Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

нетрадиц рисование Глава 2.doc

— 361.00 Кб (Скачать)
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 61/14 =4,35

Таблица 4 – Результаты контрольной  группы     

№ п/п

Имя ребенка

Тип решения задачи на воображение

1

Соня Л.

3

2

Артур А.

4

3

Артем С.

3

4

Стефан З.

4

5

Люба Л.

3

6

Маша К.

4

7

Яша Ш.

4

8

Ксюша П.

4

9

Маша М.

2

10

Влад Р.

3

11

Максим Г.

4

12

Даша З.

3

13

Арсений Р.

2

14

Артур К.

3

15

Влад З.

3

16

Слава Р.

3

  

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 52/16 =3,25

Данные тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 5 – Сравнение результатов исследования

 

 

Тип решения задачи на воображение

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента 

2,8

3

После эксперимента

4,35

3,25

 

Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной и контрольной группах показал его значительный рост в экспериментальной группе и практическое отсутствие роста в контрольной.

Итоговая   диагностика    по  выявлению    у    детей    знаний  и   умений   в изображении предметов с помощью нетрадиционных техник рисования    показали, что почти  все  дети  расширили свой круг предпочтений по этому направлению.   Необходимо    отметить,   что   в     процессе    работы   у детей сформировался   уровень  развития действий с различными материалами, сформировались умения  в   использовании  красок,  карандашей, фломастеров, печаток и т.д

    Таким  образом,  соблюдение   последовательности   и   систематичности  в работе  с    детьми    способствовало    формированию   у     них     интереса   к использованию нетрадиционных техник рисования.


Выводы по 2 главе:

Несмотря на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности воображения дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности именно в экспериментальной группе. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что проведенная работа по развитию творческого воображения в процессе обучения интенсифицирует рост творческой активности воображения у школьников.

Исследование показало, что разработанные занятия с использованием нетрадиционных техник способствовала повышению уровня  творческого воображения детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники рисования дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить свои знания.

 


Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов  еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Для этого вводятся нетрадиционные техники рисования. Их использование дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Таким образом, в процессе нетрадиционных техник рисования происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их разви­тию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные нетрадиционные техники рисования интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их мож­но многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая дру­гая форма психического отражения, должна иметь позитивное направ­ление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окру­жающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображе­ния в направлении прогрессивного саморазвития.

В данной работе, я представила самые общие ас­пекты развития воображения детей. Я увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески по­могать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие творческого воображения в процессе обучения интенсифицирует рост творческой активности воображения у дошкольников.

Исследование показало, что разработанные занятия с использованием нетрадиционных техник способствовали повышению уровня  творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники рисования дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить свои знания.


Список использованных источников

 

1)              Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.

2)              Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.

3)              Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

4)              Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.

5)              Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

6)              Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

7)              Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

8)              Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

9)              Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества