Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:13, курсовая работа
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в выявление возможностей нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эстетического воспитания детей 6-ти-7-ми лет.
2. Охарактеризовать использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей шести-семи лет.
3. Спроектировать деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей 6-ти-7-ми лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………………………………………6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность………………………6
1.2. Особенности эстетического воспитания детей шести–семи лет….10
1.3. Средства эстетического воспитания детей шести–семи лет………13
Глава 2. Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………...16
2.1. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей шести–семи лет……………………………………………16
2.2. Деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования…21
2.3. Результаты опытно – практической работы………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Условные обозначения: Н – низкий уровень; С – средний уровень; В – высокий уровень.
Из проведенного диагностического занятия видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и способность к рациональному применению техники и владение ею, а вот способность к эстетической оценке и суждению на среднем уровне. Таким образом, очевидно, что необходимо проводить работу по эстетическому воспитанию посредством нетрадиционных техник рисования в данной группе детей. Но так как целью исследования является выявление возможностей использования нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей, для большей контрастности была отобрана подгруппа из 10 детей с самыми низкими показателями по всем критериям диагностики. Дальнейшая работа будет проводиться только с выбранной подгруппой детей.
Для дальнейшей педагогической работы создан сборник нетрадиционных техник рисования, который содержит описание нетрадиционных техник (прил. 6). Данный сборник поможет в будущей педагогической практике.
Для проведения работы в данном направлении созданы конспекты занятий, которые помогут выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей. В конспектах занятий в соответствии с программным содержанием отражены методы работы с детьми, используемые на занятии. Программное содержание соответствует поставленным задачам педагогической деятельности.
Для решения задач эстетического воспитания посредством нетрадиционных техник рисования разработаны следующие занятия:
«Осеннее дерево» (прил. 7), «Ветка рябины» (прил. 8), «Полон чудес зимний лес» (прил. 9), «Волшебный сосуд для Джина» (прил. 10), «Разговорчивый родник» (прил. 11), «Золотые облака» (прил. 12).
В первых четырех занятиях используется техника – оттиск пробкой, в последних двух - рисование пастелью, так как дети не знакомы с данными техниками. А так же для того чтобы дети смогли освоить данные техники и свободно ими пользоваться. Для достижения цели исследования, необходимо использовать одну технику рисования на нескольких занятиях, так как только так можно увидеть изменения в навыках и умениях у детей.
Применяемые методы на занятиях: информативно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала.
В течение каждого занятия определяется уровень знаний, умений и навыков в рисовании и уровень эстетического развития. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в подгруппе, предлагаются консультаций для родителей, включающих вопросы эстетического воспитания и применения нетрадиционных техник рисования в рисунках детей.
Проведены занятия «Ветка рябины», «Осеннее дерево», «Волшебный сосуд для Джина».
Во время занятий дети совершенствовали свои навыки работы с печатками в технике оттиск, каждый раз дети более гармонично создавали композицию и работы выглядели более эстетично, но все, же дети недостаточно хорошо освоили композиционные умения, рисунки детей приведены в приложении (прил. 13).
Для того, что бы познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, были созданы консультации «Нетрадиционные методы и приемы рисования» (прил. 14) и «Влияние нетрадиционных техник и материалов изобразительной деятельности на подготовку дошкольников к обучению в школе» (прил. 15). Родители активно включились в работу и помогли создать печатки из пробок. Далее, работая в этом направлении, родителям было предложено выполнить совместно с детьми рисунки в технике оттиск пробкой на свободную тему (прил. 16).
Таким образом, можно сделать вывод, что родители и дети заинтересовались нетрадиционными техниками рисования и готовы и дальше продолжать работать в этом направлении совместно с педагогом. Но необходимо подытожить результаты проведенной работы.
2.3. Результаты опытно – практической работы
Для определения результативности деятельности педагога по эстетическому воспитанию детей шести-семи лет посредством применения нетрадиционных техник, необходимо провести диагностику. Для этого используется диагностическое занятие «Фантастические цветы» (прил. 17).
Для определения уровня изобразительно-художественных способностей детей были определены следующие критерии: увлеченность темой и техникой; способность создавать художественный образ; способность к цветовосприятию; владение техникой изображения; способность рационально применять технику; способность к эстетической оценке и суждению.
Цель занятия: Выявить уровень изобразительно-художественных способностей рисования в технике оттиск пробкой, выработанных в ходе деятельности педагога.
Программные задачи: вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Побуждать к проявлению творчества, созданию оригинальных композиций. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить желание любоваться красотой, переносить полученные представления в художественную деятельность.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал.
