Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

нетрадиц рисование Глава 2.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

Все эти и другие нетрадиционные  техники рисования интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное. [25]

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1-ой главе

Проблему развития детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изодеятельности. На занятия изодеятельностью  дети работают над созданием  выразительных образов всеми доступными изобразительными средствами.

В процессе рисования, лепки, аппликации происходит усвоение детьми каких-то знаний, умений и формирование творческих способностей. Нельзя разграничивать задачи обучения и развития творческих способностей – они должны быть тесно взаимосвязаны. Детское изобразительное творчество формируется постепенно. Задача воспитателя создать условия и находить пути для формирования творчества. На каждом занятии должны предусматриваться возможности для творчества.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все это развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не существует слова нельзя, а существует возможность  нарушать правила использования некоторых материалов. Это способствует обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.

Нетрадиционные виды техник в сфере изобразительной деятельности своеобразны, нестандартны, непредсказуемы, в них не присутствуют  шаблоны. Поэтому интерес дошкольников к изобразительной деятельности будет ярче проявляться, используя именно эти техники рисования.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме использования нетрадиционных техник рисования как средства развития детского творчества

 

2.1  Условия  организации  работы  по  проблеме  использования нетрадиционных техник рисования с целью развития творческого воображения  в экспериментируемой группе.

     Экспериментальная   работа   проводилась  на  базе   ДУ  № 3  г.Могилёва.   В   эксперименте    принимало    участие  14    детей,    группы   « Почемучки».

     Целью исследования является изучение использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества.

     Задачи исследования  следующие:

1.              Выявить условия для приобщения детей к нетрадиционным техникам рисования;

2.              Выявить знания детей о нетрадиционных техниках рисования;

изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

3.              Выявить степень развития воображения у детей экспериментируемой группы;

4.              Проанализировать план работы воспитателей.  

    Для   решения  первой  задачи  мною  была  проанализирована предметно –развивающая   среда,  ДУ  и  группы.  При  осмотре  методического  кабинета изучила   систему    работы,    документацию   заместителя   заведующего   по основной    деятельности,    основные    направления   методической   работы. Познакомилась  со   структурой   и   содержанием   методического   кабинета.

В методическом кабинете имеются различные материалы и папки с образцами нетрадиционных техник рисования, литература по использованию нетрадиционных техник рисования в разных возрастных группах,   пособия   для    воспитателей   этого  направления, журналы  «Дошкольного воспитания» и т.п.

    В  своей   возрастной   группе   обнаружила   необходимые   условия      для изобразительного    творчества.  В   уголке     изобразительной   деятельности находятся  все  возможные  атрибуты  для  создания  творческих работ детей:

кисти  для   рисования, краски, гуашь, тарелочки для краски, различные штампы, ватные палочки, пластилин, стаканчики, карандаши, фломастеры и т.д.  Уголок  изобразительной  деятельности  очень яркий,   красочный   и  бросается  в  глаза,  тем   самым   привлекает   ребенка заглянуть туда и создать желанный рисунок.

       Так   же  удалось побеседовать  с  воспитателями  этой  возрастной группы, Татьяной  Эдуардовной   и   Татьяной  Ивановной,  которые рассказали о том, что    у   детей   уже  есть   некоторые    накопленные  знания   и   умения, о использовании нетрадиционных техник рисования для создания неповторимого образа, уже виден небольшой  опыт  в  этом  виде  деятельности.  И  конечно же, это не предел тому,   что  дети  уже  почти  все  могут,  а   следует   теперь    работать     над углублением  знаний детей, расширять  их   возможности и добиваться от них лучших результатов.

    В  частности,   что    касается использования нетрадиционных техник рисования, у детей данного возраста возникают некоторые трудности. Так, например, Их часто захватывает сам процесс, мешая сосредоточиться на конечном результате.   

    Но эти трудности можно наверстать и подкорректировать.

    Решая  вторую  проблему   можно    сказать,   что    дети хорошо знакомы с нетрадиционными техниками рисования. Дети знают различные способы изображения предметов. С легкостью отвечают на вопрос» Чем можно рисовать, если нет кисточки?». Предлагают использовать пальчики, ладошку, ватные палочки и т. д. Исходя  из  этого,  можно  сказать, что знаний у детей достаточно для этого возраста.

    Для решения третьей задачи я использовала тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.

Объектом эксперимента послужили две группы детей, я/с №3 города Могилева, группы «Почемучки А».

Целью было выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческих и воссоздающих способностей детей среднего дошкольного возраста.

В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, пришлось использовать графические методы исследования, что в свою очередь дало хорошие результаты.

Мною были подобраны альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов: ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовлены цветные карандаши, фломастеры.

Я просила ребят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно мною была проведена вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Проанализировав детские работы, я выявила   степень   оригинальности, необычности изображения. Установила тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок —  голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты экспериментальной группы     

№ п/п

Имя ребенка

Тип решения задачи на воображение

1

Артур А.

4

2

Ксения Е.

2

3

Стефан З.

3

4

Артем С.

4

5

Влад Р.

3

6

Марем М.

3

7

Маша М.

2

8

Слава Р..

2

9

Ксюша П.

3

10

Арсений Р.

2

11

Маша К.

4

12

Яша Ш.

3

13

Максим Г.

3

14

Даша З..

2

   Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 40/14 =2,8

 

Таблица 2 – Результаты контрольной  группы     

№ п/п

Имя ребенка

Тип решения задачи на воображение

1

Соня Л.

3

2

Артур А.

4

3

Артем С.

2

4

Стефан З.

4

5

Люба Л..

3

6

Маша К.

3

7

Яша Ш.

4

8

Ксюша П.

4

9

Маша М.

2

10

Влад Р.

3

11

Максим Г.

4

12

Даша З.

3

13

Арсений Р.

2

14

Артур К.

3

15

Влад З.

2

16

Слава Р.

2

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества