Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

нетрадиц рисование Глава 2.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

А. Кто ты? Кто тебя связал? (Алёнушка и дети освобождают)

Лесовичок (Л). Я, Старичок-Лесовичок, шел по лесу и встретил вашего друга Гусёнка. Он спешил к вам в гости, он говорил мне, что вы хорошие ребята и хотел меня познакомить с вами. Я не думал, что моя встреча с вами окажется такой печальной и мне придётся сообщить вам плохие новости.

А. Да что случилось Лесовичок? Говори скорей!

Л. Пока мы с гусёнком обо всём договаривались, налетела Баба Яга, меня связала, а гусёнка унесла за голубые реки.

А. Гусёнок наш друг и мы его очень любим. Правда, ребята? Что нам делать?

Дети. (Д). Надо идти его выручать!

А. Кто же нам в этом поможет? (Варианты детей).

Л. Я вам помогу, только нам будет нужно идти в чащу леса, а по дороге нам встретится много препятствий. Вы не боитесь?

Д. Ничего мы не боимся, мы со всем справимся!

А. Только вот беда, мне пора возвращаться в свою сказку. Меня там ждет братец Иванушка.

Л. Не огорчайтесь ребята, я вам помогу. Мы пойдём в свою сказку, а с Алёнушкой давайте попрощаемся.

А. До свиданья, ребята! До свиданья Лесовичок! Удачи вам!

Д. и Л. До свиданья, Алёнушка! (Аленушка уходит.)

Л. Ребята у меня есть волшебная шишка. Куда она упадет туда нам и идти. (Кидает шишку) Ой она попала прямо в болото. Странно, почему листья у кувшинок белые? Ребята, как вы думаете, чтобы это обозначала? (Ответы детей)

Л. Находит бумажный свиток. Читает его. “Я бабусенька-ягусенька, красатуленька-крохотуленька, кто отгадает мою загадку тот и топь пройдёт. Кто на свете всех милее и румяней, и белея?”. Сплошные загадки в таких делах торопится не к чему, необходимо подумать. Что будем делать?

Подвести ответы детей к решению затонировать листья кувшинок в зелёный цвет. Дети с помощью поролоновых тампонов тонируют листы и видят отгадку, так как на листках проявляются портреты Бабы Яги.

Л. Ребята, кто на свете всех милей и румяней и белей?

Д. Баба Яга!

После ответа детей раздаётся музыкальный сигнал, символизирующий правильный ответ.

Л. Загадку мы отгадали, пора отправляться в путь-дороженьку.

Лесовичок кидает шишку, она падает в молочную речку с кисельными берегами. Дети видят бумажный кораблик с письмом от Бабы Яги “Кто порадует меня, тот и перейдёт речку”.

Л. Что бы это означало ребята?

Д. Нужно Бабусеньке - Ягусеньке подарки подарить.

Л. Какие? (Ответы детей). Ребята у нас в корзинках есть красочки и бумага, а кистей нет! Как и чем же мы будем рисовать подарки?

Д. Пальцами и ладошками.

Л. У нас получились настоящие подарки, которые без сомнения понравятся Бабе Яге и она отпустит нашего друга. Пойдемте быстрей! Шишка укажи нам путь – дорожку. (Бросает шишку и она падает у избушки Бабы Яги) Ребята, какие слова обычно произносят, чтобы избушка повернулась к нам?

Д. Избушка, избушка повернись к лесу задом, а к нам передом! (Избушка поворачивается).

Звучит тревожная музыка, появляется Баба Яга.

Баба Яга. Фу, фу. Русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? (Напевает).

У меня друзья хорошие

Старый леший, домовой.

И болотная кикимора

Тоже водится со мной.

А вот девчоночек и мальчишечек в друзьях у меня ни когда не было, и вообще я люблю их только кушать на завтрак, обед и ужин. Зачем пожаловали?

Д. Мы пришли за Гусенком. Отдай нам его, пожалуйста!

Б. Я. Как, вы смеете меня об этом просить! Вы, что решили меня с голоду заморить!

Д и Л. Ну, Вы же добрая бабушка, зачем вам Гусёнок!

Б.Я. Я добрая? Нет, я злая! И вообще у меня сегодня день рождение, никому до этого дела нет! Поэтому я решила делать сегодня только плохие дела.

Л. Как нам быть?

Д. Нужно просто поздравить её с Днём рождения и подарить ей подарки.

Л. Правильно!

Д. Дорогая наша Бабусенька-Ягусенька!

Поздравляем тебя с Днём рождения!

Желаем здоровья молодетского,

Красоты неписанной.

Дарим тебе подарочки -

Платки расписные,

Мётлы дорогие,

Бусы брильянтовые,

Сапожки алые.

Б.Я. Как, это всё мне? Положу-ка я все эти замечательные подарочки в свой волшебней сундучок и немножко поколдую. Ну, вот и все теперь можно и наряжаться. (Достает из сундука: платок, бусы, сапожки, помаду для губ. Наряжается и смотрится в своё чудо-зеркало). Ой, какая же я красивая стала. Даже настроение поднялось. Ой, и мне кажется, что я с каждой секундой становлюсь добрее!

Д. Может быть, ты, отдашь нам Гусёнка!

Б.Я. Хорошо, возьмите своего друга, только исполните мою последнюю просьбу, утешьте старушку, станцуйте со мной напоследок.

Баба Яга превращает мальчиков в гномиков (надевают колпачки), а девочек в матрёшек (повязывают косыночки). Дети танцуют веселый танец вместе с Бабой Ягой. Баба Яга снова превращает всех в детей.

Б.Я. Спасибо вам большое, у меня за триста лет не было такого Дня рождения. До свидания, доброго вам пути!

Дети берут гусёнка и уходят.

 

 

 


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Свитер для моих друзей

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Цель: знакомить с техникой рисования пальчика­ми; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Оборудование: две куклы — мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свите­ров с различными узорами.

Ход занятия

Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем не­интересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яр­кие, разноцветные.

Педагог предлагает детям помочь мальчику и девоч­ке украсить свитера для друзей. Показывает на двух — трех образцах возможные чередования цвета при рисо­вании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.

В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.

Встреча с колобком

Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.

Цель: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости.

Оборудование: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок», эскизы с изображением радостного и грустного Колобка, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, клей ПВА или крахмальный клей­стер, ватманский лист с изображением тропинки, по которой катится Колобок, подносы, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка.

Ход занятия

Педагог рассказывает детям сказку «Колобок», но предлагает изменить конец так, чтобы Колобок убегал и от Лисы. Затем готовится бумажное «тесто» для Колоб­ка путем обрывания бумаги и салфеток. Воспитатель напоминает, что отрывать нужно мелкие кусочки. При­готовленное «тесто» каждый ребенок высыпает из своего подноса на заранее нарисованный клеем круг. Получил­ся один большой Колобок. Задается вопрос, чего же ему не хватает. Воспитатель показывает веселого и грустно­го Колобка. Дети определяют, какой будет их Колобок и почему. Наклеивают недостающие детали лица.

Занятие заканчивается рассматриванием веселого Ко­лобка. Подчеркивается, что тесто готовили все вместе.

Солнышко, которое мне светит

Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками.

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: листы голубой бумаги (50х50 см) с кругом желтого или оранжевого цвета посередине, гу­ашь (желтого, оранжевого, лимонного, красного цве­тов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисова­ния ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зон­тик, эскизы с изображениями солнышка разного цвета и техники выполнения.

Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-ведрышко»:

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети-обогрей Телят да ягнят, Еще маленьких ребят. Показывает эскизы с изображениями солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках.

Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный прием «погладь пальчиком лучики». Пе­дагог знакомит с понятием красный, желтый, оранже­вый цвет, «теплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики от­тисками печатки из картофеля или ладошки. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.

Дети рассматривают получившиеся работы, выби­рают самое разноцветное солнышко, самое веселое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дож­дик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солныш­ка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зон­тик — все прячутся под зонтик от дождя.

Маленькой елочке холодно зимой

Нетрадиционные техники: рисование пальчика­ми, оттиск печатками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к при­роде через изображение образа елочки; упражнять в рисовании пальчиками, оттисками печаток, в нанесе­нии рисунка равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие.

Оборудование: сделанная из цветной бумаги объем­ная елочка, наклеенная на большой лист темного цве­та для показа способов изображения, пол-листа бума­ги формата А4 синего или фиолетового цвета с накле­енными елочками разной величины из цветной бумаги (это можно сделать на занятии по аппликации), белая гуашь, налитая в мисочке (если дети хорошо владеют .данными техниками, можно дать гуашь двух цветов: белую и голубую), печатки из картофеля и пробки (кру­жочки разной величины), салфетки.

Педагог рассматривает с детьми елочку, объясняет, что ее принесли из леса, где она росла. Читает отры­вок из стихотворения «В лесу родилась елочка»: В лесу родилась елочка, В лесу она росла,

Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай!» Одновременно показывает, как елочку засыпает сне­гом и ей становится холодно: педагог рисует пальцами и печатает снег.

Дети выбирают, будут ли они рисовать пальчиками или печатать. Их внимание обращается на то, что снег падает на всем листе. При затруднениях способ создания изображения показывается отдельно каждому ребенку. По окончании работы пальчики вытираются салфеткой. Просмотр получившихся работ сопровождается чте­нием стихотворения, хороводом вокруг елочки, выбо­ром самой укутанной снегом елочки. Дается характе­ристика снегу: мелкий, крупными хлопьями, много его или мало и т.д.

Ветка мимозы

Нетрадиционные техники: рисование пальчика­ми, скатывание бумажной салфетки.

Цель: учить технике пальчикового рисования, со­здавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и пред­ставления о цвете (желтый), форме (круглый), величи­не (маленький), количестве (много), качестве (пушис­тый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, воспри­ятие цвета, формы, величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.

Оборудование: ветки мимозы по количеству детей, ваза, красная материя для драпировки; гуашь желто­го цвета, разлитая в баночки, клей, шарики из бумаж­ных салфеток, листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребенка, изображения сол­нышка, пушистых цыплят и воздушных шариков круг­лой формы; музыкальный материал: П. Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года».

Ход занятия

Под музыку П. Чайковского дети встречают солныш­ко. Им в подарок оно принесло большой букет мимозы. Педагог просит детей повторить название. Обследуется ветка мимозы. Предлагается внимательно рассмотреть, понюхать, аккуратно потрогать цветки»мимозы. Воспи­татель спрашивает, какого цвета цветки, сколько их, какой они формы, на что похожи. Показывает иллюст­рации с изображением круглых желтых шариков, ле­тящих по небу, и пушистых цыплят. Дети находят сход­ство с цветками мимозы.

Солнышко предлагает детям «одеть» голые веточки мимозы, лежащие у них на столах. Педагог называет материал, необходимый для выполнения данного за­дания. Показывает, как получить цветки мимозы: бу­мажные шарики нужно наклеивать на ветки в разных местах. Замечает, что цветки мимозы можно также изобразить с помощью пальчиков и гуаши, для этого следует обмакнуть пальчик в краску и сделать отпеча­ток на листе бумаги.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества