Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:33, контрольная работа
В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, Интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и освоить речь.
В связи с тем и возникает проблема как помочь ребенку правильно и лучше освоить речь.
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся исследователи. Ими разработаны концепции, программы, учебники, учебно – методические пособия, выпущены словари, разговорники, система речевых занятий, справочники, рабочие тетради для работы по развитию речи детей. Речь – величайшее богатство, данная человеку.
Введение ……………………………………………………2
Основная часть
1. Развивающая и связная речь…………………… 3
2. Детский фольклор………………………………………4-5
3. Использование небылиц и перевёртышей в формировании творческих, речевых умений дошкольников…………………………………………………6-11
4. Этапы формирования словесного творчества детей посредством фольклора……………………………………… ……… 12-18
Заключение ……………………………………………………19
Список литературы ………………………………………… .20
Развитие речи у детей происходит каждый день, всегда и всюду, где бы ребенок не находился, чтобы он не делал. Педагогу следует правильно и целенаправленно направить ребенка в правильное русло. Во время видеть ошибки, трудности, дефекты речи детей. А чтобы выявить эти недостатки, конечно же нужно предварительно обследовать речь детей.
С этой целью, вначале нужно изучить речь детей, так как это необходимая предпосылка изучения индивидуальных особенностей речи каждого ребенка. Обращать внимание на качество звуков и слово произношение, на грамматическую сторону речи: есть ли морфологические ошибки и какие, достаточно ли словарный запас слов у ребенка, или он с трудом подыскивает слова для выражения своей мысли, есть ли случаи неправильного употребления слов, каково отношение ребенка к разговорам педагога (охотно разговаривает, смущается или молчит).
Наблюдать за речью в играх и разговорах друг с другом. Изучение индивидуальных особенностей речи каждого ребенка проходить в процессе всей воспитательно-образовательной работы.
Этапы формирования словесного творчества
детей посредством фольклора:
1 этап – накопление художественно – речевого опыта детей, закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе прежнего ознакомления с ним. Происходит создание замысла, усвоения содержания.
2 этап – происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладения замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка). Педагог должен помогать в этом. Это активизирует ребенка в дальнейших попытках сочинять.
3 этап – дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.
Работа воспитателя заключается в следующем:
- на каждый новый учебный год составляется перспективный план кружковых занятий по месяцам, который проводится один раз в неделю;
- часть кружковых занятий включается на специальные занятия и в совместной деятельности.
На каждый учебный год выносятся задачи для дальнейшей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством фольклора. На занятиях использовать разные произведения устного народного творчества, как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок.
На музыкальных занятиях использовать с целью приобщения к прекрасному миру музыкального искусства через удовлетворение потребностей в добрых и ласковых интонациях речи, нежных звуков песен.
В речевой деятельности с помощью устного народного творчества дети приобщаются к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомится с историей своего родного края. Познают предметные и природные явления.
В игровой деятельности устное народное творчество используется, чтобы раскрыть ребенку возможность взаимодействия с окружающей средой, преобразовывать ее и себя. Обеспечивать эмоционально – психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.
Итак, используя фольклор во всех видах деятельности у ребенка развивается речь.
Основную работа вести на кружковых занятиях.
Вся работа строится на использовании игровых приемов:
- игровая мотивация;
- обыгрывание песен, стихов, загадок;
- сюрпризный момент;
- речевые игры;
- оживление персонажей.
Эти приемы помогают найти внимание детей, интерес, желание слушать, смотреть и повторять вместе или отдельно. Помогают вырабатывать правильную речь, являются замечательным материалом для совершенствования произносительной стороны речи у детей. В произведениях устного народного творчества используемых воспитателем у детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания.
В этих фольклорных «мелочах» заложено игровое начало; многие потешки сопровождаются движениями детей, подвижными играми.
Важное место в работе занимает прием обыгрывания художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, песен). Для пересказа в лицах использовать произведения, которые включают диалогическую речь. Пересказ им дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления, при этом речь детей становится более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуации, в которых находятся персонажи.
В инсценировке – игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети принимают участие и как исполнители, как зрители. Используются пальчиковый театр, настольный театр.
Так же с детьми устраивать концерты перед детьми: «Осенний концерт», «Зимний день», «Лето – лето», «Наши таланты» и так далее. Приглашать малышей и старших дошкольников. Включать стихи, загадки, пословицы, песни, танцы. Дети активно при этом участвуют, стараются показать свое творчество. Стихи читают выразительно, с интонацией, используют жест и мимику.
Проводить «Вечера – сказок» в вечерний отрезок времени. Читать любимые сказки детей по их желанию. После чтения обсуждать, выделять положительных и отрицательных героев. После обсуждения дети нарисуют прочитанную сказку на бумаге по памяти. Это детям очень нравится. У детей проявляется большой интерес к воспроизведению прочитанной сказки. При этом у детей речь становится более богатой, лучше пересказывают прочитанное литературное произведение, лучше запоминают. Большое внимание уделять взаимосвязи с родителями. Проводить консультации, беседы, конкурсы, выставки, литературные викторины. Так же родителям и детям предлагать ряд совместных заданий «Придумать сказку и нарисовать», «Сочини стихотворение – на разные темы».
На выходные дни детям задавать домашнее задание «Прочитать дома одно произведение и нарисовать его». Родители активно включаются в работу. Приносят хорошие работы. По нарисованной работе дети на следующий день рассказывают о чем прочитали, что узнали, что нарисовали. Это у детей вызывает интерес и желание к чтению художественных произведений, к развитию творческих способностей. При этом у ребенка развивается речь, умение излагать свои мысли по рисунку, обогащается словарный запас. Ребенок постепенно начинает проявлять свою активность, инициативу рассказывать. После рассказов каждого ребенка по своему рисунку устраивать выставки работ, работ по каждому домашнему заданию. После чтения детьми стихотворения Я. Акима «Моя семья» обсудить о чем говорится, что узнали. С целью совершенствования умения составлять короткие рассказы, употребляя в речи имена и отчества родных, закреплять умение декламировать стихотворение, развивать связную речь. После чтения провести выставку под названием «Мое древо семьи». Задание всем родителям совместно с детьми вспомнить и уточнить родословие семьи и нарисовать на листе бумаги. Затем дети с интересом рассказывают о своей семье, дополняют свои рассказы и тем, кто где работает, где находится в данное время. Приятно видеть радостные лица детей и слушать их рассказы. Дети пользуются при рассказывании существительными, прилагательными, глаголами, союзами.
Проводить с детьми беседы после выходных дней «Расскажи где вы были», «Что интересного видели», «Как прошел выходной день». С целью развития связной речи у детей. Из самых интересных рассказов составить совместные рассказы такие как: «В деревне у бабушки», «В парке», «На Заливе», «Интересная книга», «Пароход». Дети с огромным удовольствием рассказывают о своих впечатлениях, о интересных моментах. Дети активно включаются в беседу, отвечают на заданные вопросы.
Организовывать конкурс – выставку фотографий «Как я провел лето». К фотографиям дети сочиняют стихи, поговорки. На конкурсе – выставке «Поделки из природного материала» к поделкам были подобрать стихи собственного сочинения. Работая с природным материалом ребенок видит полученный результат и со взрослыми вместе подбирает или сочиняет совместно стихотворные строки. Эти строки помогают ребенку больше вникнуть и оживить поделку. При этом у ребенка расширяется кругозор, обогащается словарный запас слов, появляется интерес к сочинительству.
В конкурсе «Мы сами сочинили» с целью развития творческих способностей в совместной работе родителей и детей в сочинении сказок, рассказов, стихов по выбору и в умении передать выбранное творчество в рисунке. Это способствует развитию связной речи у детей. Ребенок принимает активное участие, наблюдает, следил за работой.
Начиная с младшего возраста усердно с детьми собирать игрушки из «Киндер сюрпризов» с которыми дети очень любят играть и обыгрывать. При этом проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности. Совместно сочинить с ними стихи, сказки, рассказы про этих персонажей: «Силач», «Друзья», «Лесные звери»и др..
Большой интерес дети проявляют к просмотру «Занятий с тетушкой Совой - детские фантазии».
В работе по развитию связной речи заинтересовать не только детей, но и родителей. В работе все родители принимают активное участие. При этом фольклор послужит стимулирующим фактором в развитии связной речи у детей. В ходе наблюдений после проделанной работы в развитии речи детей происходит некоторый позитивный сдвиг. И у родителей, и у детей меняется отношение к развитию речи. Они становятся более заинтересованными. У детей в некоторой степени повышается интерес к устному народному творчеству.
Заметно
обогащается словарный
запас, используют предложения
разной структуры.
Обогащается речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующее настроение человека, его отдых.
Учатся подбирать существительные к прилагательным, слов со сходным значением, противоположным значением.
У большинство детей в пределах программных требований сформирован грамматический строй речи, они правильно определяют порядок слов в предложениях, правильно употребляют основные средства связи. Однако встречаются ошибки в употреблении падежных форм. На много лучше становится звуковая культура речи детей. Стараются отчетливее произнести звуки. Начинают различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки (С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Ц, С-Ж, Ж-З, Л-Р). Постепенно развивается фонематический слух, многие учатся определять место звука в слове ( начало, середина, конец).
Улучшается умение составлять связные тексты. Большинство детей пытается проследить логическую последовательность при развитии сюжета. Использование фольклора может стать эффективным средством оптимизации процесса развития связной речи детей дошкольного возраста, если его умело использовать. И при условии, если работа по развитию речи проводится не только на кружковых занятиях, но и в специальных, так же и на других познавательных, совместной деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями, поэтапной, целенаправленной, систематической и системной работы.
Используя
в практической деятельности
разные средства формирования
правильного звукопроизношения
– артикуляционную
гимнастику, игры, упражнения
для мелкой и общей
маторики и т.д. Мы
убедились, что не
менее эффективными
средствами воздействия
являются малые формы
фольклора
(загадки, считалки,
чистоговорки, сказки
и др.).
Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.
Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.
Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.
Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
Одной
из причин неправильной
речи детей М.Е. Хватцев
называет
“недостаточный учет
взрослыми тенденций
ребенка к усвоению
речи окружающих”
(не показывается артикуляция
звука, не вызывается
интерес к правильному
произношению).Исследователями
детской речи и практическими
работниками отмечено
значение правильного
произношения звуков
для формирования полноценной
личности ребенка и
установления социальных
контактов, для подготовки
к школе. Ребенок с развитой
речью легко вступает
в общение со взрослыми
и сверстниками, понятно
выражает свои мысли
.
1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1997г.