Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества………………………………………………………………………7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы ………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43
Виды творчества здесь определяются характером деятельности человека:
Научное творчество - производство нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним.
Техническое творчество - разработка новых технологий и технических устройств.
Педагогическое творчество - разработка нового содержания, методов, принципов, форм педагогических систем.
Художественное творчество - создание новых художественных произведений, и т.д. [21, С. 565 – 572]
С позиции эстетики творчество (художественное) - это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. [15, С. 7 - 8].
Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения. [1, С.43]
Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития [5, С. 97].
Однако при этом важно учесть две позиции:
креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности.
очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Одной из первых определение детского творчества дала Т.С.Комарова: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому». [17, С. 18]
В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская одаренность и др. Здесь крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень [23, С.16 - 20].
С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.
Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего, следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Л.С. Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью. Каждой из форм связи он дает диалектическое определение:
образы воображения строятся из элементов действительности;
воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным;
чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство;
продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение [5, С. 45-49].
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств. [19,С.30-44]
Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.
Делается также попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности:
перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);
интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);
характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [6].
Становление детской креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.
При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:
первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество. Среди таких способов можно выделить следующие:
Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка.
Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности.
Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств.
Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.
В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности [5].
По мнению многих исследователей изобразительного искусства (Т.Г.Казаковой, Е.А.Флериной, Д.Б. Бакушинского Богоявленской, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, В.А. Езикеевой и др.), являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию
Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется даже ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:
Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;
Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;
Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;
«Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
Создание поисковых ситуаций;
Игровые приемы;
Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов(тема, идея), организующих работу воображения;
Рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;
Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы.
Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Г.Н.Давыдова, И.Л. Дзержинская, А. Ильина, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. А. Ильина пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке» [13, С. 48-50].
Творческий процесс, по мнению В.А. Езикеевой, предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества, источниками которого, как уже говорилось выше, являются действительность и искусство [13, С. 48-50].
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим. Исследователи детского изобразительного творчества – Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.
Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.
Еще одно средство выразительности, используемое дошкольниками – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно, аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает небрежной линией.
Ритм рассматривается М.В. Гмошинская как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками, штрихами. За основу он берет двигательный и зрительный опыт ребенка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира [6, С. 48-52].
Большое внимание обучению средствам художественной выразительности уделяла Л. Шанченко. Она рассматривала его как основу развития творчества[28, С. 41-42].
Информация о работе Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста