Нетрадиционное использование техник рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Отбор инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

Педагогические  условия для решения поставленной проблемы заключались:

  • в создании художественно-эстетической развивающей среды в ГДОУ д/с № 1266 СВОУО;
  • в переподготовке педагогических кадров, способных к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития детской художественной одаренности;
  • в изучении, апробации, интерпретации программно-методических материалов Р.Г. Казаковой, Л.Г. Беляковой из учебного пособия «Детская одаренность» (Гриф УМО вузов РФ по педагогическому образованию от 11.02.97);

— в построении педагогического  процесса экспериментальной площадки ГДОУ д/с № 1266 СВОУО на принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессивного направления в отечественной педагогике XXI века;

— в авторских разработках  и экспериментальной проверке участниками  эксперимента серий экспериментальных  занятий по развитию детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.        

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.  Дети  младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. У детей в этот возрастной период быстро развивается речь, устанавливаются связи между окружающими явлениями, предметами и их словесным обозначением, происходит обогащение эмоциональной сферы, развивается конкретно-образное мышление. Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста, её особенности рассматривались многими исследователями, однако её трактовка была различной. В. Штерн рисунки детей этого возраста называет «бессмысленной пачкотнёй», Е.А. Флерина определяет первый период рисования как «процессуальный». Однако те же исследователи отмечают и другую сторону деятельности - образно-смысловую. Они указывают, что дети всё больше начинают интересоваться тем, что получилось, всё чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм.  Е.А. Флерина отмечала способность  детей легко «узнавать» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов, что говорит о появлении ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла: нарисовал, потом увидел образ, назвал. Возникновение образа в рисунке - показатель эстетического развития ребёнка, зарождения художественного творчества. По этому поводу исследователи высказывают различные суждения: одни считают, что творческие процессы в этом возрасте ещё слабы, не имеют сформированных свойств и признаков, другие рассматривают рисование детей как творческий процесс. А. В. Бакушинский применяет к характеристике детского творчества искусствоведческие категории, анализируя в рисунках композицию, цвет, ритм. Современная отечественная психология  и педагогика рассматривают раннюю ступень развития ребёнка как процесс усвоения им социокультурного опыта. Исходя из этого положения, по отношению к изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста ставится задача - найти пути её развития как проявления художественного творчества, формирования у детей умений приобретать необходимый для этого опыт. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через овладение предметной деятельностью, восприятием и созданием графических изображений, гораздо раньше формируется образно-смысловая сторона изобразительной деятельности. Учитывая специфику этой деятельности  детей младшего дошкольного возраста, внимание исследователей направлено на изучение средств и методов её развития, руководства её содержательной стороной: возможностей обучения детей - 3-4 лет изобразительным умениям; раскрытие специфики образа («живой образ») в детском художественном творчестве; развития у детей воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. В настоящее время изменились тенденции в понимании значения изобразительной деятельности младших дошкольников для их эстетического развития, приобщения к искусству. Отмечается сензитивность этого периода детства к творчеству в разных видах художественной деятельности. Несформированность  графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок — это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать. Можно сделать вывод, что большое значение в решении  многих задач по формированию техники  рисования в дошкольном детстве  исследователи придают нетрадиционным техникам рисования.[8.34c.]  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Характеристика нетрадиционных  техник рисования в работе с детьми    

Анализ  процесса изображения показывает, что  для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги. Следовательно, требуется специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений.Изучение  детских рисунков свидетельствует  о том, что обучению технике рисования  в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании. Овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.    Наряду  с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т.д. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый граттаж(грунтованный лият), цветной гратаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипная пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки. [9.135c.] 
  Триз  - теория решения изобразительных задач.

Анна Михайловна Страунинг

Главное в «ТРИЗ» - это  развитие творческого воображения, фантазии и творчества ребенка. Занятие  направленно на развитие творческого  воображения  (РТВ) – это импровизация, игра, мистификация. Дошкольный возраст  – это тот период, когда изобретательная  деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением «особо» одаренных детей, но почти  всех, увлекая ребенка в сказочный  мир искусства, мы незаметно для  него развиваем у него воображение  и способности. Все занятия проводятся к комплексе с музыкальном  воспитанием, развитием речи, с ознакомлением  с окружающем. Принцип проведения занятий – от простого к сложному. Но при проведений этих занятий необходимо выполнять следующие занятия:

- ребенок должен иметь   возможность выбрать изобразительный  материал :цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, акварель и гуашь в тюбиках, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал.

Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка  месте  во время всего пребывания его в д/с, если это невозможно,то во время занятия обязательно;

- выбор материала, на  котором будет нанесено изображение должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком  и одноцветная, картон, фанера плоские и круглые камни, орстекло, плитки ПХВ, фольга, - все различной формы и размеров;

- Ребенка необходимо  научить различной техники изображения  на обучающих занятиях, учить  применять каждый вид изображения,  отдельно, и в комплексе различные  виды.

Вот примерный их перечень, который пополняется и по сегодняшний  день.

  1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, ватой, тканью ( плоской или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наноситься пальцем , ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило: каждый палец набирает определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются об салфетку.

Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью  получаются прекрасные рисунки –  в младших группах это украшение  платьев, следы зверей и тд. В старших получаются прекрасные пейзажи , деревья в смешании красок, накладывании их друг на  друга.

  1. Использование монотопию – краска наносится на целофан  или кусочек бумаги , или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами.

В зависимости от размера  пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность – лист складывается попалам и краска наносится на одну сторону листа , потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок и т.п.

  1. Можно использовать щетки различного размера, или можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.
  2. Прекрасно дети справляются с коллажем – сочетанием аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной -  бумага, ткань, вата, нити, любой бросовой материал.
  3. Интересно рисовать краской прямо из тюбика – но необходимо научить ребенка  выжимать ее прямо из тюбика, на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. [10.]

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата  либо вырезанный силуэт пушистого или  колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть  и ударяет ею по бумаге, держа  вертикально. При работе кисть в  воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета  и размера, печатки из пробки.

Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной  подушке с краской и наносит  оттиск на бумагу. Для получения  другого цвета меняются и мисочка  и пробка.

      Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета  и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок  прижимает печатку к штемпельной  подушке с краской и наносит  оттиск на бумагу. Для получения  другого цвета меняются и мисочка  и печатка.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета  и размера, кусочки поролона.

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке  с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета  берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или  пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета  и размера, кусочки пенопласта.

Способ   получения   изображения:   ребенок  прижимает  пенопласт   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками  из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета  и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью  ножа или бритвенного лезвия).

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке  с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета  нужно взять другие мисочку и  печатку.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая  коробочка, в которую вложена  штемпельная подушка из тонкого  поролона, пропитанного гуашью, плотная  бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Чтобы  получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется  множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как  по развитию различных психических  процессов в этом возрасте, так  и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности. Проблема общих и специальных  способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов  еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области  видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др. Применительно  к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся  в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Изобразительная  деятельность – это отражение  окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный  образ (в частности, рисунок) может  выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается  с разной целью. Цель выполнения рисунка  обязательно влияет на характер его  выполнения. Сочетание двух функций  в художественном образе – изображение  и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и  исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику  способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых  ребенок эмоционально реагирует  на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов. Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.  В настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.  Исследования  педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Для развития мелкой моторики рук такая техника, как нетрадиционная, где есть различные манипуляции с различными предметами, это очень хорошо. Нетрадиционная техника рисования дошкольников заключает в себе большие   потенциальные   возможности   всестороннего   развития ребенка. Эта техника рисования позволяет развивать воображение и фантазию, которые в дальнейшем помогают развить творческие способности. Такая техника рисования  нужна для дошкольных учреждений, так как помогает воспитателям заинтересовать детей к изобразительному искусству в целом.Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства используя различные материалы.

Информация о работе Нетрадиционное использование техник рисования