Развитие техники в эпоху феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Техника производства, основанная на дешевом рабском труде, была на низком уровне, хотя и более совершенная, чем при первобытнообщинном строе. На смену рабовладельческому способу производства пришел феодальный с применением железа во всех областях техники и быта. Из железа ремесленник мог изготовить орудия высокой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень или известный тогда металл.

Файлы: 1 файл

Феодальный общественный стро1.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

Развитие  техники в эпоху  феодализма. 

Техника производства, основанная на дешевом рабском труде, была на низком уровне, хотя и более  совершенная, чем при первобытнообщинном строе. На смену рабовладельческому способу производства пришел феодальный с применением железа во всех областях техники и быта. Из железа ремесленник мог изготовить орудия высокой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень или известный тогда металл. При феодальном способе производства происходит дальнейшее развитие техники, но совершается оно медленно, с использованием ручных орудий труда и механизмов. 

   Процесс  перехода от рабовладения к  феодальному в разных странах  проходил не единовременно, однако  суть его везде заключалась  в том, что возникшие противоречия  между производительными силами рабовладельческого строя и его устаревшими производственными отношениями вели к установлению нового строя – феодального. 

   Феодальный  строй повсеместно характеризовался  крупными дворянскими землевладениями  в сочетании с надельным крестьянским землепользованием. В основе производственных отношений лежит собственность феодала на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина, то есть личная зависимость непосредственного производителя материальных благ. Без личной зависимости крестьянина от феодала было бы невозможно заставить его работать на феодала. Одним из важнейших рычагов этого принуждения была собственность феодала на землю, инвентарь, скот. 

   Орудия, при помощи которых ремесленники  и крестьяне в это время  обрабатывали почву, собирали урожай и изготовляли орудия производства, были очень просты, как очень прост был и сам труд. Примитивная агротехника, которая состояла в переложной системе земледелия, с подсекой в лесной полосе, основывалась на использовании сохи с железным лемехом, серпа, косы и лопаты. До появления мельниц зерно мололи вручную на каменных жерновах. Крестьянское хозяйство делало и предметы труда. 

   Техника  изготовления кос, серпов, ножей,  посуды, одежды и многого другого  была рутинной. В то же время многие орудия труда крестьянина и ремесленника начинали получать ту наиболее рациональную форму, которая затем просуществовала без изменения в течение веков. В этом сказалась многовековая предыдущая практика, которая вынуждала придавать рациональную форму немногочисленному набору инструментов. Большинство орудий этого периода времени было деревянными, что не задерживало производительность труда. 

   Несмотря  на медленное развитие техники,  феодальная эпоха оставила замечательные  памятники народного творчества, величественные строительные сооружения готической архитектуры. К X–XV векам относится строительство подъемных мостов, крупных кораблей, мельниц, плотин, создание всевозможных машин, метательных орудий. Новый строй вызвал к жизни более сложную и совершенную технику, расширялись естественнонаучные и технические знания. 

   В Европе  появлялись трактаты по медицине, географии, переведенные с греческого, проводились наблюдения за звездами, планетами, не прекращались занятия  математикой и механикой. Но  переводные трактаты почти ничего не давали практике, наука была подчинена церкви, ею в основном владели монахи и иные служители культа. 

  V–VI вв.

   В Китае  внедряется новый вид печатной  техники – печатание с досок,  что является важным шагом  к созданию книгопечатания. 

В Южной Америке  построена пирамида, которая имеет 365 окон по количеству дней в году и  семь ступеней по количеству дней в  неделе. 

   VI в.

   В Китае  начали изготовлять примитивный  фарфор. Сначала изделия из фарфора  были подобны керамическим, а в VIII–IX вв. начали изготовлять фарфор значительно лучшего качества. В Европу сведения о производстве фарфора привез Марко Поло (1254–1323).

   В Японии  в храме Гангодзи установлена  знаменитая Триада из позолоченной  бронзы: высота Будды Сяка-Нёрай  – 84,5 см, высота двух бодхисата – 90 см. Триада имеет общий большой нимб – икко-сандзон. Триада является наиболее почитаемой святыней, божеством, наделенным сверхъестественными чертами.

   Арабы  усовершенствовали водяные часы. Часы не только оснащены стрелкой, шкалами и циферблатом, но механизмом, приводящим в движение каждый час различные фигурки. Появляются башенные водяные часы. 

   537 г.

   В Константинополе  – столице Византии в правление  императора Юстиниана построен  шедевр мировой архитектуры –  храм святой Софии. Это был новый тип храма, отличающийся от своих античных предшественников. Возведен он греческими архитекторами Анфилием из Тралл и Исидором из Милета. Собор в Константинополе является самым выдающимся сооружением византийского зодчества. Он был главным храмом Византийской империи и придворным храмом императора. В разработке этого уникального сооружения приняли участие 100 архитекторов и 10 тысяч рабочих. Строительство храма продолжалось пять лет. Этот храм предназначался для явлений императора народу в окружении свиты и духовенства, поэтому он должен был создавать впечатление ослепительного великолепия. 

   Общие  размеры храма значительно превышали  размеры выдающихся римских храмов. В плане это прямоугольник  со сторонами 74,8 ? 69,7 метра, в  который вписан равноплечий греческий крест. Стены его облицованы громадными плитами из розового, зеленого, черного, темно-серого и белого мрамора разных оттенков, отделенных друг от друга тонкими мраморными рамками. Император хотел покрыть стены сверху донизу золотом, но мудрецы отсоветовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом разрушат храм. Здание, украшенное камнем, будет стоять вечно. Многие красивые и редкие виды камней были заимствованы для этого храма в остатках древних зданий. Со всех концов направлялись сюда возы, нагруженные готовыми произведениями греческих и римских скульпторов и каменотесов. Из Аврелианского храма Солнца в Риме были взяты порфировые колонны, из храма в Эфесе – колонны из зеленого мрамора. Мрамор был привезен также из Фессалии, Нумидии, Лаконии, Карии, Фригии. 

   Центральный  купол храма, сложенный из глиняных  горшков, сделанных из особой  глины, найденной на острове  Родос, в диаметре был равен  31,4 метра. Вес двенадцати таких  горшков равнялся весу одного  кирпича. Много необычного было в строительстве этого собора. Применяли множество новейших техник. Так, известь приготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал, который изготовили следующим образом. В растопленную массу золота бросили ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины – то есть, все наиболее дорогое. На строительство было потрачена баснословная сумма – 320 тысяч золота. Самая пышная византийская постройка была гордостью императора Юстиниана. Празднества по случаю освещения храма сопровождались пиршествами 15 дней. 

   В храме  поражало обилие света, который  проникал через 40 окон в нижней  части купола. Казалось, что здание  является источником света. Изумленные  красотой историки писали, что  с восточной стороны Святая София являла свои сверкающие купола, свои сто порфировых и мраморных колонн, свои драгоценные мраморы с розовыми прожилками, зелеными полосками и пурпурными звездочками, белоснежные, шафранные и стальные оттенки которых смешивались друг с другом как цветы, между балюстрадами и капителями из золоченой бронзы, перед серебряным алтарем, против дарохранительницы из массивного золота, возле золотых, инкрустированных драгоценными камнями ваз, под бесчисленными мозаиками, покрывающими стены золотыми блестками и сияющими камнями. 

   Константинопольский  храм святой Софии оказал огромное  влияние на последующее развитие  архитектуры. Ни одно здание  уже не достигало размеров  и великолепия этого храма.  Его композиция явилась образом,  которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. 916 лет в храме звучали песнопения восточных христиан. В XV веке турки завоевали Константинополь и переделали храм в мусульманскую мечеть, пристроив к храму четыре минарета. 

    VI–VII вв.

  Отливаются церковные колокола небольших размеров.

  В Риме  изобретена судовая мельница, в  которой вращение водяного колеса  передавалось посредством зубчатых  колес к жерновам.

   В Китае  открыт секрет производства фарфора. 

   VI–XII вв.

   В Западной  Европе появляются первые немногие ветряные мельницы. Основой их устройства были верхнебойные колеса большого диаметра. 

   С VI в.  в сельское хозяйство внедряется  усовершенствованный плуг на  колесах с режущим устройством,  лемехом и устройством для  переворачивания пласта пашни. С применением такого плуга значительно облегчилась пахоту, сократился ее срок, повысилась эффективность обработки почвы. 

   600 – 900 гг.

   На территориях  империи майя (Центральная Америка)  своего расцвета достигает искусство  строительства, возникают крупные центры, начинается строительство множества дворцов и храмов, расцвета достигает искусство, ремесло, земледелие. Так, древние майя использовали метод террасного земледелия (на склонах холмов), предохраняющий поверхность от вымывания и увеличивающий глубину плодородного слоя. Устраивали майя и так называемые приподнятые поля, когда на болотистой площади приподнимали поля, насыпая длинные грядки над уровнем воды примерно на метр. Сооружали майя и сложные ирригационные системы (с 200 г. до н. э.). Был обнаружен канал шириной в 90 метров, который тянулся на 11 километров, соединяя город с рекой. К северу от центра города Эцна расходились веером семь каналов поменьше. Они подводили воду к различным по величине резервуарам, из которых самый большой мог вместить 120 миллионов кубических метров воды. Основными строительными инструментами были мотыги и тесла, сделанные из кремнистого сланца. По каналам и рекам передвигались на каноэ, выдолбленных из красного дерева и лодках длиной 12 метров, в которых могли разместиться до 50 человек. Вглубь страны с побережья везли самые разнообразные товары: рыбу, морских млекопитающих, раковины, акульи зубы, позвоночники морских скатов. Роль обменной монеты выполняла соль. На восточном побережье Юкатана в городе Серросе формировался торговый центр. Среди самых ценных товаров, проходивших здесь, были нефрит и обсидиан, которые привозили из центральной части Мексики и с юга Гватемалы. Обсидиан (черное вулканическое стекло) можно обтесать так, что край его становился, как бритва. Он шел на изготовления оружия и режущих инструментов. Жрецы майя с давних времен вели наблюдение за небесными телами. Тайные знания о звездах и планетах они записывали в кодексах, которые донесли до нас сложную календарную систему майя, связанную с движением Солнца, Луны и Венеры. Майя создали создали солнечный календарь из 365 дней, с большой точностью определили лунный месяц (погрешность в 23 секунды в современном исчислении). Самым жизненно важным календарем, определявшем почти каждый шаг в жизни, был астрологический, или ритуальный, календарь, состоящий из цикла в 260 дней. Современные ученые полагают, что в основе его лежит период развития человеческого плода – от зачатия до рождения. Древние майя пользовались предсказаниями гороскопа, определяя по ритуальному календарю благоприятные дни для всевозможных занятий. Жрецы-астрономы майя создали сложный календарь, в котором использовались одновременно солнечный, ритуальный и венерианский (по планете Венера) циклы. По нему жрецы определяли времена войн и жертвоприношений. Этот большой календарь состоял из 104 лет, 65 периодов обращения Венеры и 146 периодов созревания человеческого плода. По нему можно было через каждые 173,3 дня предсказывать солнечные и лунные затмения. 
 
 
 

  VII в.

   В Китае  и Персии для обмолота зерна начинают использовать ветряные мельницы. Ветряные мельницы были известны и в Риме, но широкого распространения не получили. 

   В Армении  изготовлены самые большие солнечные  часы. Найдены они во время  раскопок храма Звартноц. На каменной плите размерами 1,26 м ? 1,26 м начерчен круг. В верхней его половине сохранилась надпись на древнеармянском языке со строками из Псалтыря. Нижняя представляет собой циферблат, а в центре – углубление для стержня. 

624 г.

  Исидор Севильский  предлагает изготовлять пиво из хмеля. Раньше пиво варилось на Кавказе, потом в Финляндии. В Чехии пиво распространилось в XI в. 

678 г.

   В Греции  Каллинникос предложил использовать  в морской битве византийцев  против арабов так называемый  «греческий огонь». «Жидкий» огонь состоял из смеси серы, горной смолы, селитры и льняного масла.

700 – 1000 гг.

   На полуострове  Юкатан, в империи майя создано  множество городов. Города Ушмаль, Сайиль и Лабна особенно выделяются  великолепием планировки и архитектуры.  Массивные четырехугольники зданий по фасаду облицованы известняком, у дверных косяков стоят круглые колонны с квадратными капителями, верхняя часть фасада украшена каменной мозаикой, сделанной из кремня. Восхищали строгая организация пространства, сама панорама городов, пышность и усложненность архитектуры. Высокие пирамиды, дворцы с рельефными и мозаичными фасадами, сложенными из плотно пригнанных друг к другу кусочков колотого камня, подземные резервуары, где хранились запасы питьевой воды, настенные иероглифы – такова архитектура древнейшей цивилизации. Ремесленники и художники майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, но их глиняные вещи изящны и красивы. Для работ с нефритом, кремнем, раковинами применялись шлифовальные порошки и каменные инструменты. Ремесленники-майя знали разницу между материалами. Любимый древними майя за красоту, редкость, а также за предполагаемую волшебную силу, нефрит ценился особо. Деревянными пилами или костяными сверлами делались канавки, завитки, лунки и т. п. Полирование производилось с помощью твердых растительных волокон, которые добывали из побегов бамбука или тыквенного дерева, клетки которых содержали микроскопические частицы твердых минеральных веществ. Огромное количество фигурок из нефрита, изображающих людей и животных имеет форму клина. Древние камнерезы использовали такую форму изделия, чтобы можно было при случае применить их как орудие труда. После небольшой доработки эти прекрасные каменные поделки могли превратиться в амулеты или фигурки людей и богов. В искусстве майя изображение часто передает действие или эмоции. 

Информация о работе Развитие техники в эпоху феодализма