Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в выявление возможностей нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эстетического воспитания детей 6-ти-7-ми лет.
2. Охарактеризовать использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей шести-семи лет.
3. Спроектировать деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей 6-ти-7-ми лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………………………………………6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность………………………6
1.2. Особенности эстетического воспитания детей шести–семи лет….10
1.3. Средства эстетического воспитания детей шести–семи лет………13
Глава 2. Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………...16
2.1. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей шести–семи лет……………………………………………16
2.2. Деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования…21
2.3. Результаты опытно – практической работы………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

- соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям [13, с.57].

В МДОУ д/с комбинированного вида № 23 города Североуральска  дети начинают знакомиться и использовать нетрадиционные техники рисования, с двухлетнего возраста постепенно овладевая более сложными техниками, по принципу «от простого к сложному». Этот принцип обусловлен доступностью нетрадиционных техник для детей.

К шести-семи годам дети уже освоили и имеют некоторый опыт в применении нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования используются в предметном рисовании, сюжетном, декоративном.

Изучив программу, по которой работают воспитатели подготовительной группы на базе МДОУ д/с № 23, автор пришел к выводу, что нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей применяются мало, поэтому рисунки детей неаккуратные и выглядят не эстетично, пример работ приведен в приложении (прил. 1).

Основной целью применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельной деятельности детей шести–семи лет является: раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке, для того чтобы ребенок научился творить и воспринимать прекрасное вокруг. Но педагоги МДОУ д/с №23 работают в данном направлении мало, дети не отрабатывают полученные навыки применения нетрадиционных техник рисования.

Педагоги детского сада № 23 в своей работе реализуют программу «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, и руководствуются своей рабочей программой, которая состоит из пояснительной записки и перспективного планирования.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи, которые ставят перед собой педагоги детского сада № 23 в художественно-эстетическом развитии детей подготовительной к школе группе:

- сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

- закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

- прививать навыки работы в группе;

- поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Основной формой работы по изобразительной деятельности детей, где применяются нетрадиционные техники рисования, являются занятия по рисованию. Но все же, нетрадиционные техники рисования используются и на других занятиях, таких как математика, развитие речи, на занятиях с психологом и логопедом.

Из перспективного планирования в рабочей программе подготовительной группы (прил. 2) видно, что в изобразительной деятельности используются следующие нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками и ладошкой, тычкование, рисование по сырому, восковые мелки и акварель, набрызг, рисование угольным карандашом, граттаж, тампонирование, рисование губкой, восковыми карандашами, монотипия пейзажная. Но все же дети не владеют ими в достаточной степени для того, что бы использовать их в свободной изобразительной деятельности и создавать с помощью них рисунки.   

В МДОУ д/с №23 в подготовительной группе, где проводится исследование, существуют материально–технические условия для применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей, которые включают в себя: уголок для рисования, книги, наглядные материалы, образцы, иллюстрации, оборудования и материалы. В пояснительной записке рабочей программы подготовительной группы №1 (6-7 лет) 2010-2011 г., указано, что «В группе имеется уголок изобразительного творчества, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Навесные полочки и приставной шкаф наполнены необходимым изобразительным материалом. Организован стенд для выставок детских работ, удобно расположен стол для рисования» [19, с.4].

Инструменты для рисования нетрадиционными техниками: различные печатки, трафареты, кисточки, зубные щетки, тычки, карандаши, стеки, соломинки для сока, фломастеры, акварельные мелки, восковые мелки. Все инструменты хранятся в уголке для рисования, это видно на фотографиях в приложении (прил. 3). Природные материалы, такие как опавшие листья, цветы, песок, различные крупы хранятся в недоступном для детей месте в целях безопасности и постоянно дополняются. Другие материалы, как краски и бумага находятся в шкафу и дети ими свободно пользуются.

Таким образом, можно утверждать, что можно использовать уже имеющиеся материально–технические условия для реализации исследования. Необходимо разработать методику эстетического воспитания детей подготовительной группы с использованием нетрадиционных техник рисования и провести соответствующую работу для достижения цели исследования.  

2.2. Деятельность педагога в эстетическом воспитании детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования

 

Для практической деятельности педагога в эстетическом воспитании детей шести-семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования была выбрана подготовительная к школе группа не базе МДОУ д/с комбинированного вида № 23 города Североуральска. Необходимо отметить, что администрация детского сада видит необходимость, проведения работы в данном направлении и документально это зафиксировала в рекомендательном письме (прил. 4).

Цель работы – формирование эстетического отношения к миру детей шести-семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать, какими художественными средствами выразительности передается настроение людей и состояние природы.

- Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов в рисовании; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детенышами в движении; учить передавать свое представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.

- Помогать детям, научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; показать возможность создания сказочных образов нетрадиционными техниками рисования.

- Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а так же материалов, инструментов, способов и приемов реализации замыслов.

- Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.

- Совершенствовать навыки применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей.

- Знакомить детей с новыми, ранее им неизвестными нетрадиционными техниками рисования.

- Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию на основе сюжета.

- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, нетрадиционными техниками и их использования.

- Способствовать использованию в рисовании разнообразных материалов и техник (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.

Работу с детьми по  эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством нетрадиционных техник рисования необходимо строить на следующих принципах:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка.

- связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество [4, с.62-63].

Учитывая эти принципы, строится деятельность педагога по эстетическому воспитанию посредством нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей, которая осуществляется в следующем порядке:

- Диагностика изобразительно-художественных способностей детей;

- Проектирование и частичная апробация деятельности в данном направлении;

- Диагностирование изменения уровня знаний, умений и навыков;

- Анализ деятельности педагога.

Как правило, диагностику проводят три раза: в начале педагогической деятельности, в середине и в конце.

В начале деятельности выявляется уровень эстетического развития детей, для дальнейшего планирования работы. В середине, диагностика проводится с целью корректировки деятельности педагога в данном направлении. А в конце – для определения результатов работы в этом направлении.

Чтобы провести диагностику в подготовительной группе были определены следующие критерии: увлеченность темой и техникой; способность создать художественный образ; способность к цветовосприятию; способность рационально применять техники; владение техникой изображения; способность к эстетической оценке и суждению.

Для определения изобразительно-художественных способностей было проведено занятие диагностического характера «Картинки на песке» (прил.  5).

Цель: выявить уровень изобразительно-художественных способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.

Программное содержание: выявить умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой рисование (на бумаге).

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным в занятии, стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития изобразительно-художественных способностей детей.

Большая часть детей, не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ, составлять композицию. Итог диагностического занятия подведен в виде таблицы (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Итог диагностического занятия «Картинки на песке».

 

 

Фамилия имя ребенка

Увлеченность

темой и

техникой

Способность

создать художественный образ

Способность

к цвето

восприятию

Способность

рационально

применять

Техники

Владение

техникой

Изображения

Способность к эстетической оценке и суждению

1.

Авакумов Д.

В

Н

С

Н

Н

С

2

Бондаренко Р.

В

Н

С

Н

Н

С

3

Блеч Н.

В

Н

С

Н

Н

С

4

Гутшмидт Д.

В

С

С

С

Н

С

5

Жилябина Д.

В

Н

С

Н

Н

С

6

Казанцев Д.

В

Н

С

С

Н

С

7

Коновалова В.

С

Н

Н

Н

Н

В

8

Кравец Л.

В

Н

С

Н

Н

В

9

Кротова К.

С

Н

С

Н

Н

Н

10

Лыткин С.

В

Н

Н

Н

Н

Н

11

Муратов М.

В

Н

С

С

Н

Н

12

Малямова О.

С

Н

С

Н

Н

С

13

Мелетян Д.

С

Н

С

Н

Н

С

14

Немкин Д.

Н

Н

С

Н

Н

Н

15

Петров Ж.

В

Н

С

Н

Н

В

16

Рычков С.

В

С

С

Н

Н

Н

17

Рассохина Д.

В

С

С

Н

Н

В

18

Созинов Н.

В

Н

С

Н

Н

С

19

Сычева А.

В

С

С

Н

Н

С

20

Таджиев К.

В

Н

С

Н

Н

С

21

Черная С.

В

С

С

Н

Н

В

Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет