Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:25, реферат
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.
1.1.Понятие нетрадиционного рисования.
1.2.Нетрадиционные приемы рисования.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные техники рисования в игре, на занятиях.
2.2.Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.3.Взаимодействие детского сада с семьей.
2.4.Работа с педагогами.
2.5.Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов.
Заключение.
Список используемой литературы.
Если вам нужно сделать подарки или приглашения на праздник, подготовить детские работы для выставки, то палочка-выручалочка - это тычковое рисование. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
ПЕЧАТАЕМ ЛИСТЬЯМИ
Вы принесли с прогулки несколько цветов или травинок. Аккуратно уложите каждый цветок, веточку, травинку или листик между газетами. Придавите сверху грузом - это может быть и не слишком тяжелая книга.
Растения немного подсохли. Осторожно берем растение и уложив на «рабочий» лист бумаги, легкими движениями кисти покрываем его толстым слоем гуашевой краски. Затем растение укладывается покрашенной стороной, вниз на подготовленный для открытки или панно кусок ватмана.
Сделать это следует непосредственно после того, как растение покрашено, иначе краска высохнет, и у вас ничего не получится.
Сверху накладываем лист бумаги и прижимаем его рукой, после чего бумагу осторожно снимаем, а вместе с ней и растение. При необходимости аккуратно покрасьте непропечатанные места.
ТИСНЕНИЕ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: фактура, цвет.
МАТЕРИАЛЫ: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ФАКТУРА, ОБЪЕМ.
МАТЕРИАЛЫ: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ: ребенок отрывает от полоски бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам воспитатель выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.
Путем обрывания также можно изготовить крупные части изображения, например туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и накладываются на основу.
Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: фактура, объем.
МАТЕРИАЛЫ: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
ТЕХНИКА ПЛАСТИЛИНОВОЙ ЖИВОПИСИ.
Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисованием красками.
Техника пластилиновой живописи и барельефа.
Барельеф - один из видов рельефа, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма. Эта техника способствует всестороннему развитию ребёнка: повышает его сенсорную чувствительность; развивает пространственное мышление, мелкую моторику; координирует движения рук.
Выполнить композицию в такой технике непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребёнок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.
2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.
3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приёмов нанесения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое- при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное- для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.
5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках- технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов.
Приёмы лепки.
Использование элемента «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений
Использование элемента «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем - вправо;
- выполнение образа хвойного дерева- ели (выполняется в одном цвете и в двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок тёмного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладём на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура.
Использование элемента «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону.
Усложнить изображение растений можно за счёт цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от тёмного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к тёплому) или разного цвета (гармонирующие или контрастные). Сочетание цветов зависит от особенностей художественного образа.
Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей и животных. Эскизы образов выполняются детьми на бумаге, затем вырезаются. Далее подбираем пластилин нужного цвета и делаем из него пластину, к которой прикладываем нарисованный шаблон. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение или его части. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образы декоративными узорами в технике барельефа и горельефа. Для декорирования используем различные материалы: стеки, палочки, стержни, спички, вязальные спицы и т.д. По окончании работы покрываем картины двумя- тремя слоями бесцветного лака для дерева. После просушки картину вставляем в рамку и вешаем на стену.
Глава 2. Применение нетрадиционной техники рисования в практической деятельности.
2.1.Нетрадиционная техника рисования в игре, на занятиях.
Ребенок начинает исследовать любую реальность собственными руками. Но далеко не все знают, как пройти с ребенком путь от простого рисунка к монументальной форме.
Для каждого малыша в любом возрасте мир, в котором он живет, должен стать необычным, потому для него важен и нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Я выбрала направление в своей работе - использование в рисовании нетрадиционных техник:
• ладошками;
пальчиками;
• печатками;
• палочками;
• листьями;
• мыльными пузырями;
• восковыми мелками;
• зубными щетками;
• на мокрой бумаге;
• на стекле и т.д.
Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».
Такие занятия - импровизация и игра должны стать устойчивым увлечением каждого ребенка.
Во второй младшей группе много было проведено занятий по рисованию на тему: «В гости уточка пришла», с использованием техники рисования тычок. Перед нами были поставлены следующие задачи:
- продолжать учить детей рисовать методом тычка; умении подбирать цвета, правильно держать кисть;
- расширять знания о времени года, о птицах;
- прививать интерес к поэтическим произведениям.
В группе была создана доброжелательная спокойная обстановка. Занятие проходило под музыкальное сопровождение с выполнением различных танцевальных упражнений, игр, рассказыванием стихотворений. С поставленными задачами справились, дети охотно выполнили предложенные им задания.
На этой возрастной группе проводилось занятие «Уточка» по рисованию с использованием техники рисования пальчиком Детям представилась возможность испачкать пальцы, зная, что им за это не будут делать замечания.
Главное в рисовании - это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному «шедевру», а положительные эмоциональные состояния очень важно для любого вида деятельности, так как составляет основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, необходимо поддерживать и развивать интерес к изобразительному творчеству.
Проходя путь от простого к сложному: от рисования методом тычка, пальцами, ладошкой, оттиском пробки штампами, ватными палочками к рисованию более сложными способами - спичечными коробками, пластилином, методом обрыва, скатывание бумаги, дети овладевают приемами рисования, с удовольствием выполняют задания, проявляют инициативу помочь друг другу, вносят что-то новенькое в свои детские «шедевры».
На средней возрастной группе было проведено комплексное занятие по произведению «Кошкин дом», но задачи усложнились, предлагалось одновременно несколько техник рисования: рисование с помощью спичечных коробков, рисование пластилином, рисован7ие методом обрыва. Дети проявили творческое отношение к работе, наблюдался дружный и сплоченный характер группы, чувствовалась серьезность, самостоятельность, отзывчивость, аккуратность в выполнении заданий.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и воспитывают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
В раннем возрасте закладывается фундамент личности, потому нужно зажечь огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получил удовольствие от общения с красками, радовался результатам своего труда.
Дети учатся замечать оттенки цветов, строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он познает свое настроение и радует нас великолепными произведениями.
Каждый должен иметь право, возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, пастель, восковые свечи, мелки, пластилин, бросовый материал. Всему этому материалу необходимо находиться в доступном месте для ребенка. Выбор должен принадлежать ребенку.
Имея опыт рисования различными способами, дети сами предлагают метод рисования, стоит только предложить тему.
Нетрадиционная техника рисования открывает возможность развития у детей творческих способностей, фантазию, воображение.
В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители - ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе - радость и теплота.
Организованная деятельность с детьми.
Тема: «Рисуем пальчиками»
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать тактильную чувствительность, знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор, воспитывать эстетическое отношение к животным через изображение образа лошадки, развивать моторику руки, воображение, ориентацию на плоскости, развивать музыкально-ритмические движения детей, речевую активность.
Материалы. Лошадка игрушка, тонированная бумага на которой изображена лошадка, ванночки с красками, салфетка, блюдечко с водой. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о животных, чтение рассказов, заучивание стихотворений, песенки, рисование в свободное время.