Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 14:48, доклад

Краткое описание

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием мануфактуры, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного феодального государства. Укрепление российского государства сопровождалось усилением крепостнического гнета, следствием чего было широкое развитие антикрепостнического движения в России и на Украине (восстания С.Разина, Е.Пугачева и др.).

Файлы: 1 файл

История медицины.docx

— 29.46 Кб (Скачать)

Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в.)

 

 

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием мануфактуры, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного феодального государства. Укрепление российского государства сопровождалось усилением крепостнического гнета, следствием чего было широкое развитие антикрепостнического движения в России и на Украине (восстания С.Разина, Е.Пугачева и др.).

Прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры в России, в укреплении централизованного феодального государства сыграли реформы, проведенные Петром I. В стране сооружались казенные заводы, прокладывались дороги и каналы, возникали города, формировалась регулярная армия, строился морской флот, создавались условия для развития промышленности и торговли для ликвидации технической и военной отсталости крепостнической России. Возникла острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, специалистов способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей.

Царствование Петра I «…было одной из тех, совершенно неизбежных в процессе социального развития эпох, когда постепенно накопляющиеся количественные изменения превращаются в качественные. Такое превращение всегда совершается посредством скачков».1

Процесс экономического развития России в XVIII веке сопровождался подъемом русской культуры, науки и искусства.

Антифеодальные выступления и, прежде всего, крестьянские восстания XVII и XVIII веков, дали сильный толчок развитию в России прогрессивной общественной мысли. Передовые мыслители России XVII и, особенно XVIII века, стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания. Лучшие представители философии и естествознания обращались к опыту, к наблюдению над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.

В мероприятиях и реформах Петра 1 значительное место было уделено медицинскому делу. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд военных, служилого дворянства, купечества привела к необходимости открытия постоянных сухопутных и морских госпиталей. Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 года в Москве, за Яузой рекой в месте «пристойном для лечения болящих людей», позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге.

В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764).

Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707), руководить которой был назначен голландский врач Николай Бидлоо, «ближний доктор его царского величества»,2 ученик Г.Бургава, племянник анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Открытие госпиталя и школы является частью реформ первой четверти XVIII века, проводимых в России в области государственного управления, экономики и культуры. Такие школы были открыты на базе и других госпиталей.

Это были высшие учебные заведения. «Это был первообраз русского, не существовавшего еще университета, правда. С одним медицинским факультетом»,- писал врач и историограф госпиталя А.Н.Алелеков.3

Для получения звания лекаря, после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе необходимо было учиться 5-7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Через 3 года после сдачи экзаменов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в лекари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, оперативную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой хирургией и челюстно-лицевой травматологией. Обучение проводилось на практике, в больничных палатах.

В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды.Среди анатомических препаратов были препараты и с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов были инструменты для проведения зубоврачебных операций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания.

В 1710 году Н.Л.Бидлоо написал труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», содержание которого позволяет судить о первой программе преподавания научной хирургии в России. «Наставления» состоят из 4-х частей: часть I названа в точном соответствии с оригиналом рукописи, состоит из нескольких глав и начинается с определения понятия «хирургия»: « это предмет, созданный опытом, на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела, для восстановления и сохранения неестественно измененного случайными болезнями тела и красоты его, что достигается приложением рук извне, применением внутрь лекарств, а также инструментов».

Н.Л.Бидлоо относит к хирургии анатомию, химию, ботанику и четыре вида оперативных вмешательств: соединение, разделение, удаление, протезирование. Заключительная часть этой главы представляет своеобразный свод хирургической деонтологии, значение которого трудно переоценить. Остальные главы - это перечисление приемов оперативной техники, в т. ч. и на сосудах. Часть II рукописи представляет описание хирургических операций «от головы до пят», а также показания и противопоказания к ним. Часть III состоит из глав, посвященных лечению болезней костей, в частности рахита, а также лечению сифилиса. Часть IV включает в себя индексы, или каталог анатомических предметов. По «Наставлениям» Н.Л.Бидлоо учащиеся обучались в госпитальной школе.

Выпуская первую группу молодых врачей в 1712 году, Н.Бидлоо писал Петру 1: «Я лучших из сих студентов…рекомендовать не стыжусь, ибо они не только имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга подлежит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением како их лечить, такожде они приключающиеся язвы завязывати, и по оным завязывание сочинять…зело успешно научились».4

К чести Н.Л.Бидлоо следует отметить, что он преданно служил интересам России, решительно преодолевая противодействие врачей-иностранцев.

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлись: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из учебных заведений духовного ведомства, знание латинского языка, философии, трудов греческих и римских писателей и философов, демократическое происхождение.

Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали ведущее место в русской медицине, некоторые из них стали преподавателями в этих школах, а позднее в университете.

К концу XVIII в. в связи с возрастанием требований к подготовке врачебных кадров, госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища (1786), а затем в медико-хирургические академии (1798) в Петербурге и Москве с более обширными программами и новым учебным планом.

Петр 1, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками, интересовался медициной и понимал ее огромное государственное значение. Знакомство царя с работами голландского анатома Ф.Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. Посещая Голландию (1698 и 1717), Петр 1 слушал лекции по анатомии, присутствовал на вскрытиях и операциях. В 1717 он приобрел анатомическую коллекцию Ф.Рюйша, положив начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры, ныне Музей антропологии и этнографии в С.-Петербурге. В 1718 году Петром 1 была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов.

Петр 1 умело перевязывал раны, производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и «…со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою» 4 . Большое значение Петр 1 уделял уходу за больными и ранеными. В 1701 году им был издан Указ, в котором было оговорено, как надо ухаживать за немощными: на пятерых больных должен быть один здоровый.

Он владел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике, постоянно носил при себе два набора инструментов: математический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов). В С.-Петербургском Музее антропологии и этнографии хранится «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство зубов относится к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривленность корней, переломов не отмечено, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления и знанием анатомии.В 1710 году в России было введено звание «зубной врач». Зубоврачеванием занимались дантисты, цирюльники, знахари и выпускники госпитальных школ. Дантисты получали навыки лечения зубов путем ученичества, а чтобы получить звание «зубной врач» и право врачевать, им необходимо было сдать экзамен в Медицинской канцелярии, а позднее в Университете. Цирюльники, в основном иностранцы, малообразованные шарлатаны, приезжали в Россию не для оказания помощи больным людям, а чаще всего для легкого заработка. Велико значение реформ Петра 1, направленных на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1716 году была создана Медицинская канцелярия, руководить которой стал врач в должности архиятера.

Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 году Академии наук и в 1755 году Московского университета.

Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гениального русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765). Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгляды ученого оказали большое влияние на развитие естествознания в России. Развив учение об атомах и их движении, открыв и научно обосновав закон постоянства вещества и движения, М.В.Ломоносов положил его в основу всеобщего закона природы и сделал из него многие естественнонаучные и философские выводы.

Интересно и важно для истории медицины письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761 году графу И.И.Шувалову, «О размножении и сохранении российского народа», в котором ученый выступает как государственный деятель, проявляя озабоченность по поводу высокой детской смертности, низкой рождаемости, неквалифицированной помощи при родах, высокой заболеваемости детей и взрослых, недостатка медицинской помощи населению, малого количества врачей и больниц. «Требуется, - писал он, - довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, чего не только нет и сотой доли, и от такого непризрения, многие, кои могли бы жить, умирают».5 Основная цель, преследуемая Ломоносовым в этом письме – благо русского народа, желание указать пути для его благосостояния. Тем не менее, пламенные слова ученого остались без внимания.

М.В.Ломоносов боролся с засильем иностранных ученых, сознательно тормозивших развитие русской науки. Последователем М.В.Ломоносова в деле естественноисторического познания закономерностей природы был Д.С.Самойлович. Отказавшись от умозрительных заключений, ученый опытным путем изучал чуму, пытаясь с помощью микроскопа обнаружить возбудителя чумы, прослеживал пути передачи чумного заразного начала, описал клиническую картину болезни, проверяя свои наблюдения и предположения патологоанатомическими вскрытиями. Ученый усовершенствовал методы лечения и предупреждения чумы, разработал систему противоэпидемических мероприятий. Д.С.Самойлович по аналогии с оспенной вариоляцией, в то время получившей распространение в России, предложил проводить аналогичные предохранительные прививки медицинским работникам, обслуживающим чумные больницы. Он утверждал, что можно пресечь распространение эпидемии и что с нею можно бороться. В 1763 году Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию, которая с 1764 года получила право присваивать врачам степень доктора медицины и признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах. В 1791 году Московскому университету было разрешено присуждать ученую степень доктора медицины, и уже в 1794 году выпускнику университета Ф.И.Барсук-Моисееву впервые была присвоена эта степень. В XVIII веке степень доктора медицины была присвоена 16 врачам, получившим образование в госпитальных школах.

В 1775 году были образованы «Приказы общественного призрения», в ведение которых были переданы гражданские больницы. Открывались губернские врачебные управы, новые аптеки, вводились должности уездных лекарей, производился учет рождаемости и смертности, вскрытия умерших стало обязательным, принимались меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами и торговлей лекарств на рынках.

В 1801 году было положено начало организации оспопрививания методом вакцинации, заменившем вариоляцию. Помимо лекарей, которые имели высшее медицинское образование, в России готовились кадры среднего медицинского персонала - фельдшеры и цирюльники.

Фельдшеры обучались в фельдшерских школах (1741), цирюльники готовились путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах. Сдав экзамен, цирюльники должны были уметь производить операции в малой хирургии (удаление зубов относилось к малой хирургии).

Кроме дипломированных цирюльников, которые относились к среднему медицинскому персоналу, было много цирюльников, не имевших медицинского образования и занимавшихся шарлатанством в медицине. Это были в основном иностранцы, которые работали парикмахерами, вырезали мозоли, делали кровопускания, удаляли и заговаривали зубы. Хотя медицинская практика для таких лиц в 1721 году была запрещена, многие из них обходили этот запрет из корыстных соображений.

Информация о работе Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в.)