Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества………………………………………………………………………7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы ………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43

Файлы: 1 файл

курсовая - Нетрадиционная техника рисования.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи..

Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

 

2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы

 

1 –й этап.

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.

Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».

Программное содержание:

закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.

                                                                                       

 

 

   

Таблица 1.

Имя

ребенка

Увлечен.

Темой и

техникой

Способн.

Созд. Худ.

Образ

Способн.

К цвето-

воспр.

Способн.

Рацион.

Применять

техники

Владение

техникой

изображен.

Знание

основ

цветовед.

1.

Дима Б.

В

Н

С

С

С

Н

2.

Максим Г.

В В

Н

С

С

С

Н

3.

Ярик Я.

В

Н

С

С

С

Н

4.

Юра К.

В

Н

С

С

С

Н

5.

Влада В.

В

Н

С

С

С

Н

6.

Халид К.

С

С

В

В

С

С

7.

Саша Л.

В

Н

С

С

С

Н

8

Лена М.

В

Н

С

С

С

Н

9.

Настя М.

С

Н

С

С

С

Н

10.

Юля О.

В

С

В

В

С

С

11.

Саша П.

С

С

В

В

С

С

12.

Эля Р.

В

Н

С

С

С

Н

13.

Настя Р.

С

С

В

В

С

С

14.

Женя Ч.

В

Н

С

С

С

Н

15.

Костя Ш.

В

Н

С

С

С

Н

 

В

11- 73,3%

-

4-26,7%

4-26,7%

-

-

 

С

4-26,7%

4-26,7%

11-73,3%

11-73,3%

15-100%

4-26,7%

 

Н

-

11-73,3%

-

-

-

11-73,3%

 

Условные обозначения:

Н- низкий уровень;

     С- средний уровень;

     В- высокий уровень.

Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

  

  2–й этап.

Формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.

При проведении формирующего эксперимента были использованы занятия, дидактические игры и упражнения из программы  занятий с применением нетрадиционных техник рисования в детском саду Г.Н.Давыдовой [9] (Приложение 2), в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.

          3-й этап.

Итоговый эксперимент.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».

Программное содержание:

Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.

Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.

Итог подведен в виде таблицы:

Таблица2.

Имя

ребенка

Увлечен.

темой и

техникой

Способн.

созд. худ.

образ

Способн.

к цвето-

воспр.

Способн.

рацион.

применять

техники

Владение

техникой

изображен.

Знание

основ

цветовед.

1.

Дима Б.

В

С

С

В

В

С

2.

Максим Г.

              В

С

С

С

С

С

3.

Ярик Я.

В

С

В

В

В

В

4.

Юра К.

В

С

С

С

С

С

5.

Влада В.

В

С

С

С

С

С

6.

Халид К.

В

В

В

В

С

В

7.

Саша Л.

В

С

С

С

С

С

8

Лена М.

В

С

В

В

В

В

9.

Настя М.

В

С

С

С

С

С

10.

Юля О.

В

В

В

В

В

В

11.

Саша П.

В

В

В

В

В

В

12.

Эля Р.

В

С

С

С

В

С

13.

Настя Р.

В

В

В

В

С

В

14.

Женя Ч.

В

С

С

С

В

С

15.

Костя Ш.

В

С

В

В

В

В

 

В

15-100%

4-26,7%

7-46,9%

8-53,1%

8-53,1%

7-46,9%

 

С

-

11-73,3%

8-53,1%

7-46,7%

7-46,7%

8-53,1%

 

Н

-

-

-

-

-

-


 

Условные обозначения:

Н- низкий уровень;

     С- средний уровень;

     В- высокий уровень.

                                                                                  Таблица 3.

Констатирующий этап исследования

 

ИТОГО

В

73,30%

 

26,70%

26,70%

 

 

21,12%

С

26,70%

26,70%

73,30%

73,30%

100%

26,70%

54,45%

Н

 

73,30%

 

 

 

73,30%

24,43%

 

 

 

Контрольный этап исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ИТОГО

В

100%

26,70%

7-46,9%

53,10%

53,10%

46,90%

46,63%

С

-

73,30%

8-53,1%

46,70%

46,70%

53,10%

36,63%

Н

-

-

-

-

-

-

0,00%


 

Схема.1. Результаты проведенного исследования.

Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием разнообразных нетрадиционных методов и приемов рисования, видно, что у детей изучаемые показатели на более высоком уровне развития, так за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию. 

 

Вывод по исследовательской работе:

Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения. Все исследуемые уровни определены. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.

Самым важным является постоянная работа со способными детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем раз­нообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон­нее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно­сти и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду являет­ся изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творче­ство, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Информация о работе Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста