.]. Режим доступа: http: // standart.edu.ru./catalog.

40. Репкин, В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности [Текст] /В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Вопросы психологии.-1995.-№ 1.-С. 13-24.

41. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. Томск: Пеленг, 1993.-61 с.

42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.

43. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст] / В.В. Рубцов. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

44. Савва, Л.И. Развитие продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: дис. . канд. пед. наук [Текст] / Л.И. Савва; Челяб. госуд. ун-т. Челябинск, 1995. - 164 с.

45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Семаго Н.Я., Семаго М.М. - СПб.: Речь, 2011. - 384 с.

46. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии [Текст] / В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

47. Симановский, А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации [Текст] /А.Э. Симановский // Начальная школа плюс До и после-2003.- №6 - С. 30 - 33.

48. Симонов, В.П. Как уберечь начальную школу от внедрения псевдоноваций [Текст] / В.П. Симонов, Е.Г. Черненко // Начальная школа. 2002. - № 8. - С. 56-63.

49. Симонов, В.П. Философия оценки. Мотивации десятибалльной системы [Текст] / В.П. Симонов // Учительская газета. 2002.- 19 март (№ 12).- С.8 - 9

50. Слободчиков, В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности [Текст] /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995.-С. 171-176.

51. Смирнова, JI. Е. Оценивание как механизм развития познавательной активности школьников в процессе обучения: дис. . канд. пед. Наук [Текст] / JI.E. Смирнова; Ульян, госуд. ун-т. - Ульяновск, 2006. - 255 с.

52. Столин, В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева [Текст] / В.В. Столин // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. A.B. Запорожца и др. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 286 с.

53. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский.- Киев: Изд-во «Радянская школа», 2004.- 288 с.

54. Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование 2003- № 8.- С. 115 - 126.

55. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для психологов и воспитателей [Текст] / Тейлор К. - М., 2005 - 256с.

Информация о работе Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест