Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     б) Содержание образования должно строиться, на строго научной основе и объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Требование научности и гражданско-патриотической направленности школьного образования имеет ряд аспектов.

     Первое. В содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.

     Второе. Содержание материала по каждому  предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения. Именно исходя из этого, в последние десятилетия в программы школьного обучения включен материал о полупроводниках, электронике, реактивных двигателях, атомной энергетике, информатике и значительно обновлен курс биологии.

     Третье. Содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по вопросам развития природы и общества. Это значит, что в каждой изучаемой теме должны быть выделены подлежащие усвоению соответствующие мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. Например, в учебном материале, показывающем значение биологии, физики и химии в изучении живой и неживой природы, должна подчеркиваться идея о познаваемости мира, могуществе человеческого разума, причинности всех процессов, которые происходят в природе и обществе.

     в) Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке. Отработка такой логической системы – дело гораздо более трудное, чем это кажется на первый взгляд. Например, материал по истории располагается в хронологической последовательности, но было время, когда, исходя из принципа учить детей от близкого к далекому, сначала изучались современные события, а потом в обратном порядке те, которые происходили раньше. В хронологическом порядке раскрывается материал по литературе, а вот ознакомление учащихся с различными ее жанрами требует иной логики, иной системы. Еще больше подобных проблем возникает при структурировании учебного материала по математике, физике, химии, языкам и другим предметам. Все это требует большой научно-методической работы.

     г) Содержание школьного образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том, что изучение некоторых предметов немыслимо без предварительной подготовки по другим предметам. Изучение физики в VII классе, например, начинается только на базе алгебраической подготовки учащихся по математике. Изучение химии в VIII классе требует соответствующей подготовки учащихся по математике и физике. Это означает, что при определении содержания учебного материала по математике в VII классе необходимо исходить из того, чтобы дать учащимся соответствующую подготовку для последующего изучения физики и химии.

     Второй  фактор, обусловливающий это требование, заключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и потому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие межпредметных связей является важнейшим требованием при определении содержания школьного образования.

     д) В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом. В чем же конкретно выражается эта связь? Она предполагает необходимость практической подготовки учащихся по применению усваиваемых теоретических знаний на практике, выполнение практических работ и трудовых заданий, проведение учебных экскурсий и определение системы умений и навыков по каждому учебному предмету.

     е) Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. Осуществление этого требования связано с правильным решением вопроса об объеме и степени теоретической сложности учебного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся. Зачастую качество обучения снижается, если школьникам приходится усваивать перегруженный по объему или слишком усложненный в теоретическом отношении материал. Классический принцип доступности, о котором будет идти речь в главе «Дидактические закономерности и принципы обучения», полностью сохраняет свое педагогическое значение до настоящего времени.

     Но  как же в таком случае школа  может не отставать от развития науки  и техники и отражать ее современное  состояние, особенно если иметь в  виду, что каждые 10–15 лет объем  научных знаний удваивается? Педагогика подходит к решению этой сложной проблемы следующим образом. Поскольку всего изучить в школе невозможно, в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нем ведущих научных идей (ядра знаний). Отбор такого материала, освобождение содержания образования от всего второстепенного, менее существенного для овладения основами наук – проблема чрезвычайно трудная и пока еще до конца не решенная. Учителя не перестают жаловаться на несовершенство и перегрузку учебных программ и, вспоминая миф о прокрустовом ложе, иронично говорят, что прокрустово ложе – это «прибор», изобретенный Прокрустом, который мог бы быть полезным при определении содержания школьного образования.

     ж) Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся. Это требование вытекает из того концептуального положения, согласно которому наша школа в тесной взаимосвязи должна осуществлять общее и техническое образование учащихся и обеспечивать элементы профессиональной подготовки к трудовой деятельности.

     Что же следует понимать под общим, техническим и профессиональным образованием?

     Общее образование имеет  своей целью овладение  обучающимися основами важнейших наук о природе и обществе, расширение их интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Общим оно называется потому, что предполагает общетеоретическую подготовку учащихся и овладение связанными с ней умениями и навыками применения усвоенных знаний на практике. Общее образование обеспечивается в процессе изучения языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, музыки и изобразительного искусства.

     С развитием технического базиса общественного  производства в XX в. появились объективные предпосылки, которые, как показано в главе о целях воспитания, обусловили необходимость технического образования. Эта сторона обучения занимает все более прочное место как в нашей, так и в зарубежной школе. Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространенными средствами труда.

     Эти принципиальные положения и лежат  в основе разработки сущности и содержания технического обучения. В соответствии с этими идеями выделяются следующие отрасли производства, с которыми необходимо в теории и на практике знакомить школьников:

     а) основные способы получения электрической, тепловой и механической энергии и ее применение в народном хозяйстве;

     б) общие принципы устройства и работы машин (основы механического производства);

     в) основные способы производства химических веществ и их применение в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

     г) основы сельского хозяйства –  растениеводства и животноводства, механизации и электрификации сельского хозяйства;

     д) система организации народного  хозяйства.

     Дидакты С.Г. Шаповаленко и М.Н. Скаткин считали, что в соответствии с современным уровнем развития производства, науки и техники и эти положения нуждаются в усовершенствовании. На их взгляд, в процессе технического обучения необходимо знакомить:

     а) с электрификацией, комплексной  механизацией, автоматизацией и химизацией производства;

     б) со способами получения новых  видов материалов и технологией их обработки;

     в) с различными способами повышения  производительности труда.

     В последние годы в системе технического образования все большее значение приобретает изучение информатики и компьютерной техники как важных средств развития и повышения эффективности промышленности и сельского хозяйства.

     Техническое обучение должно также включать в  себя выработку у учащихся трудовых умений и навыков и, в частности, вооружение их умениями обращаться с простейшими орудиями труда (молоток, пила, рубанок, долото, сверло и т.д.), машинами (токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, трактор, компьютер), выполнение некоторых монтажных работ в области электро- и радиотехники, усвоение на практике способов выращивания и ухода за растениями и т.д.

     Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Эту задачу решают профессиональные учебные заведения. В тех же школах, где созданы надлежащие условия и имеется необходимая материальная база, допрофессиональное и профессиональное обучение может осуществляться по наиболее важным специальностям в данном производственном регионе или проводиться в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), учебных цехах промышленных предприятий и т.д.

     Акцентируя  внимание на тех отличиях, которые  присущи каждому из указанных выше видов образования, следует указать также на те многообразные связи, которые существуют между ними. Общее образование является фундаментом технического и профессионального образования. Овладевая основами наук, учащийся усваивает много важных знаний, имеющих большое значение для технической и профессиональной подготовки. Особенно это касается изучения таких предметов, как математика, физика, химия и биология. Еще теснее связано с профессиональным образованием техническое обучение. Знание научных основ современного производства, широкая техническая ориентировка помогают юношам и девушкам быстрее и глубже овладевать профессиональными знаниями и умениями. В свою очередь профессиональное обучение углубляет общее и техническое образование. Это легко пояснить на примерах. Изучение двигателей внутреннего сгорания в курсе физики или свойств веществ по химии имеет важное значение прежде всего для общего и технического образования. Но для тех питомцев школы, которые впоследствии будут получать специальность шофера, комбайнера или лаборанта на химическом предприятии, эти знания будут весьма полезными для профессиональной подготовки. Сама же профессиональная подготовка будет способствовать дальнейшему углублению общеобразовательных и технических знаний. Все это обусловливает необходимость единства общего и технического образования с включением в него элементов допрофессиональной и профессиональной подготовки.

     Изложенные требования, предъявляемые к содержанию образования в школе, не только обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан, но и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования. По каким же путям осуществляется инновационно-дидактическая деятельность в этом направлении? В качестве важнейших из них выступают следующие:

     а) уточнение объема и содержания изучаемых  предметов, освобождение от излишне усложненного и второстепенного материала;

     б) четкое определение основных понятий  и ведущих идей по каждому учебному предмету и обеспечение необходимого отражения в них новых научных теоретических достижений;

     в) улучшение технической направленности образования, более совершенное осуществление трудового и профессионального образования;

     г) вооружение учащихся знаниями и практическими  умениями и навыками использования  современной вычислительной техники, более широкое применение компьютеров в учебном процессе путем создания специальных учебных комбинатов;

     д) обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и вузах с учетом национальных особенностей образования в разных регионах;

     е) поддержание мирового стандарта  в содержании образования;

     ж) введение в содержание образования  такого материала, который способствует развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов. 

   3.Образовательные  стандарты, их  структура и функции  и документы, определяющие содержание образования на разных уровнях. 

     Одной из современных тенденций развития содержания образования является его  стандартизация, которая вызвана  двумя обстоятельствами. Прежде всего  необходимостью создания в стране единого  педагогического пространства, благодаря  которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения страны в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. 
         Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества. 
          Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"