Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:13, курсовая работа
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в выявление возможностей нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эстетического воспитания детей 6-ти-7-ми лет.
2. Охарактеризовать использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей шести-семи лет.
3. Спроектировать деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей 6-ти-7-ми лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………………………………………6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность………………………6
1.2. Особенности эстетического воспитания детей шести–семи лет….10
1.3. Средства эстетического воспитания детей шести–семи лет………13
Глава 2. Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………...16
2.1. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей шести–семи лет……………………………………………16
2.2. Деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования…21
2.3. Результаты опытно – практической работы………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей шести–семи лет………………………………………………………………………
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность………………………6
1.2. Особенности эстетического воспитания детей шести–семи лет….10
1.3. Средства эстетического воспитания детей шести–семи лет………13
Глава 2. Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………...16
2.1. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей шести–семи лет……………………………………………16
2.2. Деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования…21
2.3. Результаты опытно – практической работы………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человека.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность [5, с. 9].
В возрасте шести-семи лет, по утверждению психологов, таких как Немов Р.С., Зеньковский В.В., начинают закладываться основы личности. По – этому в данном возрасте нужно больше уделять внимание эстетическому развитию ребенка.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники, используемые на занятиях изобразительной деятельности.
Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита [25, с.57].
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития посредством разных видов изобразительного искусства в эстетической действительности.
Данная тема актуальна для автора лично, так как будущая профессиональная деятельность его, связана с воспитанием детей дошкольного возраста и в частности с художественно – эстетическим воспитанием.
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по эстетическому воспитанию, автором было выявлено, что не существует четко разработанного механизма эстетического воспитания средствами нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания».
Объектом данной курсовой работы является процесс эстетического воспитания детей шести-семи лет, а предметом – нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести-семи лет.
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в выявление возможностей нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эстетического воспитания детей 6-ти-7-ми лет.
2. Охарактеризовать использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей шести-семи лет.
3. Спроектировать деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей 6-ти-7-ми лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Проанализировать результаты опытно-практической работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, формулируется научный аппарат исследования. То есть определяется объект исследования, его предмет, цели и задачи.
В первой главе раскрывается понятие и сущность эстетического воспитания, выделены особенности эстетического воспитания детей шести–семи лет, определены средства эстетического воспитания.
Во второй главе дается характеристика использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей шести–семи лет, а так же спроектирована деятельность педагога в эстетическом воспитании детей 6-ти-7-ми лет посредством нетрадиционных техник рисования и анализируются результаты опытно-практической работы.
В заключении содержатся выводы по содержанию курсовой работы, самоанализ относительно реализации цели и достижения задач, сформулированных во введении, а так же рекомендации о возможности использования материалов работы.
Информационной базой для написания данной работы является учебная, научная литература в области педагогики, психологии, методики изобразительной деятельности, методические пособия, периодические издания, данные интернет ресурсов.
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей шести–семи лет
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания [23, с. 14].
Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности [6, с.206]. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
В узком понимании: эстетическое воспитание – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности [2, с. 6].
В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное [1, с. 162].
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений [6, с.206]. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [14, с. 51-60].
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания. Конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для развития гармоничной личности.
В соответствии с целью можно определить задачи художественно- эстетического воспитания, которые можно разделить на две группы:
1. Задачи, направленные на формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения.
2. Задачи, направленные на формирование творческих умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, художественному конструированию, пению, выразительным движениям, развитие словесного творчества.
Рассмотренные задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако рассмотрены лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.
Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [15, с. 42].
Важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.
Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [15, с. 45]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы.
Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность дифференцировок [4, с. 59].
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Таким образом, эстетическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование гармонично развитой личности.