Эффективным
способом развития у учащихся исследовательских
умений является включение в содержание
учебного материала задач, требующих
универсальных умений (постановку проблемы,
определение цели деятельности, выдвижение
и обоснование гипотез, выбор способов
и средств разрешения проблемы). Так, в
учебнике для 5 и 6 классов приводятся задачи,
которые можно назвать математическим
исследованием. Суть задач заключается
в нахождении учащимися закономерностей,
выдвижении гипотез, экспериментальной
проверке этих гипотез. Среди обязательных
вопросов могут быть следующие «Можно
ли на основании проведенного исследования
считать гипотезу верной?», «Используя
полученную закономерность, найдите недостающие
данные», «Используя полученную закономерность,
составьте аналогичные соотношения».
Для формирования
эмоционально-ценностного отношения
к математике можно предложить включение
в материал шарад, ребусов, игр,
кроссвордов и т.д.
- Организация
системно-ситуационного управления деятельностью
учащихся предполагает:
- создание
доверительных взаимоотношений между
всеми участниками педагогического процесса;
- своевременное
получение учителем эмоциональной информации
от учащихся и реагирование на нее;
- включение
учащихся в деятельность по самооценке
и взаимной оценке действий и их результатов;
- поощрение
вопросов, исходящих от учеников, заинтересованное
отношение к их предложениям;
- постоянную
рефлексию учителем педагогического взаимодействия;
- непрерывную
двустороннюю обратную связь.
- Для того,
чтобы максимально учесть индивидуальные
особенности учащихся, следует обратить
внимание на:
- Способы и
приемы внешней и внутренней дифференциации;
- выбор содержания,
методов и средств обучения в соответствии
с возрастными особенностями учащихся;
- разработку
заданий, предоставляющих ученику
свободу выбора способа его решения (например,
словесную формулировку, графический
образ, аналитическую запись);
- использование
«тренировочных» заданий, заданий на выбор
различной степени сложности;
- оказание
помощи школьнику, в соответствии с его
«зоной ближайшего развития».
Литература
- Березовин,
Н.А. Теория и практика обучения : учеб.-метод.
пособие для студ. сред. и высш. пед.
учеб. заведений / Н.А. Березовин, Н.А. Цырельчук
: в 2-х ч. – Минск : МГВРК, 2001.
- Белкин, А.С.
Витагенное образование : голографический
подход / А.С. Белкин,
Н.К. Жукова. – Екатеринбург, 1999.
- Запрудский,
Н.И. Современные школьные технологии
: пособие для учителей. – 2-е изд. / Н.И.
Запрудский. – Минск : Сэр-ВИТ, 2008.
- Казимирская,
И.И. Организация и стимулирование учебно-познавательной
активности учащихся старших классов
: учеб.-метод. пособие для рук. и педагогов
общеобразоват. шк. / И.И. Казимирская, Е.Н.
Можар. – Минск : РИВШ, 2007.
- Обучающие
семинары : методическая поддержка компетентностного
обучения / авт.-сост. Т.В. Хуртова. – Волгоград
: Учитель, 2007.
- Хуторской,
А.В. Современная дидактика : учеб. пособие.
– 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской.
– М. : Высшая школа, 2007.
- Чернилевский,
Д.В. Дидактические технологии в высшей
школе : учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский.
– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.