Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:25, реферат
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.
1.1.Понятие нетрадиционного рисования.
1.2.Нетрадиционные приемы рисования.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные техники рисования в игре, на занятиях.
2.2.Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.3.Взаимодействие детского сада с семьей.
2.4.Работа с педагогами.
2.5.Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов.
Заключение.
Список используемой литературы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 муниципального образования Темрюкский район.
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».
Выполнила:
Воспитатель
МБДОУ ДС № 35
Челебиева Э. М.
ст. Тамань 2009 г.
Содержание работы.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.
1.1.Понятие нетрадиционного рисования.
1.2.Нетрадиционные
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные техники рисования в игре, на занятиях.
2.2.Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.3.Взаимодействие
2.4.Работа с педагогами.
2.5.Изобразительная
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности, ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Творчество ребенка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Следует постепенно, умело вводить ребенка в мир воображения, очень важно нацелить на творческую, оригинальную деятельность.
Несформированность графических навыков и умений мешает выразить в рисунке задуманное, адекватно изображать предмет объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, вызывает огромный интерес к изобразительному искусству.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, увлекает детей.
Актуальность исследования определяется интересом к изучению нетрадиционного рисования, как результата познания эмоционального мира ребенка;
разнообразием и вариативностью работы с детьми; новизной обстановки, интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что помогает не допускать однообразие и скуку.
Данной проблемой в изодеятельности занимаются такие ученые, как Е.Е. Кравцова, Лыкова, которые считают, что в рисовании важен результат, а не
процесс, следует развить у ребенка чувство прекрасного, способность получать наслаждение от данного вида работы, дать свободу, чтобы занятие стало творчеством.
Цель данной работы - исследовать различные нетрадиционные техники и приемы рисования. Объект исследования - изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - рисование нетрадиционными способами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
2. Раскрыть понятие « нетрадиционное рисование»;
3. Рассмотреть различные способы и техники нетрадиционного рисования;
4. Создать выразительный образ с помощью нетрадиционных техник рисования;
5. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методы и приемы исследования:
1. Анализ литературы;
2. Изучение психолого-педагогической литературы;
3. Наблюдение;
4. Изучение продуктов деятельности;
Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.
1.1.Понятие нетрадиционного рисования.
«Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет
душа художника.
Иначе говоря,
когда каждый будет находить
радость в своём труде».
Роден.
Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует всё, что слышит и знает, даже запахи. Дети одного возраста на континентах в своих рисунках обязательно проходят одни и те же стадии: «каракули», «прозрачность», «добавочные носы детской логики». Их фантазия удивительно схожа.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни, развитие навыков рисования прекращается в раннем возрасте. Если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Изобразительная деятельность - один из немногих
видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Каждый ребёнок по своей природе - творец. Творческие возможности детей находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие творческие наклонности.
Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Традиционные программы не развивают воображения, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Программы К. Дороновой, Б.Неменского, Р.Чумичёвой открывают новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом:
2. Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника;
3. Формировать наблюдательность и внимательность;
4. Предоставить свободу в отражении - доступными для ребёнка художественными средствами - своего видения мира.
Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится,- немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище...
Ребёнок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, так же предстаёт целостным, то есть цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.
Если педагог стремится развивать ребёнка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной на всё новое, удивительное, яркой душой ребёнка.
Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Рисование- это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки- инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Используя новые и интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать свою точку зрения на окружающий мир и даём возможность самореализации, реализации творческого потенциала.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Необходимо создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие напряжения и скованности, знакомство с нетрадиционной техникой рисования, развитие интереса к цвету, краскам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть различные эмоциональные состояния, тяжелее научиться выражать себя в изобразительной деятельности.
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования :хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лепка на полу, под столом, на полу, на кусочке дерева, на листе... Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.
Учёными изучено и освоено более 30 различных техник рисования:
- техника тычка,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск пробкой, печатками, ластиком,
- оттиск поролоном, пенопластом,
- оттиск смятой бумагой,
- обрывание бумаги,
- скатывание бумаги,
- рисование восковыми мелками и акварелью,
- рисование свечой и акварелью,