Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18
Таблица 4 – Результаты контрольной группы
№ п/п | Имя ребенка | Тип решения задачи на воображение |
1 | Соня Л. | 3 |
2 | Артур А. | 4 |
3 | Артем С. | 3 |
4 | Стефан З. | 4 |
5 | Люба Л. | 3 |
6 | Маша К. | 4 |
7 | Яша Ш. | 4 |
8 | Ксюша П. | 4 |
9 | Маша М. | 2 |
10 | Влад Р. | 3 |
11 | Максим Г. | 4 |
12 | Даша З. | 3 |
13 | Арсений Р. | 2 |
14 | Артур К. | 3 |
15 | Влад З. | 3 |
16 | Слава Р. | 3 |
Данные тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 5 – Сравнение результатов исследования
| Тип решения задачи на воображение | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
До эксперимента | 2,8 | 3 |
После эксперимента | 4,35 | 3,25 |
Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной и контрольной группах показал его значительный рост в экспериментальной группе и практическое отсутствие роста в контрольной.
Итоговая диагностика по выявлению у детей знаний и умений в изображении предметов с помощью нетрадиционных техник рисования показали, что почти все дети расширили свой круг предпочтений по этому направлению. Необходимо отметить, что в процессе работы у детей сформировался уровень развития действий с различными материалами, сформировались умения в использовании красок, карандашей, фломастеров, печаток и т.д
Таким образом, соблюдение последовательности и систематичности в работе с детьми способствовало формированию у них интереса к использованию нетрадиционных техник рисования.
Выводы по 2 главе:
Исследование показало, что разработанные занятия с использованием нетрадиционных техник способствовала повышению уровня творческого воображения детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники рисования дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить свои знания.
Заключение
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Для этого вводятся нетрадиционные техники рисования. Их использование дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Таким образом, в процессе нетрадиционных техник рисования происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные нетрадиционные техники рисования интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
В данной работе, я представила самые общие аспекты развития воображения детей. Я увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Формирование воображения в дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Исследование показало, что разработанные занятия с использованием нетрадиционных техник способствовали повышению уровня творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники рисования дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить свои знания.
Список использованных источников
1) Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.
2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.
3) Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
4) Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.
5) Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
6) Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
7) Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
8) Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
9) Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества