Нетрадиционные техники рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 10:07, творческая работа

Краткое описание

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу;
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им;
• Стремление заботиться о других;
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное;
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним;
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства;

Файлы: 1 файл

программа Борисова выступление.docx

— 31.39 Кб (Скачать)

 

Введение

Как мы знаем, рисование – интересный и полезный вид творчества.

Оно приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.

Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л.С.Выготкий говорит о том, что «Ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает».

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

  • Граттаж - техника, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.
  • Монотипия – техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.
  • Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
  • Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.
  • Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
  • Набрызг – непростая техника.
  • Печать от руки – очень интересная техника.

Программа разработанная мною нетрадиционные техники рисования предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего до подготовительного дошкольного возраста.

Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.

1.Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

  • Умение одухотворять живую и неживую природу;
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;
  • Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им;
  • Стремление заботиться о других;
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное;
  • Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним;
  • Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства;

 

Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

Как утверждала Н.А. Ветлугина рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка».

Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.

Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.

Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.

Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.

Стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:

  • Развивать художественно-эстетического восприятия.
  • Способность замысливать, представлять будущий рисунок.
  • Освоение технических и изобразительных навыков.
  • Опыт общения с миром изобразительного искусства.

 

Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.

Результатами моей работы стали:

  • Активность и самостоятельность детей в рисовании
  • Умение находить новые способы для художественного изображения
  • Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности

2.Цель и задачи программы

Мною была поставлена цель: Использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.

Исходя из цели определила следующие задачи:

 

            Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник

  • Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
  • Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
  • Проведение диагностики детей
  • Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей

3.В работе с детьми  по программе необходимо:

  • Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
  • наблюдать в природе, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
  • Создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
  • Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
  • Научить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
  • Стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций

4. Методы и приёмы  диагностики

Для достижения основной цели мною было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользоваться материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

 

5. Заключение.

Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования

Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.

Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.

Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Если работа ведётся планомерно, в системе с другими образовательными областями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:

  • Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
  • Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
  • Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;

 

 

 


Информация о работе Нетрадиционные техники рисования