Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:13, курсовая работа
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в выявление возможностей нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эстетического воспитания детей 6-ти-7-ми лет.
2. Охарактеризовать использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей шести-семи лет.
3. Спроектировать деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей 6-ти-7-ми лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………………………………………6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность………………………6
1.2. Особенности эстетического воспитания детей шести–семи лет….10
1.3. Средства эстетического воспитания детей шести–семи лет………13
Глава 2. Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания детей шести–семи лет……………………………………………...16
2.1. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей шести–семи лет……………………………………………16
2.2. Деятельность педагога по эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования…21
2.3. Результаты опытно – практической работы………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
- соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям [13, с.57].
В МДОУ д/с комбинированного вида № 23 города Североуральска дети начинают знакомиться и использовать нетрадиционные техники рисования, с двухлетнего возраста постепенно овладевая более сложными техниками, по принципу «от простого к сложному». Этот принцип обусловлен доступностью нетрадиционных техник для детей.
К шести-семи годам дети уже освоили и имеют некоторый опыт в применении нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционные техники рисования используются в предметном рисовании, сюжетном, декоративном.
Изучив программу, по которой работают воспитатели подготовительной группы на базе МДОУ д/с № 23, автор пришел к выводу, что нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей применяются мало, поэтому рисунки детей неаккуратные и выглядят не эстетично, пример работ приведен в приложении (прил. 1).
Основной целью применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельной деятельности детей шести–семи лет является: раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке, для того чтобы ребенок научился творить и воспринимать прекрасное вокруг. Но педагоги МДОУ д/с №23 работают в данном направлении мало, дети не отрабатывают полученные навыки применения нетрадиционных техник рисования.
Педагоги детского сада № 23 в своей работе реализуют программу «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, и руководствуются своей рабочей программой, которая состоит из пояснительной записки и перспективного планирования.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи, которые ставят перед собой педагоги детского сада № 23 в художественно-эстетическом развитии детей подготовительной к школе группе:
- сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Основной формой работы по изобразительной деятельности детей, где применяются нетрадиционные техники рисования, являются занятия по рисованию. Но все же, нетрадиционные техники рисования используются и на других занятиях, таких как математика, развитие речи, на занятиях с психологом и логопедом.
Из перспективного планирования в рабочей программе подготовительной группы (прил. 2) видно, что в изобразительной деятельности используются следующие нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками и ладошкой, тычкование, рисование по сырому, восковые мелки и акварель, набрызг, рисование угольным карандашом, граттаж, тампонирование, рисование губкой, восковыми карандашами, монотипия пейзажная. Но все же дети не владеют ими в достаточной степени для того, что бы использовать их в свободной изобразительной деятельности и создавать с помощью них рисунки.
В МДОУ д/с №23 в подготовительной группе, где проводится исследование, существуют материально–технические условия для применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей, которые включают в себя: уголок для рисования, книги, наглядные материалы, образцы, иллюстрации, оборудования и материалы. В пояснительной записке рабочей программы подготовительной группы №1 (6-7 лет) 2010-2011 г., указано, что «В группе имеется уголок изобразительного творчества, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Навесные полочки и приставной шкаф наполнены необходимым изобразительным материалом. Организован стенд для выставок детских работ, удобно расположен стол для рисования» [19, с.4].
Инструменты для рисования нетрадиционными техниками: различные печатки, трафареты, кисточки, зубные щетки, тычки, карандаши, стеки, соломинки для сока, фломастеры, акварельные мелки, восковые мелки. Все инструменты хранятся в уголке для рисования, это видно на фотографиях в приложении (прил. 3). Природные материалы, такие как опавшие листья, цветы, песок, различные крупы хранятся в недоступном для детей месте в целях безопасности и постоянно дополняются. Другие материалы, как краски и бумага находятся в шкафу и дети ими свободно пользуются.
Таким образом, можно утверждать, что можно использовать уже имеющиеся материально–технические условия для реализации исследования. Необходимо разработать методику эстетического воспитания детей подготовительной группы с использованием нетрадиционных техник рисования и провести соответствующую работу для достижения цели исследования.
2.2. Деятельность педагога в эстетическом воспитании детей шести–семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования
Для практической деятельности педагога в эстетическом воспитании детей шести-семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования была выбрана подготовительная к школе группа не базе МДОУ д/с комбинированного вида № 23 города Североуральска. Необходимо отметить, что администрация детского сада видит необходимость, проведения работы в данном направлении и документально это зафиксировала в рекомендательном письме (прил. 4).
Цель работы – формирование эстетического отношения к миру детей шести-семи лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать, какими художественными средствами выразительности передается настроение людей и состояние природы.
- Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов в рисовании; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детенышами в движении; учить передавать свое представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.
- Помогать детям, научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; показать возможность создания сказочных образов нетрадиционными техниками рисования.
- Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а так же материалов, инструментов, способов и приемов реализации замыслов.
- Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
- Совершенствовать навыки применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей.
- Знакомить детей с новыми, ранее им неизвестными нетрадиционными техниками рисования.
- Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию на основе сюжета.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, нетрадиционными техниками и их использования.
- Способствовать использованию в рисовании разнообразных материалов и техник (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.
Работу с детьми по эстетическому воспитанию детей шести–семи лет посредством нетрадиционных техник рисования необходимо строить на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка.
- связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество [4, с.62-63].
Учитывая эти принципы, строится деятельность педагога по эстетическому воспитанию посредством нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей, которая осуществляется в следующем порядке:
- Диагностика изобразительно-художественных способностей детей;
- Проектирование и частичная апробация деятельности в данном направлении;
- Диагностирование изменения уровня знаний, умений и навыков;
- Анализ деятельности педагога.
Как правило, диагностику проводят три раза: в начале педагогической деятельности, в середине и в конце.
В начале деятельности выявляется уровень эстетического развития детей, для дальнейшего планирования работы. В середине, диагностика проводится с целью корректировки деятельности педагога в данном направлении. А в конце – для определения результатов работы в этом направлении.
Чтобы провести диагностику в подготовительной группе были определены следующие критерии: увлеченность темой и техникой; способность создать художественный образ; способность к цветовосприятию; способность рационально применять техники; владение техникой изображения; способность к эстетической оценке и суждению.
Для определения изобразительно-художественных способностей было проведено занятие диагностического характера «Картинки на песке» (прил. 5).
Цель: выявить уровень изобразительно-художественных способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.
Программное содержание: выявить умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой рисование (на бумаге).
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.
Отрицательным в занятии, стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития изобразительно-художественных способностей детей.
Большая часть детей, не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ, составлять композицию. Итог диагностического занятия подведен в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1.
Итог диагностического занятия «Картинки на песке».
№ |
Фамилия имя ребенка | Увлеченность темой и техникой | Способность создать художественный образ | Способность к цвето восприятию | Способность рационально применять Техники | Владение техникой Изображения | Способность к эстетической оценке и суждению | |||
1. | Авакумов Д. | В | Н | С | Н | Н | С | |||
2 | Бондаренко Р. | В | Н | С | Н | Н | С | |||
3 | Блеч Н. | В | Н | С | Н | Н | С | |||
4 | Гутшмидт Д. | В | С | С | С | Н | С | |||
5 | Жилябина Д. | В | Н | С | Н | Н | С | |||
6 | Казанцев Д. | В | Н | С | С | Н | С | |||
7 | Коновалова В. | С | Н | Н | Н | Н | В | |||
8 | Кравец Л. | В | Н | С | Н | Н | В | |||
9 | Кротова К. | С | Н | С | Н | Н | Н | |||
10 | Лыткин С. | В | Н | Н | Н | Н | Н | |||
11 | Муратов М. | В | Н | С | С | Н | Н | |||
12 | Малямова О. | С | Н | С | Н | Н | С | |||
13 | Мелетян Д. | С | Н | С | Н | Н | С | |||
14 | Немкин Д. | Н | Н | С | Н | Н | Н | |||
15 | Петров Ж. | В | Н | С | Н | Н | В | |||
16 | Рычков С. | В | С | С | Н | Н | Н | |||
17 | Рассохина Д. | В | С | С | Н | Н | В | |||
18 | Созинов Н. | В | Н | С | Н | Н | С | |||
19 | Сычева А. | В | С | С | Н | Н | С | |||
20 | Таджиев К. | В | Н | С | Н | Н | С | |||
21 | Черная С. | В | С | С | Н | Н | В |