Развитие детской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, Интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и освоить речь.
В связи с тем и возникает проблема как помочь ребенку правильно и лучше освоить речь.
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся исследователи. Ими разработаны концепции, программы, учебники, учебно – методические пособия, выпущены словари, разговорники, система речевых занятий, справочники, рабочие тетради для работы по развитию речи детей. Речь – величайшее богатство, данная человеку.

Оглавление

Введение ……………………………………………………2
Основная часть
1. Развивающая и связная речь…………………… 3
2. Детский фольклор………………………………………4-5
3. Использование небылиц и перевёртышей в формировании творческих, речевых умений дошкольников…………………………………………………6-11
4. Этапы формирования словесного творчества детей посредством фольклора……………………………………… ……… 12-18
Заключение ……………………………………………………19
Список литературы ………………………………………… .20

Файлы: 1 файл

контрольн. развит.речи.docx

— 39.42 Кб (Скачать)

                                            

                                                         Содержание

Введение ……………………………………………………2

Основная  часть

1. Развивающая и  связная речь……………………            3

2. Детский фольклор………………………………………4-5

3. Использование небылиц  и перевёртышей  в формировании  творческих, речевых  умений дошкольников…………………………………………………6-11

4. Этапы формирования  словесного творчества  детей посредством  фольклора……………………………………… ………         12-18

Заключение ……………………………………………………19

Список  литературы ………………………………………… .20

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                    Введение

 В  настоящее время  дети с малых  лет приобщаются  к телевидению,  компьютерным играм,  Интернету. Все  меньше и реже  обращают внимание  на литературные  произведения. Мало  или совсем нет  домашнего  чтения, родители не заинтересованы  тем, чтобы помочь  ребенку лучше  и правильно развивать  и освоить речь.

В связи  с тем и возникает  проблема как помочь ребенку правильно  и лучше освоить  речь. 

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся исследователи. Ими разработаны  концепции, программы, учебники, учебно –  методические пособия, выпущены словари, разговорники, система речевых  занятий, справочники, рабочие тетради  для работы по развитию речи детей. Речь –  величайшее богатство, данная человеку.

И ее, как и любое  богатство, можно  либо приумножить, либо незаметно растерять.Ребенок  не рождается со сложившейся  речью.

Овладение речью – это  сложный, многосторонний психический процесс: ее появление и  дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

Речь  начинает формироваться  тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный  аппарат ребенка  достигнут определенного  уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой  аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без  речевого окружения  никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась  речь, нужна речевая  среда. Однако и этого  еще недостаточно. Важно, чтобы у  ребенка появилась  потребность пользоваться речью, как основным способом общения.

   Развивающая речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка. Владение языком, это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описывать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

В формировании связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и  умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, необходимости. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно  излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Потому как ребенок умеет  строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач: словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Процесс усвоения речи, это работа органов речи, мозга, артикуляционного и дыхательного аппарата. Ребенку присущ познавательный инстинкт, врожденная любознательность.

                   Понятие «детский фольклор» появилось сравнительно недавно. Однако новизна термина не связана с поздним происхождением этого вида творчества. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как Ушинский К. Д. 
Сорока – русинский В. Н. Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детского фольклора страстно выступали М.Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Флерина, Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В.П. 
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”, 
“Ладушки”, “Коза” и другие), Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.  Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной – бодрый, веселый.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота…

Пестушка  забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали  по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Корни колыбельных песен уходят в древность.

Фольклор  интересен своей  яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением  пытаются подрожать  педагогу, повторить  его действие. Повторяя вместе с педагогом  стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается  воображения, обогащается  речь, эмоции. Упражняются  органы артикуляции. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться  многими психологами, его учениками  и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В. 
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).

Речь  сопровождает практически  каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается  сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче  ему высказывать  свои мысли, тем шире его возможности  знать действительность, полноценнее будущие  взаимоотношения  с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и  его личность в  целом.

 

 

 

 

    Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб  курочка бычка  родила,

Поросенок яичко снес… и  т.д.

Пестушки  связаны с поглаживанием  ребенка, с его  первыми движениями; поскакушки – с  подскакиванием на коленях  у взрослого; потешки  – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет  коза рогатая…”). В  них появляются перечисления, диалоги.

Сказка-перевертыш : 
Погода была ужасная, 
Принцесса была прекрасная. 
Однажды, во втором часу 
Заблудилась принцесса в лесу.  
Вдруг видит - полянка прекрасная 
На полянка - землянка ужасная. 
А в землянке - людоед. 
Заходи ко мне на обед!  
Вынимает нож - дело ясное. 
Вдруг увидел - какая прекрасная. 
Людоеду сразу стало худо: 
Уходи, говорит, отсюда. 
Аппетит, говорит, ужасный. 
Слишком вид, говорит, прекрасный.  
И пошла потихоньку принцесса, 
Прямо к замку вышла из леса. 
Вот какая легенда ужасная. 
Вот какая принцесса прекрасная.  
А может, было все не так?  
Погода была прекрасная, 
Принцесса была ужасная. 
Однажды, во втором часу 
Заблудилась принцесса в лесу.  
Вдруг видит - полянка ужасная. 
На полянке - землянка прекрасная. 
А в землянке - людоед. 
Заходи ко мне на обед!  
Вынимает нож - дело ясное. 
Вдруг увидел - какая ужасная... 
Людоеду сразу стало худо: 
Уходи, говорит, отсюда. 
Аппетит, говорит, прекрасный. 
Слишком вид, говорит, ужасный.  
И пошла потихоньку принцесса. 
Прямо к замку вышла из леса. 
Вот какая легенда прекрасная. 
Вот какая принцесса ужасная.  
А может, было все не так...   

КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА 
Есть сладкое слово — ракета,  
Есть быстрое слово — конфета.  
Есть кислое слово — вагон,  
Есть слово с окошком — лимон. 
 
Есть слово колючее — дождик,  
Есть слово промокшее — ежик.  
Есть слово упрямое — ель,  
Есть слово зеленое — цель.  
Есть книжное слово — синица,  
Есть слово лесное — страница.  
Есть слово веселое — снег,  
Есть слово пушистое — смех. 
 
Стоп! Стоп! Извините, ребята.  
Машинка моя виновата.  
Ошибка в стихах не пустяк,  
Надо печатать вот так: 
 
М. Пляцковский

Народные  песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать (например, потешку про заиньку, где однокоренными словами будут: зайка-заинька, серенький - серый).

С помощью потешек, небылиц возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетание – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняется на мотив народных мелодий, способствуют формированию образности речи дошкольников, словесного творчества детей.

Ребенок с рождения начинает познавать окружающий мир. В его жизнь  входит песенка, потешка, сказка, картинка. В  начале же лишь улавливает ритм слов, созвучие их, в рисунке его  привлекает яркость  красок. При звуках ласковых напевных слов, при виде красочного рисунка ребенок  радуется, оживляется даже тогда, когда  ему еще не совсем доступен их смысл. Постепенно приходит и понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного.

В ДОУ  проводить утренники  «Золотая осень», «Новый год», «День защитников Отечества», «Мамин праздник», «Весна –  красна» и так  далее.

Развлечения: «Осень», «В гостях у  сказки», «Зимушка –  Зима», «Концерт», «Наш спорт», «Веселые старты», «Любимые песни», «Любимые писатели», «Мы артисты» и так далее.

На  всех этих утренниках и развлечениях нужно  использовать устное народное творчество (песни, стихи, пословицы, загадки, поговорки, заклички, дразнилки, считалки и так далее). С  целью проявления самостоятельности  и творчества в  художественно речевой  деятельности, с целью  расширения потребности  в общении с  произведениями устного  народного творчества.

Дети, обыгрывая сказочных  персонажей, инсценируют  песни, хороводы, сказки. Выполняют движения танцев в соответствии со словами песен. Стараются протяжно петь, выговаривая  и четко произнося  слова, совместно  начиная и заканчивая пение.

На  музыкальных занятиях использовать разные произведения устного  народного творчества как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение, слушание сказок. Устное народное творчество использовать с целью  приобщения детей  к прекрасному  миру музыкального искусства  через удовлетворение потребностей в добрых и ласковых интонациях речи, нежных звуках песен.

Проводить викторины и конкурсы: «Литературная викторина», «Сказка за сказкой», «Угадай из какой  сказки», «Волшебный талисман» и так далее. С целью развивающего воздействия на формирование у детей эмоциональной сферы, эстетических чувств, инициативности речевого богатства (умение говорить «красиво»).

Устраивать  театрализованные представления педагогами и детьми: показ спектаклей по сюжетам русских народных сказок, обыгрывание стихов и песен. С целью развития у детей творческих способностей и художественных наклонностей. При этом у детей развивается активное речевое общение, расширяется и обогащается словарный запас. Учатся использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

В ДОУ всячески стремиться создавать для детей интересную и содержательную жизнь. Создавать условия для проявления культурно – познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а так же использование полученных знаний и умений для проведения различных интересных мероприятий. Эти мероприятия способствуют формированию эмоционального отношения к устному народному творчеству, воспитывают чуткость к художественному слову, учатся вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Фольклор -  как искусство  творится по особым законам, существенно  разносящимся от законов  литературного творчества.

Народное  поэтическое творчество – величайшее достояние  национальной культуры каждого народа. Высокое  художественное совершенство и  доступность  восприятию ребенка  дошкольного возраста сделали фольклор важным средством  развития речи детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче  ему высказывать  свои мысли, тем шире его возможности  в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Информация о работе Развитие детской речи