Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18
Поэтому я хотела бы более подробно остановиться на основных нетрадиционных техниках рисования.
Этот увлекательный способ рисования не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавая различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
Предлагаемый метод:
позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные методом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Метод тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.[22]
В творчестве художника монотипия как способ исполнения рисунка используется довольно часто. Рисунок наносится на металлическую доску цветными красками и получается один-единственный оттиск. Он называется авторским. Есть несколько вариантов освоения этого способа получения рисунка:
Симметричное сложение листа пополам. Представим себе, что мы находимся на берегу реки или пруда под высоким деревом. В зеркальной глади воды мы видим отражение. Для исполнения такой картины нужно разделить лист пополам по вертикали, верхнюю часть затонировать светло-желтым цветом (небо), а нижнюю – светло-голубым (вода). Просушить, потом нанести карандашом рисунок дерева, а затем покрыть гуашью, не давая высохнуть, нарисовать ствол и листья дерева. Затем осторожно по линии сгиба сложить лист и прогладить, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа. Разверните, почувствуйте настроение в полученном оттиске и внесите свои дополнения в рисунок (изображения птиц, травы, солнца).
Второй прием может быть не менее увлекательным чем первый, более того он захватывает обилием изобразительных эффектов. Для этого необходимо взять пластиковую доску в размере альбомного листа. В одном случае покрываем доску плотным слоем краской темных тонов. Представим, что мы рисуем картину ночного леса. Затем на закрашенной доске деревянной палочкой или черенком кисти процарапаем изображение предметов, которые будут светлыми на картине: стволы, облака, небо на горизонте, фигуры птиц и животных. Затем на влажный рисунок накладываем сверху лист бумаги, хорошо впитывающей краску. Слегка прижимаем лист равномерно к доске и осторожно снимаем. Удаче в рисунке будет способствовать многообразие оттенков, цвет линий. В другом случае на доску рисунок можно нанести белой краской, и сделать оттиск цветной бумагой.[25]
Диатипия – от греческого слова – сквозь, через. Эта техника – разновидность графики, но есть и существенные отличия. Роликом или тампоном наносят легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают на нем рисовать карандашом или заостренной палочкой, стараясь не сильно давить рукой на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу или к картону, получается оттиск – зеркальное, повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно набросок рисунка сделать на кальке, которая накладывается поверх подготовленной для отпечатка бумаге. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и оттиск готов. Рисунок получается слегка выпуклым, что придает ему необычность и новизну. Часто используют цветную бумагу, но лучше печатать на подготовленном вами же фоне.[25]
Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или акватипии. В словах акватушь и акватипия есть одинаковая часть «аква» от латинского слова – вода. Для работы, наливают воду в большой плоский сосуд. Разводят гуашь и крупно, широкими мазками рисуют на бумаге какой-нибудь образ. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, необходимо покрыть весь лист черной тушью, а затем проявить рисунок, опустив его в ванночку с водой, в воде гуашь смывается с бумаги, а тушь – лишь частично. И на черном фоне остается интересный рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага должна быть плотной, чтобы при намокании не разорваться.[25]
Печатанье с аппликации на картоне (линогравюра).
На картон, (лучше небольшого размера) наклеиваются вырезанные из бумаги узоры, силуэты животных, фигурки человека и т. д. Затем на поверхность наносится краска ровным слоем с помощью большой кисти, тампона. На свежо выкрашенную поверхность накладывается лист и прижимается рукой, тщательно протирается круговыми движениями, затем лист снимается. Силуэты хорошо отпечатываются, а вокруг них белый ареал, т. к. бумага не плотно прилегает к картону. Остальной фон в зависимости от шероховатости картона – где-то темнее, где-то светлее. Печатать можно не только на белой бумаге, но и на цветной. И краску использовать разную по цвету. Можно наносить на картон одновременно несколько красок резными тампонами на разные участки.[25]
Граттаж.
Техника граттажа, что в переводе с французского означает «процарапывание».Популярность этой техники объясняется художественно-выразительными возможностями граттажного рисунка (проступающий на темном фоне светлый мерцающий подмалевок придает работам таинственность, сказочность). Кроме того, техника граттажа позволяет детям легко выполнять как колористические, так и графические задания, а воспитателям в ходе работы над художественным образом создавать необычные игровые ситуации.
Граттаж предусматривает поэтапную работу, в которой цвет и линия во времени разделяются. Игровая интрига, некоторая парадоксальность данной техники состоят в том, что работа над цветом первична по отношению к графике.(Почти во всех знакомых детям техниках цветовому решению предшествует карандашный рисунок, или ребенку приходится одновременно устанавливать линейно-цветовые отношения без предварительного карандашного наброска. Это происходит при работе красками, пастелью, восковыми мелками, фломастерами).
Первым этапом работы является граттажный подмалевок. Он свободен от четкой графической детализации и предполагает лишь изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение или создающих цветовой образ рисунка в целом.
Второй этап заключается в закреплении, или «вощении» подмалевка, т. е. в создании прозрачного водоотталкивающего слоя. Проще всего натереть рисунок свечой. Это могут сделать сами дошкольники, однако подобное «вощение» не создает полностью непроницаемого, герметичного слоя, и на открытые участки в дальнейшем может затечь краска, снять которую на заключительном этапе невозможно. Следующий слой краски рекомендуется наносить после «вощения». Чтобы краска лучше ложилась на на поверхность водоотталкивающего слоя, необходимо добавить в нее немного жидкого мыла или шампуня.
На третьем этапе работы детские рисунки поверх воска покрывают однородным слоем гуаши. И необязательно черной – в зависимости от игровой ситуации и художественной задачи можно выбирать самые различные оттенки.
Четвертый, заключительный этап работы состоит в снятии, соскабливании поверхностного слоя гуаши острой деревянной, пластмассовой или металлической палочкой. С ее помощью ребенок убирает все лишнее, выстраивая графический образ. Созданный на первом этапе работы подмалевок неожиданно для самого ребенка «расцвечивает» его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы, - таким образом графическое и цветное начало соединяются в одно целое.
Ознакомившись с различными способами выполнения граттажного рисунка, вы легко превратите каждый этап работы в увлекательную игру. Детей радует не только конечный результат – таинственное, непредсказуемое «расцвечивание» картинки делает увлекательным процесс работы, а маленьких художников превращает в волшебников, первооткрывателей. Многие дети способны выстраивать графический образ, ориентируясь на случайно открываемые оттенки цветового фона, менять в процессе работы первоначальный замысел. [15]
Кляксография является техникой рисования, развивающей воображение. Ее особенности и возможности: пятно образуем случайным по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен: наличие разнообразия и воображения – это путь к созданию образа. Необходимо управлять этими случайными пятнами, как художественно-выразительными средствами.
Во всех видах искусств: музыке, скульптуре, живописи – на выразительные возможности материи можно смотреть двояко – глина может быть грязью, звук раздражать как сирена. Но в условиях художественной организации они начинают вызывать в сознании воспринимающего высокие положительные эмоции. Можно задать вопрос, а что такое клякса? Ведь она беспредметна? Но в руках художника это изображения наполняется смыслом, подоно тому как минерал в умелых руках ювелира превращается в драгоценность. В сознании педагогов клякса часто ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью, за что детей порицают.
А как сделать кляксографию обучающим, развивающим средством? Яркие контрастные пятна вызывают впечатления рассыпанных ягод, горошин, упавшая с высоты на влажную бумагу, причудливо растекается лучиками. Используя природу формообразования капли, лучистость формы, можно легко превратить каплю-кляксу в космические образы, которые взволнуют ребенка. Для этого лучше взять плотную гладкую бумагу темных тонов, жесткую кисть или зубную щетку. Набрав краску на щетку, разбрызгать ее мелкими капельками, затем капнуть в нескольких местах крупные и средние пятна. Остается только вжиться в образ и дорисовать необходимые предметы. Можно видоизменять форму кляксы до фантазийного образа, используя линии, лучики, точки, расположенные в разных направлениях. Работа фантазии может объединить случайный набор клякс в изображение веселых персонажей сказок, цирковых представлений.[25]
Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка является печатка. Истоки ее лежат в древних ремеслах украшение тканей обойкой, использование пряничных досок и т. д. Для частной библиотеки способом печатки можно выполнить экслибрис, указывающий на принадлежность книг владельцу. В условия семьи техника печатки может украсить орнаментом новогодний костюм, елочные игрушки, бумажные салфетки и т. д. Все это ребенок может выполнить самостоятельно. Прежде чем печатать необходимо изготовить сами инструменты-печатки. Формы печаток можно разделить на два вида: Предметные и геометрические. К предметным мы относим изображение цветов, птиц, животных и др. Геометрические печатки исполняются в форме круга, треугольника, ромбика, овала и других геометрических фигур. Для освоения техники «печатки» вначале взрослые должны помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы оно возвышалось над рукояткой на высоту 1-1,5 см.
Вначале ребенку нужно освоить технику печатанья: поверхность формы покрывают тонким пастообразным слоем краски, перевернуть печатку и плавно приложить ее на пробный лист бумаги. Затем аккуратно снять печатку. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить слой краски. Предметные печатки помогут исполнять сюжетные декоративные панно со сложными рисунками – изображением фигуры человека, животных, растений.[25]
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство
Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества