Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа
Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Отбор инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия для решения
— в построении педагогического процесса экспериментальной площадки ГДОУ д/с № 1266 СВОУО на принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессивного направления в отечественной педагогике XXI века;
— в авторских разработках и экспериментальной проверке участниками эксперимента серий экспериментальных занятий по развитию детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.
Доступность использования нетрадиционных
техник определяется возрастными особенностями
дошкольников. Так, например, начинать
работу в этом направлении следует с таких
техник, как рисование пальчиками, ладошкой,
обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном
возрасте эти же техники дополнят художественный
образ, создаваемый с помощью более сложных:
кляксографии, монотипии и т.п. Дети младшего
дошкольного возраста отличаются стремлением
к активности, самостоятельности. У детей
в этот возрастной период быстро развивается
речь, устанавливаются связи между окружающими
явлениями, предметами и их словесным
обозначением, происходит обогащение
эмоциональной сферы, развивается конкретно-образное
мышление. Изобразительная деятельность
детей младшего дошкольного возраста,
её особенности рассматривались многими
исследователями, однако её трактовка
была различной. В. Штерн рисунки детей
этого возраста называет «бессмысленной
пачкотнёй», Е.А. Флерина определяет первый
период рисования как «процессуальный».
Однако те же исследователи отмечают и
другую сторону деятельности - образно-смысловую.
Они указывают, что дети всё больше начинают
интересоваться тем, что получилось, всё
чаще словами обозначают смысл нарисованных
штрихов, линий, форм. Е.А. Флерина отмечала
3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми
Анализ процесса изображения показывает,
что для создания рисунка необходимо наличие,
с одной стороны, отчетливых представлений
о тех предметах и их качествах, которые
должны быть нарисованы, с другой — умения
выразить эти представления в графической
форме на плоскости листа бумаги. Следовательно,
требуется специальная организация восприятия
детей в целях образования нужных представлений.Изучение
детских рисунков свидетельствует о том,
что обучению технике рисования в дошкольных
учреждениях уделяется еще мало внимания,
хотя каждый педагог понимает, что дети,
не освоив способы рисования, чувствуют
себя беспомощными. Они не умеют правильно
держать инструмент, которым рисуют (карандаш,
кисть), не владеют рациональными способами
движения руки при рисовании. Овладение
графической стороной рисования является
важным условием, обеспечивающим творческое
решение изобразительной задачи, развитие
способности к рисованию. Наряду с рисованием
карандашами, мелками и красками предлагается
рисование краской без кисти — размазывание
ее пальцами, рисование воском, капающим
с зажженной свечи, столярным клеем, дымом,
горчицей, краской с вазелином и т.д. Доступность
использования нетрадиционных техник
определяется возрастными особенностями
дошкольников. Так, например, начинать
работу в этом направлении следует с таких
техник, как рисование пальчиками, ладошкой,
обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном
возрасте эти же техники дополнят художественный
образ, создаваемый с помощью более сложных:
кляксографии, монотипии, тычок жёсткой
полусухой кистью, черно-белый граттаж(грунтованный
лият), цветной гратаж, тычкование, тиснение,
скатывание бумаги, свеча + акварель, печать
по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном,
оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом,
оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев,
набрызг, монотипия предметная, монотипная
пейзажная, кляксография с трубочкой,
кляксография с ниточкой, кляксография
обычная, восковые мелки + акварель, акварельные
мелки. [9.135c.]
Триз - теория решения изобразительных
задач.
Анна Михайловна Страунинг
Главное в «ТРИЗ» - это развитие творческого воображения, фантазии и творчества ребенка. Занятие направленно на развитие творческого воображения (РТВ) – это импровизация, игра, мистификация. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобретательная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением «особо» одаренных детей, но почти всех, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Все занятия проводятся к комплексе с музыкальном воспитанием, развитием речи, с ознакомлением с окружающем. Принцип проведения занятий – от простого к сложному. Но при проведений этих занятий необходимо выполнять следующие занятия:
- ребенок должен иметь
возможность выбрать
Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в д/с, если это невозможно,то во время занятия обязательно;
- выбор материала, на котором будет нанесено изображение должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера плоские и круглые камни, орстекло, плитки ПХВ, фольга, - все различной формы и размеров;
- Ребенка необходимо
научить различной техники
Вот примерный их перечень, который пополняется и по сегодняшний день.
Для рисования ладошкой краска
наливается в блюдце. Пальцевой живописью
получаются прекрасные рисунки –
в младших группах это
В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность – лист складывается попалам и краска наносится на одну сторону листа , потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок и т.п.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо
пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка
из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета
и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок
прижимает печатку к
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает смятую бумагу
к штемпельной подушке с
Заключение
Способность к творчеству
является специфической особенностью
человека, которая дает возможность
не только использовать действительность,
но и видоизменять ее. Проблема развития
способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих
исследователей и практиков, работающих
в дошкольном образовании, имеется
множество статей, методических пособий,
сборников игр и упражнений, как
по развитию различных психических
процессов в этом возрасте, так
и по развитию разных видов способностей
общей и специальной
Информация о работе Нетрадиционное использование техник рисования