Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
В в е д е н и е
Занятия физической культурой-это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Введение………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1 История развития ритмичской гимнастики………………………..……7
1.2 Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного
Возвраста……………………………………………………………..…..13
1.3 Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение…………………….……..16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….25
Глава 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Развитие координации у детей дошкольного возраста……………..…26
2.2 Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….………..35
Выводы по главе 2…………………………………………………….…………43
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Смоленский педагогический колледж»
Пашина Екатерина Владимировна
Музыкально - ритмические упражнения
в физическойкультуре детей старшего
дошкольного возраста
/Курсовая работа/
Специальности:050704 Дошкольное
образование с дополнительной квалификацией
руководитель физического воспитания
Научный руководитель:
Ульянова Людмила
Александровна
Смоленск
2010
Оглавление
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1 История развития ритмичской гимнастики………………………..……7
1.2 Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного
Возвраста………………………………………………………
1.3 Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение…………………….……..16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….25
Глава 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Развитие координации у детей дошкольного возраста……………..…26
2.2 Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….……
Выводы по главе 2…………………………………………………….…………43
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
В в е д е н и е
Занятия физической культурой-это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались такие учёные как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.
Актуальность ритмической гимнастики обусловлена тем, что она доступна, т. к. содержание ее базируется на знакомых запоминающихся упражениях. Она позволяет успешно использовать современные технические средства. Особенностью ритмической гимнатики непрерывность движений под музыку в различных темпах. В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического образования является гимнастика.
Объектом исследования является процесс физического развития и воспитания дошкольников.
Предметом иследования являются музыкольно-ритмические упражнеиня в физической культуре детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования музыкально-ритмических упражнений в физической культуре и влияние их на всестороннее гармоническое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Гипотиза: если систематически использовать музыкально-ритмическе упражнения и ритмическую гимнастику, как средство физического воспитания, то:
улучшится состояние здоровья детей;
повысится эмоциональный тонус, двигательной активности.
Основными задачами исследования являются:
изучить педагогическую литературу по данной проблеме и проанализировать ее;
установить уровень выполнения детьми ритмических упражнений до эксперимента;
провести формирующий эксперимент: обучить детей ритмическим упраженениям;
выявить уровень выполнения ритмических упражнений детьми после экперемента.
Методология исследования: в основу научного поиска положена диагностическая теория использования физических упражнений, направленных на формирование координации рук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением различного темпа.
Методы исследования:
анализ педагогической литературы по теме исследования,
наблюдения,
диагностирование,
практическая деятельность автора в качестве воспитателя дошкольного учреждения,
анализ планов воспитательно-образовательной работы, педагогическмй эксперимент.
Научная новизна исследования: состоит в том, что разработано содержание, формы и методы диагностического обследования координации у детей старшего дощкольного возраста; охарактеризована методика проведения ритмической гимнастики.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность координационных способностей у детей дошкольного возраста, сущность проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.
Практическая значимость исследования: адаптирована диагностика и разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определены критерии эффективности.
На защиту выносится следующие положения:
Сущность ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Критериями эффективности владения координационными движениями является сформированность двигательных способностей, показателями которых выступают: естественная активность, ориентировка в окружающем пространстве, равновесие, пластичность, точность движений, динамическая выносливость, проиизвольное расслабление мышц, управление моторикой, направлением движений.
Основными направлениями в формировании координационных способностей является поэтапное усложнение движений, ритмичность, четкость показа воспитателя в согласовании с коментариями.
Подготовка детей к проведению ритмичекой гимнастики предполагает учет принципов постепенниости, системотичности, последовательности, учет возрастных особенностей и решение задач по формированию координационных и двигательных способностей, развитию творчетва и активности дошкольников.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики.
1.1 История развития ритмической гимнастики.
Мало кто знает, что корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку нужны были ловкость, сила, выносливость. Такие качества он развивал в начале во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводством, человек использовал с этой целью определенные, многократно повторяемые движения - физические упражнения.
При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая, другим важным событиям отмечалась различными ритуалами, включавшими ритмичные имитационные движения. Во время совместного выполнения их членами рода или племени развивалась согласованность коллективных действии. Одновременно совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывались физические качества.
По мере классового расслоения общества и развития государств возникала необходимость военной подготовки. Физические упражнения стали приобретать военно-прикладную направленность. Рнтмизированные, т. е. выполняемые в ритме определенной мелодии, движения военных, трудовых и других ритуальных танцев были одновременно и зрелищем, и средством физической подготовки. Со временем они приобретали все большую зрелищную направленность. При этом дальнейшее развитие получали эстетически выразительные, ритмично выполняемые движения. Особой выразительности ритмизированные танцы достигли в Древней Индии. Обучение им проходило в специальных закрытых школах. В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики. Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определенную мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высоким чувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства того времени.
Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека.
Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы - летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.
С переходом к феодальным общественным отношениям античная культура постепенно приходила в упадок. Церковь насаждала аскетизм, проповедовала отречение от жизненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как греховные. Изменения коснулись и военного дела. Теперь тяжело - вооруженному, закованному в латы воину нужны были сила и устойчивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и выносливость, которые вырабатывались с помощью ритмизированных физических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому ритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.
В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъем. Получают распространение игры с мячом, верховая езда, фехтование, гребля, устраиваются различные состязания. Ритмизированные движения продолжают развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства. На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат "Об искусстве танцевать и водить хоры", в котором на основе народного танца и греческих традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения.
Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была предшественницей всех ритмияческих, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.
Во второй половине XIX века французкий физиолог Жорж Демели создал своеобразнуюсистему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и сигментов тела в течении 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.
Родоначальником направления, объединявшего колоритность, и ритм движения был оперный певец Ф.Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением.
Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.
Информация о работе Физическая культура с детьми дошкольного возраста