Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:08, реферат
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Введение _____________________________________________________________3
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика___3
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_____________________3
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные,
средние и мелкие ____________________________________________________5
1.3 Критерии выделения малых предприятий ___________________________6
1.4 Правовые основы малого бизнеса _________________________________7
1.5 Особенности и функции малого предприятия _______________________8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения_____________________________________________________________9
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса
на данном этапе______________________________________________________ 9
2.2 Проблемы малого бизнеса ________________________________________ 12
3. Государственная поддержка малого бизнеса ______________________ ____15
Заключение______________________________________________________ ____16
Список литературы ___________________________________________________18
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Д. И. Менделеева
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ
ТЕМА:
«Развитие малого бизнеса
в России»
студентка группы Э-34
Кучукова
А.А.
Проверила:
Кононова Д. Е.
Введение
______________________________
1.
Необходимость развития
малого бизнеса в
России, его характеристика___3
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_____________________3
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные,
средние и
мелкие ______________________________
1.3 Критерии выделения малых предприятий ___________________________6
1.4
Правовые основы
малого бизнеса
______________________________
1.5 Особенности и функции малого предприятия _______________________8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения_______________________
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса
на данном этапе_______________
2.2
Проблемы малого бизнеса ______________________________
3. Государственная поддержка малого бизнеса ______________________ ____15
Введение
Малый бизнес России — вопрос не мелкий.
Нельзя
давать «малышей»
в обиду.
Из выступления Президента России В. В. Путина на
Всероссийской
конференции представителей
малого бизнеса
Данная тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран
Кроме того, мои родители одно время занимались малым бизнесом, поэтому мне показалось интересным написать реферат именно на эту тему.
Основная цель данной работы состоит в
том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство
в России на современном этапе его развития,
выявить его специфические особенности
и обозначить наиболее острые проблемы
стоящие перед отечественным малым бизнесом.
1.
Необходимость развития
малого бизнеса в
России, его характеристика.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы
рыночных отношений,
1.2
Необходимость разделения
предприятий на
крупные, средние
и мелкие.
В
хозяйственной практике широко
применяются традиционные
Существовало и деление
Функциональное
назначение предприятий, их роль в экономике
в значительной мере меняются в зависимости
от размера предприятия. Крупное
и мелкое производства, даже в рамках
одной территории и отрасли, как
правило, не являются взаимозаменяемыми.
Отсутствие одного из них – это незаполненная
ячейка экономики, имеющая своим следствием
общее снижение эффективности производства.
Крупные, средние и малые предприятия
дополняют друг друга, создают целостный
организм экономики.
1.3 Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых
и средних предприятий
В нашей стране, согласно принятому
14 июля 1995 г. Федеральному закону
“О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации”, под субъектами
малого предпринимательства
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в
других отраслях и при
Таким
образом, определен критерий