Использование различных печаток из пробок для декорирования цветов вызвало огромный интерес к работе. Дети активно и старательно выполняли работу. Положительно оценивали работы товарищей, испытывали положительные эмоции от создания рисунков. Итог диагностического занятия подведен в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2.
Итог диагностического занятия «Фантастические цветы».
№ |
Фамилия имя ребенка | Увлеченность темой и Техникой | Способность создать художественный образ | Способность к цветовосприятию | Способность рационально применять Технику | Владение техникой Изображения | Способность к эстетической оценке и суждению |
1. | Авакумов Д. | В | В | В | В | С | В |
2. | Блеч Н. | В | С | В | В | С | В |
3. | Кротова К. | В | В | В | В | В | С |
4. | Лыткин С. | В | В | С | В | С | С |
5. | Муратов М. | В | В | В | В | С | С |
6. | Малямова О. | В | В | В | С | С | В |
7. | Мелетян Д. | В | В | В | С | В | В |
8. | Немкин Д. | В | В | В | В | С | Н |
9. | Рычков С. | В | В | В | С | С | Н |
10. | Созинов Н. | В | С | В | С | С | С |
Условные обозначения: Н – низкий уровень; С – средний уровень;
В – высокий уровень.
Вывод по диагностическому занятию: проведя цикл занятий с использованием техники - оттиск печатками, видно, что дети освоили данную технику, могут свободно ее применять, их умения составлять композицию, стали более развиты. Изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, показатель способности цветовосприятия. За счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой. В целом все показатели улучшились, за счет повышения уровня с низкого на средний и среднего на высокий.
Было проведено анонимное анкетирование родителей (прил. 18), для более полного определения изменения художественно-эстетического развития детей. Анкетирование выявило, что родители знают, что такое эстетическое воспитание, большинство совместно рассматривают вместе с детьми репродукции картин и обсуждают с ребенком его рисунки. По результатам анкетирования дети стали больше интересоваться изобразительным искусством, больше заниматься изобразительной деятельностью дома, стали применять нетрадиционные техники рисования, делятся своими впечатлениями от увиденных произведений искусства с родителями. В целом, в проведенном анкетировании положительных ответов больше, чем отрицательных, что говорит о заинтересованности родителей в воспитании своих детей и о хорошем эстетическом развитии детей.
Задачи, поставленные педагогом в эстетическом воспитании детей шести–семи лет посредством нетрадиционных техник рисования, в ходе его деятельности были частично реализованы, так как работа рассчитана на более продолжительный срок. Дети стали более свободно использовать нетрадиционные техники рисования. Дети стали активнее обсуждать содержание произведений искусства, давать индивидуальные оценки, что в свою очередь говорит о развитии воображения и формировании эстетического отношения к миру.
Детьми производится самостоятельный выбор художественных образов, сюжетов композиций, а так же материалов, инструментов, способов и приемов реализации замыслов. Они самостоятельно определяют замысел и сохраняют его на протяжении всей работы. Но иногда требуется помощь педагога для определения и исполнения замысла.
Композиционные умения недостаточно развиты, поэтому следует при дальнейшей работе больше внимания уделить этому вопросу.
Созданные занятия построены в соответствии с задачами педагогической деятельности.
Для проведения занятий были правильно определены методы работы, они подобранны в соответствии с педагогическими принципами.
Была проведена работа с родителями, что способствовало достижению цели и комплексному решению задач педагогической работы. Необходимо отметить, что работа с родителями способствует более гармоничному развитию ребенка, поэтому необходимо больше включать родителей в образовательно-воспитательный процесс.
Итак, деятельность педагога показала, что нетрадиционные техники рисования способствуют эстетическому развитию детей. Благодаря применению нетрадиционных техник в рисовании детей шести-семи лет у детей развиваются следующие качества:
- инициативность;
- умение предвидеть определенные результаты;
- стремление к достижению целей;
- стремление к познанию окружающей действительности;
- наличие художественного вкуса и идеала;
- наличие эстетического сознания;
- креативность;
- наличие желания видеть и создавать прекрасное вокруг себя.
Данные качества личности ребенка являются критериями эстетически развитого человека. То есть благодаря применению нетрадиционных техник рисования решаются задачи и достигаются цели эстетического воспитания.
Необходимо продолжать работу в данном направлении, так как результативность работы возможна при длительной ее реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, так как не существует четко разработанного механизма эстетического воспитания посредством нетрадиционных техник рисования.
Так же необходимо отметить, что согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования 2010 года, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество.