Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных
техник рисования для развития детского творчества…………………………...6
1.1. Необходимость развития творческих способностей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………...6
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития
творческого воображения………………………………………………………...9
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования
в дошкольном возрасте…………………………………………………………..12
Выводы по главе………………………………………………………………….18
Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга – все разной формы и размеров.
Ребенка на обучающих занятиях необходимо научить различной технике изображения, приемам и способам изображения. Учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе с другими.
Распространенное в практике использование образца, как готового рисунка, аппликации, поделки из глины, выполненных воспитателем, ориентирует ребенка на механическое воспроизведение его в процессе своей деятельности. Поэтому в качестве образца рекомендуется использовать иллюстрации, репродукции картин и другой высокохудожественный материал. Образцов должно быть несколько. Это дает возможность воспитателю показать все средства выразительности, необходимые при создании художественного образа, показать многообразие изображения одного и того же сюжета, темы. На отдельных занятиях образец может вообще отсутствовать, чтобы не сковывать воображение и фантазию дошкольников.
Показ приемов изображения на занятии по развитию художественного творчества должен быть неполным, вариативным. Например, воспитатель на занятии в младшем дошкольном возрасте по теме «Цыпленок» может показать детям способы рисования цыпленка в различных движениях (клюет, бежит, упал, пьет воду). При этом он может ограничиться только контурным изображением.
Для детей постарше воспитатель может демонстрировать разные способы изображения одного и того же явления, объекта. Например, хвою у ели можно рисовать, используя приемы приманивания, постукивания жесткой кистью, штрихами концом кисти, заливку. Осуществление творческих заданий возможно, если дети овладели выразительными средствами, умением располагать рисунок на листе. Для этого необходимо проводить обучающие занятия.
Занятия по изодеятельности, развивающие творческое воображение детей, требуют большой предварительной работы. У детей интересных замыслов, как правило, много, но отсутствуют необходимые для этого изобразительные умения, заключающиеся в поиске выразительных средств при создании образа, способов изображения отдельных предметов, построении сюжета, заполнении больших плоскостей.
Чтобы ребенку легче было преодолевать эти трудности, необходимо его наблюдать, направляя процесс вопросами. Воспитатель должен учить детей замечать характерные признаки образа, форму, богатство цвета. В педагогической практике рекомендуется использовать повторное наблюдение одного и того же объекта, явления. Например, пейзаж можно наблюдать в разное время года, вечером или днем, в ясную или пасмурную погоду, с разных точек зрения, чтобы показать разные композиционные решения. В предварительную работу входит также проведение обучающих занятий, занятий-упражнений, на которых дети упражняются в рисовании линий, форм, в цветосочетании, в закрашивании, в использовании разных приемов и способов рисования.[24]
В развитии творческой активности важно разумное и квалифицированное руководство педагога. Роль его на разных этапах работы с детьми неодинаковая:
активная, предполагающая прямое обучение и непосредственное участие педагога в этом процессе, чтобы научить детей видеть, наблюдать, вооружить детей разными способами и приемами изображения, познакомить с разными изобразительными материалами;
менее активная, когда воспитатель активизирует опыт детей, закрепляет знания, умения;
опосредованная, когда действия воспитателя направлены на создание условий, в которых дети могли бы сами реализовать вой замысел, выразить свои чувства, настроение. Такая позиция педагога способствует проявлению инициативы, творческой активности детей. [4]
На творческих занятиях по изодеятельности велика роль оценки. Только положительная оценка педагога может быть стимулом для пробуждения творческих сил ребенка. Сравнивать работы ребенка можно только с его собственными прежними работами, но не с достижениями других детей. Оценивая работу ребенка, надо прежде всего искать в ней оригинальность, уникальность, своеобразие.
Чтобы занятия по изодеятельности развивали творческие способности, надо, чтобы они были непохожими друг на друга. В работе воспитатель должен использовать самые различные формы организации занятий, в том числе и нетрадиционные. Например: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-соревнование.[24]
1.2. Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоногие». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.
В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М.Неменского, Г.Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам. [ 12]
I этап – обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.
II этап – закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).
Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.
На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:
1. Равномерное заполнение листа.
2. Выделение первого плана.
3. Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги).
4. Передача движений.
5. Композиция из нескольких фигур.
6. Выделение главного размером и цветом.
7. Элементы загораживания.
8. Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.
9. Выражение характера линией и цветом.
Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.
III этап – самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.
Цель третьего этапа – стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).
По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность». [ 12]
Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:
1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.
2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.
3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
1.3. Основные техники нетрадиционного рисования в дошкольном возрасте
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У детей развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.[18]
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это делает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений. Все это развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не существует слова нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Это способствует обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Нетрадиционные виды техник в сфере изобразительной деятельности своеобразны, нестандартны, непредсказуемы, в них не присутствуют шаблоны. Поэтому интерес дошкольников к изобразительной деятельности будет ярче проявляться, используя именно эти техники рисования.[5]
Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества