Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества [1]. В технике материализованы знания и опыт, накопленные человечеством в ходе развития общественного производства. Основное назначение техники ранее было – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности, в наст
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Развитие техники в древности…………………………………………………4
2. Становление экспериментальной науки и динамика развития техники ….17
3. Причины, побуждающие развитие техники ……………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………
содержание
Введение
…………………………………………………………………………..
1. Развитие техники в древности…………………………………………………4
2. Становление экспериментальной науки и динамика развития техники ….17
3. Причины, побуждающие развитие техники ……………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………24
Список
использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
С целью исследования причин бурного развития техники за последние сто-двести лет в работе кратко излагается история её развития с древнейших времён и приведено краткое описание логики развития техники.
Техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества [1]. В технике материализованы знания и опыт, накопленные человечеством в ходе развития общественного производства. Основное назначение техники ранее было – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности, в настоящее время – создание и совершенствование т.н. техносферы, отражающей материально-техническую культуру жизни и научно-производственного процесса. Техника позволяет на основе познания законов природы существенно повысить эффективность трудовых усилий человека, расширить его возможности в процессе целесообразной трудовой деятельности; с её помощью рационально (комплексно) используют природные ресурсы, осваивают недра Земли, Мировой океан, воздушное и космические пространства.
Цель
работы – изучение истории развития техники.
«Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем...»
(древнегреческий
философ, врач, политический
деятель 5 в. до
н.э.)
Начальный период предыстории человечества называется палеолитом (греч. lithos — камень) – древним каменным веком [2]. Но это только так говорится, на самом деле на этот «век» приходится 98% всего времени существования человека (начиная с homo habilis – человек искусный, умелый – появившийся около 2 млн. лет назад). В некоторых уголках Земли этот «век» продолжается до сих пор.
Орудия труда человека той эпохи довольно однообразны: куски камня, слегка обработанные с одной, редко с двух сторон, для придания им режущей или колющей формы. Эти орудия употреблялись для самых различных целей, т.е. они были универсальными.
Человеческая техника
За палеолитом следует неолит – новый каменный век – период, когда каменные орудия подвергаются всё более тщательной обработке в зависимости от их назначения этот «век» длился около 10-12 тыс. лет.
Первобытные люди учились у природы, подражали ей, не вникая в причины происходящих механических явлений. Случайно отогнутая ветка дерева, стремительно возвращавшаяся в своё исходное положение (лук, катапульта и т.д.); сваленное бурей катящееся дерево (катки, колесо, инерционная ловушка для зверя); опасность которую таит в себе яма, прикрытая листвой (западня).
Известные ловушки первобытных народов были весьма разнообразны и современным учёным не всегда удаётся понять принципы работы остроумных ловушек, а порой и сомневаться в своих знаниях механики [2]. По конструктивным и механическим принципам эти ловушки разделяют на четыре основные группы: западня; ловушки, основанные на применении силы тяжести; пружинные ловушки; крутильные ловушки.
Иногда они представляют собой довольно сложный механизм. Индейцы монтанье и наскапи на Лабрадоре, например, строят медвежьи западни, которые обрушивают на животное четыре-пять тяжелых древесных стволов, но для немедленного приведения западни в действие достаточно лёгкого прикосновения медвежьего носа, обнюхивающего приманку.
Пожалуй,
нет лучшего способа проверить
технические возможности
Появление металлических орудий в бронзовом веке позволило резко увеличить производительность труда. Опыты показали, что медным ножом можно обстругать сук в 10 раз скорее, чем каменным , медным сверлом просверлить берёзовое полено в 22 раза быстрее , преимущество медных пил также явное – в 15-20 раз быстрее!
В позднем мезолите (эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом) произошло событие крупнейшего исторического масштаба, которое и разделило палеолит с неолитом. В Передней Азии люди сделали решающий шаг к освоению земледелия и скотоводства. В неолите уже не только на Ближнем Востоке, но и в Египте обработка земли и разведение домашних животных стали основой экономики [2]. Эволюция обществ, перешедших от присваивающего хозяйства к производящему, была стремительной, абсолютно не сравнимой с медленным развитием племён, по-прежнему занимающихся охотой и рыболовством.
Однако мотыга и плуг были созданы не в одночасье. Их предшественником было орудие, названное учёными «бороздовой палкой». Это простая длинная палка с острым сучком на одном конце. Такой палкой можно было не только ковырять землю, добывая для пропитания «дары природы», но и прокладывать борозды, отделяющие гряды одну от другой. Иногда эта палка имела плоский конец. Отсюда ведёт своё происхождение заступ или лопата. Только постепенно на протяжении многих столетий совершенствуется эта палка в мотыгу или кирку – орудия одинаково распространенные и в Африке, и Азии, и в Северной Америке. Ещё в начале XX века на Алтае сохранялось подобное орудие, называемое «обыл», и простейшая лопата – озуп.
Около 7 тыс. лет назад возникают первые цивилизации на берегах Нила, Тигра, Евфрата, несколько позже – на берегах Инда и Желтой реки.
Земля Шумера была расположена примерно в пределах южной части современного Ирака. Это плоская равнина наносного происхождения с чрезвычайно жарким и засушливым климатом. Невозделываемые земли, обдуваемые ветрами, в большинстве своём засушливы и бесплодны. Это была «богом проклятая земля», казалось бы, обречённая на нищету и запустение. Однако люди, населявшие эту страну и называвшиеся с III тыс. до н.э. шумерами, были наделены способностью к созиданию и практическим складом ума.
«Они
сделали замечательные
Они изобрели парусную лодку, научились возводить арки, сводчатые постройки и купола, изготавливать литьё из бронзы, освоили пайку металлов, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию.
Уровень материальной культуры и технических знаний древних шумеров, явившейся основой для Вавилоно-Ассирийской культуры, исследователи, естественно, определяют на основании многочисленных предметов и орудий, найденных при археологических раскопках. Однако, благодаря возникновению подлинной письменности – клинописи, немало сведений почерпнуто из шумерской художественной литературы, которая состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей, летописей и поучений.
Там же в Месопотамии с середины IV тыс. до н.э. известно колесо – величайшее изобретение в истории человечества [2]. Прародителем колеса был каток, который также имеет свою историю создания. Его прообразом, вероятно, было упавшее и покатившееся с горы дерево. Дерево превращали в каток, подкладывая под тяжёлые стволы других деревьев, лодки или камни, когда их перетаскивали. Найденный при раскопках в Месопотамии усовершенствованный каток выглядит следующим образом. Путём простого обжига его средняя часть сделана тоньше для уменьшения трения. Такой каток получил название «скат». Средняя часть могла быть вытесана каменным топором. Археологи установили, что скат был известен людям V-VI тыс. лет тому назад.
Первоначально колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Первые, изготовленные отдельно колеса были сплошные и тяжёлые – «отрезанные» от ствола дерева. Во II тыс. до н.э. конструкция его совершенствуется: появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом.
Самым древним считают колесо, найденное при раскопках в Малой Азии. Его относят приблизительно к 2700 г. до н.э. Над совершенствованием колеса люди трудились тысячелетиями. На преобразование ската в колесо (расцепление дисков с осью, облегчение его за счёт ступицы, спиц и обода) ушло ни много ни мало около трёх тысяч лет. Достойно изумления, что народ майя, оставивший удивительные архитектурные сооружения, свою систему письменности и счёта, так и не изобрёл колеса.
Изобретение колеса также способствовало развитию и совершенствованию ремёсел. Оно было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке.
У древних народов до VI века до н.э. уже были определённые познания из области механики. Пользуясь современной терминологией, они сводятся к элементам гидравлики, строительной механики, статики, динамики и небесной механике. Тем не менее, техническая мысль человечества ещё не достигла возможности логического осмысления накопленных технических знаний выраженного в виде письма. Однако прорыв в этом направлении назревал.
Среди наивно реалистических толкований природных процессов можно встретить и технические иллюстрации, фигурирующие в самых ранних философских системах. Например, у Анаксимандра встречается любопытная «механическая модель». О ней упоминает Аэций: «По Анаксимандру, кольцо Солнца в 28 раз больше Земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный огнём. Этот огонь обнаруживается сквозь отверстие в некоторой части обода как бы разрядами молнии. Это и есть Солнце … лунное кольцо в 19 раз больше Земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный, как и кольцо Солнца, огнём. Оно также лежит наискось и имеет одно испускание, и это как бы разряды молнии … лунное затмение бывает, когда отверстие на поверхности лунного кольца закрывается». Интересно, что Анаксимандр для объяснения природы затмения уже не прибегает к богам, в то время как у Гомера это исключительно дело богов.
Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» заметил: «Знаменитому и многими любимому искусству построения механических орудий положили начало Эвдокс и Архит … механика полностью отделилась от геометрии и, сделавшись одною из военных наук, долгое время вовсе не привлекала внимание философии».