Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества………………………………………………………………………7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы ………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества……………………………………………………
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43
ВВЕДЕНИЕ
...Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне...
Э. Успенский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство – отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве, даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества.
Как никогда, в настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть основными методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди них большое место занимает изобразительная деятельность. Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом — в процессе дальнейших художественных занятий — ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может «раскрепоститься» в рисунке (главное желание — карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.
Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющийся в следующем:
Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы
(трава — зеленая, небо — синее).
Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика).
Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).
Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование — только цветными карандашами, лепка — только пластилин, аппликация — только цветная бумага).
Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности, применение нетрадиционных методов и приемов рисования детьми дошкольного возраста.
Теоретической основой работы явились исследования по проблеме развития изобразительного творчества отечественных ученых (Казакова Т.Г., Флерина Е.А., Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Выготский Л.С., Т.С. Комарова, Езикеева В.А. и др.), работы посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (Ильина А., Казакова Р.Г., Добровская Н.В., Никологорская О.А., Фатеева А.А. и др.).
Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности; 3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие творчества в рисовании дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:
грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования;
наличие соответствующей материальной базы;
заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей;
взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития детского изобразительного творчества в рисовании с помощью нетрадиционных методов и приемов обучения дошкольников.
Решению задач будут способствовать методы исследования:
1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;
2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;
3. Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.
Эксперимент проведен в МДОУ №4 г. Ковров на базе старшей группы.
Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ детей с применением нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества
Проблема формирования выразительного образа в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной ( 1940 ), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель и др. Исследования Т.С.Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию. Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках. Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г.Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю.Б.Борев, В.В.Скатерщиков, А.К.Дремов, В.А.Разумный, ХШ.Якубова и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
С точки зрения психологии, творческая деятельность - это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное [5, С. 23].
Важно выделять еще и социальную сущность творчества, так как в условиях стремительных изменений в социально - экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны только творчески одаренные люди. Л.С. Выготский считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности [5, С. 23].
В педагогической литературе можно встретить следующее определение понятия творчества: деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью.
Информация о работе Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста