Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества………………………………………………………………………7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы ………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.
Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.
Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Задачи, намеченные в начале курсовой , полностью реализованы.
Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью занятий повысился уровень способностей.
Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя и руководителя изодеятельности, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на – Дону: Феникс, 1983.- 135с.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с
3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2006 – 46 с.
4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. – 2005. – с.41-43.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986.- 102с.
6. Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2002. – с. 30-33.
7. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2000.- 186с.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 80 с.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 3-13.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2002.-128с.
12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С.52-60.
13. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2004. – с. 48-50.
14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983. – 112с.
15. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с
16. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001., С. 18
17. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
18. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2005. – с. 80-86.
19. Косминская В.Б. , Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., Просвещение, 1977, С.30-44
20. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1981.-196с.
21. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – С. 565 – 572
22. Никологородская О.А. Игры с красками и бумагой. - М.: Школьная Пресса, 2003.-48с.
23. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 1990. С.16 - 20.
24. Панько Е.А. Программа дошкольного образования. – Минск: Аверсэв, 2007. – С. 178-179
25. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсев, 2007.-С. 112-125
26. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.]
27. . Фатеева.А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004.-96с.
28. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. – 2003. – С. 41-42.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
№ п/п | Имя ребенка |
Возраст, лет
|
1. | Дима Б. | 5,5 |
2. | Максим Г. | 5,8 |
3. | Ярик Я. | 5,4 |
4. | Юра К. | 5,7 |
5. | Влада В. | 5,5 |
6. | Халид К. | 5,6 |
7. | Саша Л. | 5,8 |
8 | Лена М. | 5,4 |
9. | Настя М. | 5,5 |
10. | Юля О. | 5,6 |
11. | Саша П. | 5,7 |
12. | Эля Р. | 5,9 |
13. | Настя Р. | 5,6 |
14. | Женя Ч. | 5,5 |
15. | Костя Ш. | 5,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРОГРАММА
занятий с применением нетрадиционных техник рисования в детском саду
(Г.Н.Давыдовой [9])
ЗАНЯТИЯ
Печать листьев
Осень на опушке краски разводила
Рисование пальчиками
Ветка рябины
Рисование методом тычка
Черемуха
Смешивание цветов
Цветик-разноцветик
Кляксография
Веселые кляксы
Раздувание краски
Осенние мотивы
Монотипия
Пейзаж у озера
Фотокопия — рисование свечой
Морозный узор
Проступающий рисунок
Праздничный салют над городом
Техника выполнения витражей - клеевые картинки
Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы
Витражи для терема Лета
Каракулеграфия
Волшебный карандашик
Шаблонографня
Рисуем по шаблону
Ожившие предметы
Ожившая сказка
Набрызг
Зимние напевы
Расчесывание краски
Верблюд в пустыне
Рисование поролоном
Плюшевый медвежонок
Рисование штрихом
Колючая сказка
Рисование музыки
Музыкальный рисунок
Рисование нитками
Красивые картинки из разноцветной нитки
Рисование солью
Дед Мороз
Граттаж
Космический пейзаж
Батик
Березка
2
2
Нетрадиционные художественно – графические техники
Тычок жесткой
полусухой кистью
Материалы:
жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Материалы:
мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения:
ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Материалы:
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения:
ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками картофеля
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Обрывание бумаги
Материалы:
салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
Способ получения изображения:
ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит лохматым. В данном случае части изображения намазываются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Оттиск поролоном
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Оттиск пенопластом
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика
Материалы:
Информация о работе Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста