Нетрадиционная техника рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.
1.1.Понятие нетрадиционного рисования.
1.2.Нетрадиционные приемы рисования.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные техники рисования в игре, на занятиях.
2.2.Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.3.Взаимодействие детского сада с семьей.
2.4.Работа с педагогами.
2.5.Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Ход занятия

1.        Воспитатель предлагает детям отгадать загадку :

Я копытом стучу, стучу.

Я скачу,скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это (Конь)

(дети отгадали)

Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. А вам за это сюрприз

2.        Вносит игрушку лошадку. Вместе с детьми рассматривает.

Воспитатель: Что это? (показывает на гриву)

Дети: грива

Воспитатель: Какого цвета грива? (спросила у 2-3 детей)

Дети: белого

Воспитатель: А это что? (показывает на копыта)

Дети: копыта (спросила у 2 детей)

Воспитатель: Какого цвета лошадка?

Дети: желтого.

Воспитатель: Мы с вами учили стихотворение про лошадку, кто расскажет громко?

Ребята, посмотрите какая грустная лошадка. Почему же грустная лошадка?

Дети: (потому что, у нее нет друзей, заболела и т.д).

Воспитатель: ребята, вас много вам весело, а лошадка грустная от того, что у нее нет друзей. Давайте мы ей нарисуем друзей. Садитесь за стол поудобнее. У каждого из вас лежат нарисованные лошадки, но их надо разукрасить. Невероятно, ребята, но у нас пропали все кисточки! Что же делать? (ответы детей)

Воспитатель: Рисовать можно не только кисточками, но и пальчиками. Посмотрите, что получается, если для рисования использовать кончики пальцев (показывает образец).

Чтобы кружочки были красивые пальчик держать прямо.

Ребята обратите внимание на туловище лошадки. Какого цвета кружочки?

Дети: желтого. Кончик пальца опустите в краску желтого цвета закрасьте туловища лошадки.

А теперь продолжите рисунок на каталке. В какую краску вы должны опустить пальчик?

Дети: синюю.

Воспитатель наблюдает за детьми. По окончанию работы дети вытирают пальчики, и воспитатель приглашает детей отдохнуть и спеть песню о лошадке с выполнением движений.

После песни воспитатель предлагает рассмотреть рисунки, положительно оценивая работы.

2.2. Нетрадиционные материалы в рисовании.

Развивающая среда по рисованию.

Для развития творческих возможностей, фантазии, интереса изобразительному искусству создана богатая развивающая среда:

•        сухие листья;

•        зубные щетки;

•        ластик с изображением;

•        гусиные перья;

•        пробки;

•        печатки;

•        шаблоны;

•        пенопласт;

•        смятая бумага;

•        палочки;

•        уголь;

•        салфетки;

•        печатки из овощей и дерева;

•        восковые мелки;

•        пастель;

•        акварельные мелки;

•        тычок;

•        пробки;

•        мыльные пузыри;

•        нитки.

Разнообразная развивающая среда позволяет детям делать выбор в рисовании, открывает возможность творить по-своему по-детскому, а не по указанному шаблону.

Используя на занятиях нетрадиционные техники и материалы, заметила, что дети с удовольствием и увлечением выполняют разного рода упражнения, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, сильными и уверенными. Рисунок сделанный руками детей - это успех от сознания того, что я могу сам!

2.3.Взаимодействие детского сада с семьей.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социологии детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценности ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это

взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Родителям были предложены консультации по рисованию нетрадиционными способами:

•        Живопись с помощью пальцев рук;

•        Живопись с помощью ступней и пальцев ног;

•        Рисование нетрадиционными способами;

•        Подружись с карандашом.

ЖИВОПИСЬ С ПОМОЩЬЮ СТУПНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ НОГ

После того как малыш освоит рисование пальцами рук, предложите ему сделать то же самое при помощи ступней и пальцев ног. И это не шутка. Ноги обладают немалой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви и потому никак не проявляют свои замечательные свойства.

Рисование ногами дает особое ощущение свободы - попробуйте сами. Даже больше того: обязательно пройдите через это, прежде чем к такому виду рисования приступит ваш ребенок. Для творческого процесса создайте спокойную обстановку. Чтобы иметь возможность прислушаться к себе. Эмоции, которые при этом могут возникнуть, трудно с чем-либо сравнивать. Постарайтесь почувствовать их как можно лучше и запомнить, чтобы потом вы могли помочь ребенку управлять ими.

Итак, рисовать пальцами ног малыш должен вместе с вами. Конечно, для этого следует подготовиться. Расстелите на полу большую клеенку. На нее положите листы плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.

Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, какие ощущения он испытывает, когда ступни свободны. После этого покажите ребенку, как пользоваться краской и что ступнями и пальцами ног можно нарисовать. А для начала попросите его оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков на бумаге.

Затем пусть он нарисует что хочет, и вы сделаете то же самое. Как только закончите рисование, вымойте ноги в ведре или тазике, оботрите их (кстати, мытье ног и их последующее вытирание полотенцем - прекрасный успокаивающий массаж!) и попросите ребенка рассказать, что же у него получилась за картина. Обязательно похвалите малыша и сохраните рисунок

ЖИВОПИСЬ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЦЕВ РУК

Это вид творчества очень успокаивает и расслабляет ребенка. При этом от малыша не требуется большого мастерства, и ничего, что краски растекаются! С их помощью он может выплеснуть эмоциональное напряжение, в котором находится, - происходит как бы разрыв гнетущих пут, и наступает успокоение. По работам ребенка вы сможете отследить его эмоциональное состояние: гнев, обиду, боль, радость.

Почему живописные работы иногда лучше выполнять при помощи пальцев рук, а не кисточкой? У детей существует сенсорный голод, тактильный голод, тяга к прикосновениям, а именно такой путь познания окружающего мира - желание все потрогать - является ведущим в этом возрасте. И что греха таить, обычно подобные эксперименты пресекаются родителями. Преодоление этого запрета и возможность наконец-то испачкаться, вымазаться всласть (и за этого не будут ругать!) позволяет ребенку почувствовать себя счастливым.

Итак, непосредственное прикосновение к краскам, их размазывание по плотной бумаге помогут малышу наиболее полно включиться в процесс творчества, при котором задействуются внутренние резервы организма.

Конечно, предварительно необходимо надеть на ребенка фартук, краски дать легкосмываемые и закрыть поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок приступит к рисованию, начните вместе с ним, покажите ему, как это можно делать. А потом, когда рисунок будет готов, расспросите маленького художника, что он нарисовал, - и вы можете услышать удивительные вещи.

2.4. Работа с педагогами.

Семинар- практикум по  теме:

Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Художник хочет рисовать,

Пусть не дают ему тетрадь...

На то художник и художник – 

Рисует он, где только может...

Он чертит палкой по земле,

Зимою пальцем на стекле

И пишет углем на заборе

И на обоях в коридоре         

Рисует мелом на доске,

На глине пишет и песке,

Пусть нет бумаги под руками 

И нету денег на холсты

Он будет рисовать на камне

И на кусочке бересты.

Салютом он раскрасит воздух,

Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,

Что может рисовать везде.

А кто художнику мешает – 

Тот землю красоты лишает!

Чем работает художник? Кистью. Карандашом. Мелками. А еще чем? Пальцами, тряпками, палками, камушками... Да чем угодно! Изобретательность художника не знает границ.

Рисование нетрадиционными способами и необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивать воображение, побуждать к творческой деятельности.

Благодаря творчеству, дети познают себя, освобождаются от плохого и утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные важные проблемы.

Будет очень полезно и правильно не ограничивать малышей требованием рисовать только в тетради. Не бойтесь дать чистый лист, причем, чем, больше, тем лучше. Его рука, глаза, все тело должны приобрести смелость и навыки свободного, широкого и непрерывного движения рукой.

Чем шире диапазон движений по бумаге, тем уверенней, смелее и находчивее будет ребенок. Согласитесь: нарисовать свое дерево, свой домик, своего человечка - это смелое открытие, потому что не по шаблону, не по схеме, а таких, каких еще не рисовал никто и никогда.

Стремление к новизне и разнообразию помогают приобретать не только навык, но и личностный опыт труда и эмоциональных переживаний, что способствует более глубокому и тонкому развитию эмоциональной сфере ребенка.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, используются нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование раскрывает возможность использованию знакомых ими предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью; можно рисовать пальчиком или ладошкой, испачкаться - и за это не будут ругать. Необходимо дать свободу, тогда рисование станет творчеством.

Все увиденное и услышанное нужно непременно проигрывать в слух, словесно выражать будущий замысел. Речь - первый союзник рисования.

Это простые упражнения формируют эмоционально — эстетическое отношение к действительности, образное мышление, творческое воображение.

Очень важно использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

Шерстяной клубочек

Шарик с краской голубой Поиграть решил с тобой:

Прыгнул раз и прыгнул два:

Появилась голова!

По листочку наутек Побежал снеговичок.

 

Изготовить такой предмет для рисования очень легко из шерстяных ниток, а затем отпечатать на бумаге, получится пушистое изображение туловища или головы любого животного. Это позволяет ребенку фантазировать, придумывать, открывать новые возможности для создания интересных рисунков.

Волшебный гвоздик

Гвозди заняли места

У бумажного листа 

И теперь в ночной глуши Сказку видят малыши.

 

Для того чтобы сказка появилась, натираем бумагу свечкой, для получения черно-белого рисунка покрываем бумагу черной тушью, смешанной с зубным порошком, а для цветного - гуашь с мылом. Когда гуашь высохнет - «гвоздик - волшебник» будет рисовать сказочных героев. Данный вид работы требует усердие, развивает мелкую моторику пальцев при натирании бумаги свечкой, развивает воображение.

Цветы на ткани

Техника батика только на первый взгляд кажется сложной и неподвластной детской руке и воображению. Оказалось, батик не требует от ребенка больших затрат времени и сил, а результат получается всегда неожиданным и интересным.

Материалы для росписи могут быть хлопчатобумажными, шерстяными. Наиболее доступными для детей являются такие приемы изготовления батика, как техника свободной росписи, узелковая техника, техника витража.

Узелковая техника 

На ткани завязывают нитками узелки разных размеров, весь кусок ткани сворачивают в виде жгута, жгут сворачивают в два - три слоя и обвязывают нитками, затем широкими мазками наносят краски. Затем ткань высушивают, снимают нитки, разглаживают.

Техника свободной росписи

 

Эта техника очень сходна с работой акварельными красками по мокрой бумаге. Краска широкими кистями наносится на влажную поверхность в соответствии с эскизами.

Техника витража

 

При работе в технике витража делается эскиз будущей работы на бумаге, затем переводят на ткань, контур рисунка покрывается жидким парафином, который будет отделять цвет от цвета.

Смятая бумажка

 

Техника оттиска смятой бумаги позволяет получить интересные композиции, прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке и наносим оттиск на бумагу.

Информация о работе Нетрадиционная техника рисования