Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:25, контрольная работа
о развитии политической мысли и науки в России
Вопрос 1.
Развитие политической мысли и политической науки в России.
Начала письменной политической мысли России - Древней Руси восходят к Х - IХ вв.
Как и в Европе, начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины.
Предметом наиболее важных политических суждений в Древней Руси были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность правящих кругов, пути укрепления княжеской власти, единство российских земель.
В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в “Поучениях” В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные политические идеи В. Мономаха:
-
о качествах идеального
- признает старшинство в роде,
- блюдет честь перед другими странами,
- ратует за единство русской земли как целого, скрепленное договорами между князьями.
Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом - суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. Идея божественной власти дополнялась сильными общинными традициями, согласованием интересов “правящих и управляемых”. Именно отсюда идет традиция приглашения на княжение независимого кандидата со стороны.
Со
времен Древней Руси росло сознание, что
в основе государства должно лежать согласие. Объединение
русских земель вокруг Московского княжества,
образование единого русского государства,
завершение процесса формирования великорусской
народности стали важными причинами подъема
национального самосознания россиян.
Идеология русской государственности
развивалась в обстановке независимости
от внешних политических центров и растущих
национальных интересов. В “Слове о законе
и благодати” Иллариона говорилось о
независимости Киева от Византии. Утверждалось,
что время избранности Царьграда, притязаний
Византии на создание вселенской церкви
и империи прошло, что Русь не нуждалась
в чьей-либо опеке. Идея государственной
и церковной независимости России в правящих
кругах трансформировалась в идею особой
международной православно - политической
миссии России. В результате этого была
сформулирована концепция “Москва - третий
Рим”. Идеи концепции “Москва - третий
Рим” стали официальной идеологией русских
царей, при Иване III - Великом князе “всея
Руси”, Иване IV Грозном. В силу этой концепции
русским царям надлежало хранить и поддерживать
православие, как в самой Руси, так и в
ближайших регионах Запада и Востока.
Сложилась важнейшая идеологическая основа
согласия и определения границ государственных
интересов. Если для средневековой Европы
была характерна политическая конкуренция,
острая борьба между королем и церковью
за первенство, то в России всегда был
прочный союз царя и церкви. Обычно княжение
и царствование идеализировались в летописях.
Последствие союза царской власти и церкви
сказались на политическом развитии России.
Такой союз укреплял центральную власть,
государственность. Церковь находилась
под властью князей и царей. Это ограничивало
ее возможности в критике власти. Критика
в адрес власти прозвучала только один
раз и то из-за рубежа, так как критика
изнутри была обречена и поэтому невозможна. В
ХVI веке вышел выдающийся памятник русской
политической и социальной мысли - “Домострой”,
представлявший собой политическую о
задачах государства, церкви и семьи. В
этой книге утверждалась власть государя,
защищались принципы патриархального
быта, беспрекословного повиновения главе
семьи. По “Домострою” главнейшие задачи
государства совпадали с задачами церкви,
а семья признавалась важнейшим государственным
учреждением, фундаментом всего государственного
здания. Самым значительным памятником
права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие
в судебную практику Русского государства.
Судебник 1497 г. имел и другую цель - закрепить
новые общественные порядки, в частности
постепенное выдвижению мелких и средних
феодалов - дворян и детей боярских. В угоду
этим социальным группам он внес новые
ограничения в судебную деятельность
кормленщиков, а главное, положил начало
всеобщему закрепощению, введя повсеместно
Юрьев день. Источниками Судебника явились
Русская Правда, Псковская судная грамота;
текущее законодательство московских
князей. Но он не просто обобщил накопившийся
правовой материал. Больше половины статей
было написано заново, а старые нормы были
в основном переработаны. Судебник 1497
г. содержал главным образом нормы уголовного
и уголовно-процессуального права, кодифицированные
нормы обычного права, уставные грамоты,
княжеские указы и др. Принципиальное значение
имел Собор в 1648 году и принявший в 1649году
Соборное Уложение - свод законов российского
государства, основной закон в России
до первой половины ХIХ века. Соборное
Уложение ярко характеризует политическую
систему Московского княжества, его государственное
устройство, право, обычаи. В целом русская
политическая мысль допетровской эпохи
развивалась параллельно с государственностью,
ориентировалась на православную церковь. И
только к ХVI веку в России появляются первые
признаки начала процесса освобождения
политической мысли от религии. Он был
связан с творчеством Ф.И. Карпова, И.С.
Пересветова, А.М. Курбского, выступавших
за справедливость государственного устройства,
сословную монархию. Новый этап в истории
политической и правовой мысли России
начинается на рубеже ХVII - ХVIII вв., с реформ
Петра I. Политические реформы в России
затрагивали общие проблемы государства,
структуры государственного аппарата,
социального устройства общества и сословных
отношений. Петр I стремился укрепить абсолютную
монархию, ограничить церковь и власть
родовой аристократии. Сторонники идеи
просвещенного абсолютизма, политические
теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С. Салтыков, В.Н.
Татищев - рассматривали государство в
качестве гаранта общего блага, как силу,
способную облегчить «общенародную пользу»
и «внимать разуму подданных». Идеология
просвещенного абсолютизма находила отражение
в реформаторской политике первого императора
России - Петра I. Он способствовал упрочнению
положения дворянства, и использовал жесткие
меры для ее осуществления. Многие политические
документы, идеи, лежащие в их основе Петр
I разрабатывал сам, в силу чего его по
праву считают выдающимся российским
политическим мыслителем. Петр I правил
Россией несколько десятилетий. К числу
наиболее крупных преобразований в государственной
сфере и соответствующих нормативных
актов следует отнести: военную реформу
и введенный «воинский устав Петр Великого»,
городскую реформу, начало которой положил
«Указ об учреждении губерний и приписании
к ним городов; установление порядка государственной
службы, создание Сената, Синода и коллегий,
закрепленное в «Генеральном регламенте». В
годы царствования Екатерины II сформировалась
яркая плеяда политических просветителей
- Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский.
Общим
мотивом просветителей была критика крепостничества.
Развивая идею естественного права, Козельский
поставил вопрос о нравственном характере
войны. Так, захватнические войны он называл
злом, но считал правомерным войны для
отечества и восстание против завоевателей.
Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова
«Мораль без политики бесполезна, а политика
без морали бесславна». Н.И. Новиков в «Статьях
по истории и философии» утверждал, что
политика - это наука царствовать, устраивать
счастье не только государя, но и всего
народа. Первый русский профессор права
С.Е. Десницкий, доказал неизбежность общности
политических и правовых институтов при
схожести экономических условий. Им был
основан тезис об осуществлении законодательной
функции монархом совместно с представительным
органом - Сенатом. Появились и ложились
основные направления русской политической
мысли: либерализм, революционизм, консерватизм,
”западники” и “славянофилы”. Все эти
характерные направления, возникшие в
19 веке, в той или иной форме проявились
и в последующей политической жизни страны.
В 19 веке в политической мысли России зарождаются,
а затем оформляются ее основные направления
и течения: - Либерализм, ориентирующийся
на идеологические принципы западных
учений и выражающий интересы зарождающейся
буржуазии ( М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев);
политико-правовой либерализм середины
- конца 19 века. - Радикализм, выражающий
интересы угнетенных слоев населения,
обосновывающий и использующий революционные
методы борьбы. - Консерватизм, он отражал
интересы помещиков, части бюрократии
и интеллигенции, отстаивал самобытный
путь развития России. К числу первых ярких
представителей официального российского
либерализма относится М.М. Сперанский.
Став основным советником императора,
Сперанский получил задание подготовить
общий проект государственных преобразований
в России. “Введение к уложению государственных
законов “ Сперанский подготовил к концу
1809 г. В нем автор предостерегал правительство,
что существующее общественное устройство
“несвойственно уже более состоянию общественного
духа”. В целях предотвращения революции
он предлагал Александру I дать стране
конституцию, которая должна будет только
“облечь правление самодержавное всеми,
так сказать, внешними формами закона,
оставив в сущности его ту же силу и то
же пространство самодержавия“. Этими
внешними формами, по мнению Сперанского,
должны быть: элементарная законность,
выборность части чиновников и их ответственность,
новые буржуазные начала организации
суда и контроля, разделение законодательной,
исполнительной и судебной власти при
допущении выборных представителей от
народа к законосовещательной деятельности,
т.е. расширение политических прав “среднего
сословия”. По проекту во главе государства
должен стоять монарх, облеченный всей
полнотой власти. При нем надлежит иметь
Государственный совет, представляющий
собой совещательный орган назначаемых
монархом сановников. В совете обсуждаются
все крупные государственные мероприятия;
через него к государю поступают все дела
от нижестоящих органов, и таким путем
осуществляется единство всей деятельности
правительства. М.М. Сперанский считал,
что крепостное право необходимо отменить.
Путь освобождения от него он видел в реформе
сверху, обеспечивающей постепенную отмену
крепостничества и гражданскую свободу. В
конце XIX века, в связи с развитием рабочего
и революционного движения, важную роль
в политической мысли России стали играть
социалистические идеи марксистского
направления. Наиболее ярко они были представлены
Г.В. Плехановым - основоположником первой
русской марксистской организации «Освобождение
труда», созданной в 1883 году в Женеве, и
В.И. Лениным - одним из лидеров социал-демократического
движения в России, автором известных
трудов “Развитие капитализма в России”,
“Что такое “друзья народа” и как они
воюют против социал-демократов?” в этих
работах были преодолены иллюзии народников
о крестьянской общине, показана неизбежность
капиталистического развития России. В
последней трети 19 века в России начался
новый этап в развитии либерализма. Он
был связан с отменой крепостного права,
судебной и земской реформации. Сформировался
конституционный либерализм. Его представители
- Б.Н. Чичерин, Н.М. Коржуков и другие - первостепенное
значение они придавали разработке программ
правового государства, защите прав и
свобод граждан, теории власти, истории
политический учений. Являясь представителями
правоведения, они внесли существенный
вклад в развитие российской политической
науки. Б.Н. Чичерин выступал против правового
закрепления претензий на социальное
равенство и на помощь слабым. Он критиковал,
как самодержавие, так и социализм. Если
свобода личности зависит от самодержавия
или абсолютистского народоправия, то
личность находится во власти произвола.
Вот почему гражданская свобода должна
быть закреплена свободой политической.
Именно политическая свобода является
высшим развитием свободы личной. Цель
социально-политического развития - избежать
крайностей индивидуальностического
анархизма, суметь гармонически сочетать
личное и государственное начала, индивидуальную
свободу и общий закон. В 19 веке родились
и оформились все основные направления
политической мысли, которые получили
дальнейшее развитие в 20 веке. Характерные
черты политической мысли 19 века: - Необычайное
разнообразие различных политических
учение и идей. - Преобладание крайностей:
радикализм и консерватизм. - Тесная взаимосвязь
политических, философских, нравственных
и религиозных идей и концепций. - Чрезмерная
идеализация, а так же мифологизация. -
Своеобразие набора и содержания поставленных
вопросов и решаемых задач. - Категоричность
радикализма и консерватизма, слабое восприятие
обществом либеральных идей. - Недостаточная
экономическая, политическая и правовая
обоснованность ряда важных идей и путей
их практической реализации; - Слабая постановка
систематического изучения и преподавания
политических наук в учебных заведениях. В
XX веке в истории России произошли три
крупнейших события, имевших этапное,
судьбоносное значение для ее политического
развития, оказавших существенное влияние
на генезис ее политико-правовой мысли:
первая русская революция (1905-1907) и создание
думской монархии; революция 1917 года; распад
СССР (1991) и становление современной России. Первая
русская революция, начавшаяся в 1905 году,
оказала серьезное воздействие на политическое
и идеологическое развитие страны, вызвала
к жизни необходимость принятия важных
политико-правовых документов, привела
к созданию думской монархии и многопартийной
системы. Учреждение многопартийности
в России, существование «думской» политической
трибуны с 1906 года оказало важное влияние
на развитие ее политической мысли: она
стала более структурированной, ее основные
направления нашли адекватное отражение
в программах политических партий.
Вопрос 2.
Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.
Социальное
поведение личности - сложное социальное
и социально-психологическое явление.
Его возникновение и развитие детерминируется
определенными факторами и осуществляется
по определенным закономерностям. По отношению
к социальному поведению понятие обусловленности,
детерминации заменяется, как правило,
понятием регуляции. В обыденном значении
понятие «регуляция» означает упорядочивание,
налаживание чего-то в соответствии с
определенными правилами, развитие чего-то
с целью привести в систему, соразмерить,
установить порядок. Поведение личности
включается в широкую систему социальной
регуляции. Функциями социальной регуляции
являются: формирование, оценивание, поддержание,
защита и воспроизводство необходимых
субъектам регулирования норм, правил,
механизмов, средств, обеспечивающих существование
и воспроизводство типа взаимодействия,
взаимоотношений, общения, деятельности,
сознания и поведения личности как члена
общества. Субъектами регуляции социального
поведения личности в широком смысле слова
выступают общество, малые группы и сама
личность. К общим факторам общечеловеческой
детерминации относятся образ жизни, стиль
жизни, уровень благосостояния, социальный
контекст. В сфере духовной жизни общества
регуляторами поведения личности выступают
мораль, этика, менталитет, культура, субкультура,
архетип, идеал, ценности, образование,
идеология, средства массовой информации,
мировоззрение, религия. В сфере политики
- власть, бюрократия, социальные движения.
В сфере правовых отношений - право, закон. Общечеловеческими
регуляторами выступают: знак, язык, символ,
традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки,
стереотипы, средства массовой информации,
стандарты, труд, спорт, социальные ценности,
экологическая ситуация, этнос, социальные
установки, быт, семья. К общим социально-психологическим
феноменам, регулирующим социальное поведение,
относятся, символы, традиции, предрассудки,
мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама,
стереотипы. К личностным составляющим
социально-психологических регуляторов
относятся: социальный престиж, позиция,
статус, авторитет, убеждение, установка,
социальная желательность. В системе воздействий
внешних, объективно существующих факторов
детерминации социального поведения личность
выступает как объект социальной регуляции.
Но главным при изучении социального поведения
является понимание того, что личность
- это не только субъект социального поведения,
но и субъект регуляции этого поведения.
Все психические явления выступают в двойном
своем качестве: они 1) результат детерминации
внешних воздействий и 2) определяют поведение
и деятельность человека. Эти два плана
объединены в главных функциях психического:
отражения, отношения и регуляции. Регулятивная
функция психического в поведении и деятельности
проявляется с разной степенью выраженности
и интенсивности в разных блоках психических
явлений. Самые крупные блоки: психические
процессы, психические состояния и психологические
качества. В составе психических процессов
в качестве внутренних регуляторов выступают
когнитивные процессы, через которые личность
получает, хранит, преобразует, воспроизводит
необходимую для организации поведения
информацию. Мощным регулятором взаимодействия
и взаимовлияния людей (в совместной деятельности
и общении - как формах социального поведения)
является устная и письменная речь (язык
выступает внешним регулятором поведения).
Внутренняя речь - один из психологических
(интимных) регуляторов личного поведения.
В составе психических процессов специфические
регуляционные нагрузки несут такие явления,
как инсайд, интуиция, суждения, умозаключения,
решение задач. Обобщающим когнитивный
блок регуляторов является субъективное
семантическое пространство.
Социальное
значение регулирования повеления
заключается и в том, что результат
регулирования может быть как
положительным, общественно значимым,
так и отрицательным, противоречащим
установкам, традициям, нормам общества.
Например, воздействие на личность через
группу признается наиболее эффективным
способом социальной перестройки личности.
В то же время малые группы могут выступать
не только как проводники и посредники
макросоциальных влияний, но и как барьеры,
источники помех для таких влияний. В неблагоприятных
социальных условиях могут формироваться
группы, асоциальные по своим устремлениям,
способствующие выработке «группового
эгоизма», противопоставлению интересов
группы и ее членов интересам общности
и общества в целом. Социальные отклонения
- прежде такие проявления, как преступность,
алкоголизм (наркомания) и асоциальные
формы поведения, обусловленные личностными
отклонениями. «
Вопрос 3.
Формы культуры.