Нетрадиционное использование техник рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Отбор инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень  развития способностей человека, тем  больше возможностей открывается для  его творческой деятельности. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять  с художественным образом, созданным  взрослым, так как глубокого обобщения  они сделать не могут. Созданные  ими образы обладают большей или  меньшей выразительностью, зависящей  от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных). При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.

Задачи:

1. Проведение анализа  специальной и научной литературы  по проблеме изучения ранней  диагностики художественных способностей  детей в старшем дошкольном  возрасте;

2. Отбор инновационных  техник в живописи для старшего  дошкольного возраста.

Объектом  исследования  материалы по художественно-творческой деятельности в виде рисования живописными материалами.

Предмет исследования: рисование живописными материалами как фактор развития художественно- творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования

Содержание обучения детей  рисованию рассматривалось в  педагогических исследованиях. На основе работ психологов А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.М. Теплова  и других  по проблеме детского рисунка Лазарь Т.И.  условно разделила педагогические исследования  на три группы.Первую  группу составили исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Е.Г. Ковальской, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других, направленные на определение и совершенствование содержания обучения всем видам рисования.  Пристальное внимание видного педагога и исследователя  детского рисунка Н.П. Сакулиной было направлено к тому, чтобы определить содержание обучения рисованию детей дошкольного возраста. В качестве самостоятельных она выделяла такие виды рисования, как предметное, сюжетное, декоративное и по замыслу. Именно в её работах получила реальное воплощение мысль о необходимости при построении содержания обучения рисованию сделать исходными задачи, направленные на овладение детьми изобразительными и техническими навыками и умениями. Нина  Павловна Сакулина постоянно подчеркивала важность систематичности и последовательности в содержании обучения детей рисованию. Её  исследования обеспечили возможность  постановки и решения вопроса о взаимосвязи всех видов рисования при определении содержания обучения. Нина  Павловна убедительно показала, что основные изобразительные и выразительные средства реалистического искусства доступны пониманию детей и могут быть освоены ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» деятельность дошкольника, а наоборот вызывает его интерес и положительный эмоциональный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично ребёнку. В книге «Рисование в дошкольном детстве» рассматривается процесс формирования представлений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, о том, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников. [1.95c.] Т.С. Комарова разработала оригинальную систему обучения детей дошкольного возраста графическим навыкам и умениям, показала необходимость овладения детьми обобщёнными способами действия, позволяющими создавать изображения широкого круга предметов. Вместе с Н.П. Сакулиной Т.С. Комарова впервые подняла вопрос о систематизации обучения детей всем видам изобразительной деятельности, в том числе рисованию. Экспериментальным путём она разработала занятия по всем видам изобразительной деятельности для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей. Вторую  группу составили исследования Е.И. Васильевой, М.А. Раевой, Р.Г. Казаковой и других, в которых содержание обучения рассматривается косвенно, в связи с разработкой наиболее эффективных методов и приемов обучения детей отдельным видам рисования. Третья  группа - это исследования Н.Ф. Ярышевой, В. А. Езикеевой, Л.В. Компанцевой, Л.В. Пантелеевой, Н.Я. Шибановой, В.Ф, Котляр, Т.Н. Дороновой и других, в которых содержание обучения рассматривалось как развитие пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.Ф. Ярышева), развитие эстетического чувства цвета у детей 5-7 лет (Л.В. Пантелеева), формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (В.Ф. Котляр) и др.Исследования  отечественных и зарубежных авторов  (В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина (СССР) Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) свидетельствуют, что изображение - процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчётливых представлений, невозможно отражать действительность. Чтобы добиться успехов в развитии восприятия и в полной мере обеспечить формирование представлений, детям понадобятся определённые сформированные умения.  Психологи В.П.Зинченко, Б. Г. Мещеряков под умением понимают промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании). На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определенного класса задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т.е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом. По  мнению Коджаспировой Г.М., умения представляют собой  подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Формируются умения путём упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.  Исследователи утверждают, что, помимо умений, непременными компонентами деятельности являются навыки. Существуют  несколько позиций по отношению  возникновения умений и навыков. Одни считают – навыки предшествуют умениям, другие – умения возникают  раньше навыков. Причиной этому служит многозначность слова «умения».Как утверждает Мижериков, умения – это  экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые условия, человек  использует имеющиеся у него знания и навыки. В данном случае этот перенос навыков рассматривается как умения. Умения относятся к навыкам. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий. В рисовании необходимо  умение отобразить сформировавшиеся образы, представления в графической форме на листе бумаги. Для этого нужно умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. Все названные процессы (восприятие, представление, изобразительные движения руки, производимые под контролем зрения) связаны между собой. Исключение одного из звеньев нарушает целостность деятельности, тормозит её развитие. Григорьева Г.Г. отмечает, что  овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке. Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под  техникой (от греческого  — искусная и  — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. [2.27c.] То определение техники рисунка, которое  принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.  Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике  рисования в дошкольных учреждениях  уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей — все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка  и письма и способ использования  тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями.  В изобразительном  искусстве под техникой  понимается  совокупность специальных навыков,  способов и приемов, посредством  которых исполняется художественное произведение. [3.35c.] То определение техники рисунка,  которое принято в изобразительном  искусстве, в основном применимо  и к технике детского рисунка.Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного  возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может. В детском  саду дети традиционно овладевают навыками работы карандашом, кистью, красками. 1-я  младшая группа (3-й год жизни) – Поощрять изобразительный характер рисунка. Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами ,между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги. 2-я  младшая группа (4-й  год жизни) – Учить изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; предметы прямоугольной формы; учить передавать характерный цвет некоторых предметов, закрашивать рисунки карандашами и красками. Учить замыкать линии в округлые формы; проводить прямые линии слева направо и сверху вниз; пересекать линии; рисовать прямоугольные формы. Учить правильно держать карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу или ворсу, сильно не сгибая пальцы, не сжимая ими карандаш. Учить правильному приему обмакивания кисти в краску, промыванию в воде, повторному обмакиванию по мере надобности. Учить слитному, неотрывному, безостановочному движению при проведении линий. Отрабатывать навык правильной остановки движения в нужной точке, ритмичность повторных однородных движений, навык произвольного изменения размаха движения. Отрабатывать навык сохранения направления движения по окружности, по прямой, умение произвольно изменять направление под углом. Отрабатывать различные способы движения с карандашом и кистью при закрашивании: карандаш можно вести неотрывно туда-обратно, кисть только в одну сторону, не прекращая движения на середине. Средняя группа (5-й год жизни) – Закреплять умение изображать предметы различной (освоенной в предыдущей группе) формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, окраску предметов, характерные детали формы. Учить передавать в рисунке округлую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; передавать различие между кругом и овалом, прямоугольником и квадратом, различие форм по величине и положению — вертикальному и горизонтальному. Учить рисовать прямые и дуги в разных направлениях. Закреплять навыки и умения, отработка которых начата в предыдущей группе. Учить рисовать прямые линии: вертикальные и горизонтальные при правильном положении руки с карандашом, обеспечивающем осуществление зрительного контроля за движением (при рисовании вертикальных линий рука движется сбоку линии, перпендикулярно ей; при рисовании горизонтальных линий рука с карандашом движется внизу линии, перпендикулярно ей). При рисовании краской учить вести кисть по ворсу в одном направлении. Учить рисовать мелкие предметы, производя движение только пальцами руки, и крупные, включая в движение кисть руки и предплечье. Вырабатывать умение изменять направление движения (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге). Старшая группа (6-й  год жизни) – Учить выделять в предмете и передавать основную форму крупных частей, затем характерную форму путем добавления деталей, отношение частей по величине и расположению; передавать пропорции форм и строение предметов передавать характерную форму, строение и окраску предметов после тщательного наблюдения натуры, передавать изображение живых существ в движении. Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известным геометрическим формам. Знакомить с формами розеты, многоугольника, используя их в декоративном рисовании. Учить приемам декоративного рисования. Закреплять навыки и умения, приобретенные в предшествующих группах. Учить правильно держать кисть при рисовании широких и тонких линий. Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на карандаш. Формировать умение изменять направление движений. Учить подчинять движение соразмерению отрезков по длине. Отрабатывать умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными восковыми мелками. Учить использовать простой карандаш для создания подготовительного рисунка. Учить изменять силу нажима на карандаш в целях получения разных оттенков одного и того же цвета. Учить смешивать краски, чтобы получить новый цвет.

Подготовительная  к школе группа (7-й год жизни) – Учить передавать характерную форму, строение, окраску наблюдаемых в натуре, предметов и явлений, их характерные признаки, черты. Учить передавать формы и линии в различном положении в пространстве и в отношении друг к другу. Учить рисованию завитков разного характера. Закреплять ранее усвоенные навыки рисования карандашом и кистью, формировать умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.    Закреплять умение регулировать движения по силе, размаху, длительности, легкости, свободе в зависимости от задач изображения. Продолжать дальнейшую отработку и совершенствование навыков и умений, определяющих изображение формы предметов и ее пространственную характеристику. Совершенствовать умения подчинять движения соразмерению отрезков по длине, подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей использовать в рисунке разные материалы наряду с уже знакомыми цветными карандашами и красками, цветными мелками.  Комарова  Т. С. утверждала, что применение разнообразных  техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности. Исследования  Фатеевой показами, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как он запоминают все почти мгновенно. Не нужно боятся давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.  Группа  исследователей под руководством Казаковой  Т.Г. изучала проблему использования нетрадиционных техник изобразительного искусства в условиях МДОУ г. Москвы. Ими было изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, но не все они достаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Из разных программ можно выбирать техники изображения с учетом учебных задач. [ 4.15c.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Возможности использования нетрадиционной техники  рисования в работе  с младшими дошкольниками  

Рисование является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения  требует целого ряда навыков и  умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.  Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и по рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. К сожалению, современные методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков. [5. 168c.] 

Обучение  рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

 

   В процессе рисования у ребенка  совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.  В «Примерной общеобразовательной программе  воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста рассматривается в аспекте их эстетического развития: развития эстетического восприятия, воображения; замысла, изобразительно-выразительных средств, которыми дети этого возраста передают окружающую действительность. Процесс формирования образа гораздо сложнее, чем процесс освоения определённых изобразительных умений. Его сложность заключается в том, что надо найти комплекс педагогических методов и приёмов, способствующих обогащению быстро возникающих у детей ассоциативных образов и переходу их в преднамеренные изображения. Задачи  воспитателя в формировании изобразительного творчества:    

• учить ребёнка проявлять эмоциональное  отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать яркие образы;    

• помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п., пользоваться карандашом, пальчиком, ладошкой, трубочкой, мылом и т.д средством изображения; предлагать фон, на который дети могут нанести лёгкие для передачи детали (коричневое болото - в нём плавают зелёные листики, синее озеро - плывут разноцветные рыбки);    

• поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на основе эмоционального содержательного восприятия доступных произведений искусства (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова) или наблюдений за природными явлениями (смена времён года, погоды).  Наиболее удачны для рисования мотивы: «Разноцветный дождь», «Лоскутное одеяло», «Тарелка с конфетами», «Морские водоросли», «Цветы на лугу» и др.;    

• работать в технике коллажа, соединять рисование с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой. 

 В книге «Детское творческое конструирование» (1999) Л.А.Парамонова выделяет три особенности детского  творчества. [6.120c.]    

Первая  особенность—ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих; предметов и явлений. Новизна открытий и продуктов творчества субъективна, ребенок делает это для себя, что является первой важной особенностью его творческой деятельности.    

Вторая  особенность—в эмоциональном отклике, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, пробовать другие варианты его решения, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции.     

Третья  особенность—в стремлении ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий  интегрированный характер. На  каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной. Педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми, этот процесс, который направлен на:    

•развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве;    

•стремление самому участвовать в создании прекрасного;    

•приобщение к художественному творчеству;     

•развитие художественно-творческих способностей.     

   Для этого необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а затем — создавать художественные образы в процессе собственного творчества. Сегодня есть выбор вариантов художественного  дошкольного образования и определяется он наличием дополнительных авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки. Группа исследователей под руководством Казаковой Т.Г. изучала проблему использования нетрадиционных техник изобразительного искусства в условиях МДОУ г. Москвы. Авторами изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. В частности, проблема изучения и развития детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике столичного дошкольного художественного образования. [7.130c.] 

Информация о работе Нетрадиционное использование техник рисования