Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова
Курсовая работа
по дошкольной педагогике
Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества».
Выполнила:
студентка 3 курса
группы «Б»
ФПиПД
Трифонова Юлия
Петровна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Ясева Наталья
Юрьевна
Могилев 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения…………………………………………………
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме использования нетрадиционных техник рисования как средства развития
детского творчества……………………………………………………
2.2 Формирующий эксперимент: Приобщение дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования ……………………………………………..21
2.3 Результаты исследования………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………..…………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………29
Приложения……………………………………………………
Введение
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Н. П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. [16]
Е. А. Флерина заметила многие достоинства детского рисунка. Во-первых, искренность, Эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств ( черты, присущие самым высоким образцам искусства).[3] Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет.[3] Еще одно ценное качество детского рисунка – смелость. Ребенок не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все.
Вообще, рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, в последствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и по рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. К сожалению, современные методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков.
В процессе знакомства с разными техниками рисования ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, думает, фантазирует это, значит, включает в поиски творчество. Несомненно, что при обучении детей техническим умениям невозможно обойти изучение техники рисования разноцветными карандашами, кисточкой и красками. Здесь цель, как правило, опережает процесс и реализуется в конечном итоге. Монотипия, кляксография, ниткография, например, требует от ребенка данного уровня творческого восприятия, чтобы угадать, найти, узнать образы в полученных кляксах, пятнах.
Здесь дети всегда сталкиваются с нежданными, непредсказуемыми выводами, что обеспечивает интерес и радость от такой деятельности. Они играют рисуючи и рисуют играючи. Когда ребенок рисует, он находится в состоянии психологического комфорта от достигнутого успеха, становится более открытым, потому что исчезает боязнь. После таких занятий ребенок получает высокий эмоциональный заряд.
Объект исследования: Процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: Развитие творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования.
Цель работы: Изучить возможности нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества.
Задачи:
1. Теоретически обосновать использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
2. Изучить особенности творческого воображения детей экспериментальной группы;
3. Разработать экспериментальную программу, включающую нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества.
Гипотеза: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:
Создание системной, регулярной работы с детьми;
Использование нетрадиционных форм рисования.
При проведении работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по данной теме; графические методы исследования; анализ пед. эксперимента.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества.
1.1 Необходимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Творчество – это процесс создания чего-либо качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. Творческая деятельность требует от человека наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, т. е. является очень сложной по своей сути и доступна только человеку.[13] По словам Б. Н. Никитина «мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода в решении больших и малых задач». Именно поэтому каждый человек должен стать творцом, в большей и меньшей степени.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностью развиваться творчески. Главное, не упустить самое благоприятное время. Чем меньше ребенок, тем больше возможностей развиваться полноценно у него есть. Надо, чтобы взрослые это учитывали и использовали все возможности, создавая ребенку все условия (биологические и социальные) для его своевременного развития.
Программа воспитания и обучения в дошкольном учреждении «Пралеска» формулирует основные задачи воспитания и обучения, одной из которых является следующая – воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, способностей.
Для этого необходимо соблюдать следующие условия развития творческих способностей:
Раннее начало. Развитие творческих способностей начинается с раннего физического развития (раннее плавание, гимнастика, массаж). Из деятельности важно рано начинать развивать кисть руки, мелкую моторику пальцев, координацию движений.
Создание такой среды, которая бы стимулировала творческую деятельность. Для развития творческих изобразительных способностей важно создание эстетической среды в помещении, использование для игр привлекательных игрушек, альбомов, книг для рассматривания, изобразительный материал в пользование (краски, карандаши, фломастеры) и т. д.
Максимальное напряжение сил малыша. В любой деятельности ребенок должен каждый раз добираться «до потолка» своих возможностей. Взрослый должен предлагать ребенку задания, в которых тот «потолок» возможностей поднимается все выше и выше.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, материала, темы. Желание малыша, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что деятельность пойдет ему на пользу.
Помощь взрослых, которая должна быть умной, ненавязчивой, и доброжелательность. При этом нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. [4]
Тайну рождения творческого ума сформулировал К. Э. Циолковский: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, неизвестные никому».
Проблему развития детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изодеятельности. На занятия изодеятельностью дети работают над созданием выразительных образов всеми доступными изобразительными средствами.
В процессе рисования, лепки, аппликации происходит усвоение детьми каких-то знаний, умений и формирование творческих способностей. Нельзя разграничивать задачи обучения и развития творческих способностей – они должны быть тесно взаимосвязаны. Детское изобразительное творчество формируется постепенно. Задача воспитателя создать условия и находить пути для формирования творчества. На каждом занятии должны предусматриваться возможности для творчества:
Тема занятия должна формулироваться таким образом, чтобы было видно, что на данном занятии можно создать условия для самовыражения, для выражения своего отношения к окружающему миру, для свободной деятельности с изобразительными материалами. Например, «Мой любимый сказочный герой», «Что в мире самое красивое», «Кто живет в лесу» и др.
На занятии ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, уголь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, другой материал. Все это должно быть доступно ребенку.
Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества