Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества………………………………………………………………………7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы ………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи..
Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
2.2. Ход экспериментально-
1 –й этап.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».
Программное содержание:
закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.
Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.
Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
Таблица 1.
№ | Имя ребенка | Увлечен. Темой и техникой | Способн. Созд. Худ. Образ | Способн. К цвето- воспр. | Способн. Рацион. Применять техники | Владение техникой изображен. | Знание основ цветовед. |
1. | Дима Б. | В | Н | С | С | С | Н |
2. | Максим Г. | В В | Н | С | С | С | Н |
3. | Ярик Я. | В | Н | С | С | С | Н |
4. | Юра К. | В | Н | С | С | С | Н |
5. | Влада В. | В | Н | С | С | С | Н |
6. | Халид К. | С | С | В | В | С | С |
7. | Саша Л. | В | Н | С | С | С | Н |
8 | Лена М. | В | Н | С | С | С | Н |
9. | Настя М. | С | Н | С | С | С | Н |
10. | Юля О. | В | С | В | В | С | С |
11. | Саша П. | С | С | В | В | С | С |
12. | Эля Р. | В | Н | С | С | С | Н |
13. | Настя Р. | С | С | В | В | С | С |
14. | Женя Ч. | В | Н | С | С | С | Н |
15. | Костя Ш. | В | Н | С | С | С | Н |
| В | 11- 73,3% | - | 4-26,7% | 4-26,7% | - | - |
| С | 4-26,7% | 4-26,7% | 11-73,3% | 11-73,3% | 15-100% | 4-26,7% |
| Н | - | 11-73,3% | - | - | - | 11-73,3% |
Условные обозначения:
Н- низкий уровень;
С- средний уровень;
В- высокий уровень.
Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.
2–й этап.
Формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.
При проведении формирующего эксперимента были использованы занятия, дидактические игры и упражнения из программы занятий с применением нетрадиционных техник рисования в детском саду Г.Н.Давыдовой [9] (Приложение 2), в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.
3-й этап.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.
Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.
Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.
Итог подведен в виде таблицы:
Таблица2.
№ | Имя ребенка | Увлечен. темой и техникой | Способн. созд. худ. образ | Способн. к цвето- воспр. | Способн. рацион. применять техники | Владение техникой изображен. | Знание основ цветовед. |
1. | Дима Б. | В | С | С | В | В | С |
2. | Максим Г. | В | С | С | С | С | С |
3. | Ярик Я. | В | С | В | В | В | В |
4. | Юра К. | В | С | С | С | С | С |
5. | Влада В. | В | С | С | С | С | С |
6. | Халид К. | В | В | В | В | С | В |
7. | Саша Л. | В | С | С | С | С | С |
8 | Лена М. | В | С | В | В | В | В |
9. | Настя М. | В | С | С | С | С | С |
10. | Юля О. | В | В | В | В | В | В |
11. | Саша П. | В | В | В | В | В | В |
12. | Эля Р. | В | С | С | С | В | С |
13. | Настя Р. | В | В | В | В | С | В |
14. | Женя Ч. | В | С | С | С | В | С |
15. | Костя Ш. | В | С | В | В | В | В |
| В | 15-100% | 4-26,7% | 7-46,9% | 8-53,1% | 8-53,1% | 7-46,9% |
| С | - | 11-73,3% | 8-53,1% | 7-46,7% | 7-46,7% | 8-53,1% |
| Н | - | - | - | - | - | - |
Условные обозначения:
Н- низкий уровень;
С- средний уровень;
В- высокий уровень.
Констатирующий этап исследования
| ИТОГО | ||||||
В | 73,30% |
| 26,70% | 26,70% |
|
| 21,12% |
С | 26,70% | 26,70% | 73,30% | 73,30% | 100% | 26,70% | 54,45% |
Н |
| 73,30% |
|
|
| 73,30% | 24,43% |
Контрольный этап исследования
| |||||||
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО |
В | 100% | 26,70% | 7-46,9% | 53,10% | 53,10% | 46,90% | 46,63% |
С | - | 73,30% | 8-53,1% | 46,70% | 46,70% | 53,10% | 36,63% |
Н | - | - | - | - | - | - | 0,00% |
Схема.1. Результаты проведенного исследования.
Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием разнообразных нетрадиционных методов и приемов рисования, видно, что у детей изучаемые показатели на более высоком уровне развития, так за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Вывод по исследовательской работе:
Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения. Все исследуемые уровни определены. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.
Самым важным является постоянная работа со способными детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Информация о работе Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста