Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:25, реферат
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.
1.1.Понятие нетрадиционного рисования.
1.2.Нетрадиционные приемы рисования.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные техники рисования в игре, на занятиях.
2.2.Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.3.Взаимодействие детского сада с семьей.
2.4.Работа с педагогами.
2.5.Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов.
Заключение.
Список используемой литературы.
ТЕХНИКА ГРАТАЖ
В переводе с французского означает «процарапывание». Популярность этой техники объясняется художественно-выразительными возможностями гратажного рисунка (проступающий на темном фоне светлый мерцающий подмалевок придает работам таинственность, сказочность). Кроме того, техника гратажа позволяет детям легко выполнять как колористические, так и графические задания, а воспитателям в ходе работы над художественным образом создавать необычные игровые ситуации.
Гратаж предусматривает поэтапную работу, в которой цвет и линия во времени разделяются. Игровая интрига, некоторая парадоксальность данной техники состоят в том, что работа над цветом первична по отношению к графике.
Первым этапом работы является гратажный подмалевок.
Он свободен от четкой графической детализации и предполагает лишь изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение или создающих цветовой образ рисунка в целом.
Второй этап заключается в закреплении, или «вощении» подмалевка, т.е. в создании прозрачного водоотталкивающего слоя. Проще всего натереть рисунок свечой. Это могут сделать сами дошкольники, однако подобное «вощение» не создает полностью непроницаемого, герметичного слоя, и на открытие участка в дальнейшем может затечь краска, снять которую на заключительном этапе невозможно. Лучше детские работы вощить педагогу, используя бесцветную мастику для пола или жидкий расплавленный воск (парафин).
На третьем этапе работы детские рисунки поверх воска или мастики покрывают однородным слоем гуаши. И необязательно черной - в зависимости от игровой ситуации и художественной задачи можно выбрать самые различные оттенки.
Четвертый, заключительный этап работы состоит в снятии, соскабливании поверхностного слоя гуаши острой деревянной, пластмассовой или металлической палочкой. С ее помощью ребенок убирает все лишнее, выстраивая графический образ. Созданный на первом этапе работы подмалевок неожиданно для самого ребенка «расцвечивает» его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы, - таким образом, графическое и цветовое начала соединяются в одно целое.
Детей радует не только конечный результат - таинственное, непредсказуемое «расцвечивание» картинки делает увлекательным процесс работы, а маленьких художников превращает в волшебников, первооткрывателей. Многие дети способны выстраивать графический образ, ориентируясь на случайно открываемые оттенки цветового фона, менять в процессе работы первоначальный образ.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ВИТРАЖА
Витраж происходит от французского «оконное стекло». Мозаики из цветного стекла использовали в древности в Египте, Греции и Риме.
Для создания витража сначала необходимо сделать рисунок-набросок на бумаге простым карандашом, затем обвести его фломастером. Лист бумаги должен соответствовать размеру прозрачной пленки. Изображения предметов лучше делать крупными, а детали добавить потом. (в процессе рассказа воспитатель показывает этапы работы).
На выполненный рисунок-набросок сверху накладываем пленку так, чтобы края бумаги совпадали с краями пленки. Бумага и пленка скрепляются со всех сторон. Рисунок через пленку хорошо просматривается.
По линиям контура рисунка выдавливаем из тюбика специальную пасту, которая называется резервом. Нужно немного подождать, чтоб она застыла. Если вы потрогаете высохший на пленке резерв, то почувствуете, что он слегка выступает над поверхностью пленки, создавая тем самым барьер для краски. Линии разреза заменяют те свинцовые полоски, которыми скрепляются стекла настоящего витража.
Теперь осталось сделать стекла цветными. Для этого заполняем специальными витражными красками пространство внутри контурных линий. Чтобы краски не потекли, нужно оставить работы на столе в горизонтальном положении. Когда они подсохнут, можно нарисовать мелкие детали резервом и красками.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ УГЛЕМ, САНГИНОЙ, СОУСОМ
Использование таких графических материалов как уголь, сангина, соус и пастель не только расширяют художественные представления детей об изобразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, позволяет разнообразить приемы работы, а главное - придает образам, создаваемым детьми, особую выразительность.
Знакомство с такими материалами рекомендуется начинать в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут правильно держать мелок, регулировать нажим, учитывать в работе некоторые особенности новых материалов (маркость, хрупкость), использовать всю гамму технических приемов.
УГОЛЬ - несложный материал, которым издавна пользуются художники для создания набросков живописных полотен и самостоятельных рисунков. Отличает уголь богатство оттенков черного цвета, глубокая бархатная линия - как раз эти качества угля дети должны увидеть, почувствовать и передать в своих работах. Рисовальный уголь - тонкие древесные палочки или ветки березы, ивы, ольхи, подвергнутые обжигу. Его можно изготовить самим: веточки очищенные от коры, обмазать жидкой глиной, опустить в консервную банку с песком и поместить в печь на два часа. Время это условно - все зависит от толщины веточек. Если уголь недожжен, он будет царапать и рвать поверхность бумаги, если пережжен, будет крошиться, быстро ломаться, его невозможно заточить.
Рисуют углем на плотной зернистой бумаге, так как на тонкой бумаге частички угля не держатся и рисунок быстро осыпается. Поверхность гладкой бумаги можно обработать мелкой наждачной бумагой или жестким ластиком, чтобы придать ей бархатистость. Если это необходимо для замысла, можно использовать бумагу, тонированную акварелью или цветными школьными мелками, или цветную бумагу для пастели.
Готовый рисунок необходимо «закрепить». Для этого его можно опрыскать обычным аэрозольным лаком для волос. При хранении рисунки углем перекладывают бумагой.
С помощью школьного мела - белого и цветного - тонируют бумагу и высветляют отдельные части рисунка (снег, белая мордочка животного, белое платье и т.п.).
САНГИНА - мелки разных оттенков коричневого цвета - изготавливаются на основе глины, пропитанной клеевым составом. Приемы работы сангиной такие же, как при рисовании углем, но она хуже растушевывается. При смачивании дает эффект акварели в коричневых тонах. Особенно интересны пейзажи, выполненные этим графическим материалом. Сангина хорошо сочетается с углем.
Те же приемы рисования можно использовать и при работе СОУСОМ - мелками разных цветов (от белого до почти черного). Рисунки, выполненные разными соусами, напоминают живописные полотна, созданные с применением техники «гризайля».
ПАСТЕЛЬ - отличается от всех этих материалов многообразием цветов и оттенков, что обусловливает тематику рисунков, ею выполненных. Пастельные тона позволяют изобразить и прозрачность весеннего неба, и свежесть лепестков цветов в букете, и нежный, светлый портрет мамы.
МЕТОД ТЫЧКА КАК УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
способ рисования
Мы предлагаем метод рисования, который не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисточка. Использование губки или ваты вместо кисточки исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получится большая « пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение в рисунке. Как известно,- гуашь - густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЫЧКА
Предлагаемый метод:
• позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• дает возможность прочувствовать многоцветное изображение, предметов, что, несомненно, важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
• формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
• способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а, следовательно, и познавательных способностей - рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Метод тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.
Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом, как было сказано выше, гуашь должна быть густой, кисточка - жесткой (предпочтительно из натуральной щетины) и, самое главное, сухой, то есть ее не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-Змм. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листе бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом, друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте, круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы* приобретают форму и объем, приближенные к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки. Если вы решили обучать рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РИСОВАНИЮ СПОСОБОМ ТЫЧКА
1. Занятия проводятся по 30 - 40 минут с несколькими паузами 1-2 раза в месяц. Не забывайте, что каждое занятие является комплексным. Его цель - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).
2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу (3-4мм.) в маленькие розетки. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия - акварельными красками широкой кистью. Должно быть не менее двух кисточек (одна обязательно жесткая, лучше из натуральной щетины). Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
3. Не забывайте сопровождать каждое занятие упражнением- разминкой с кисточкой, проигрывая вместе с детьми следующие слова.
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком.
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Все получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.) (Выполнять движения кистью руки).
(Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
ПОМНИТЕ: ГУАШЬ В БАНОЧКАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ГУСТОЙ, НА КИСТОЧКЕ ПРИ РИСОВАНИИ ЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МАЛО, ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРОМЫВАНИЯ КИСТОЧКУ СЛЕДУЕТ ТЩАТЕЛЬНО ВЫТЕРЕТЬ.
Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Интересны и понятны детям упражнения для рук с карандашом и кисточкой, предлагаемые физкультурные минутки легко запоминаются и могут быть использованы на других занятиях или в играх детей.
Если дети нарисуют более 20 работ методом тычка, у них уже будут сформированы устойчивые навыки рисования, и вы смело можете продолжать рисование данным способом, постепенно усложняя задания. Как показала практика, дети могут сами рисовать контуры некоторых предметов. Главное, увлечь детей темой, помочь им усвоить приемы изображения окружающего мира с помощью круглых, овальных, треугольных форм в различных сочетаниях, и тогда рисование станет увлекательным занятием для детей и для вас.