Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Программа педагогической практики студентов рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.

Файлы: 1 файл

prproizvprakt.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 КАФЕДРА  ОБЩЕЙ  ПЕДАГОГИКИ

  
 
 
 
 

Алдошина  М.И., Воронкова Л.В.,   Фёдорова М.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКИ  
 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

              2006

 

    ВЫПИСКА

из  протокола заседания  кафедры общей  педагогики об утверждении данной программы 

     Данная  программа составлена в соответствии с Государственным образовательным  стандартом высшего профессионального образования по специальностям (см. приложение 2). 

ВЫПИСКА ВЕРНА 

Протокол  № ____  от  01 февраля 2006 г. 

Зав. кафедрой общей педагогики                                                         А.И.Уман  
 

Утверждено на заседании Учёного совета физико-математического факультета

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета _____________________ Т.Н. Можарова  

Утверждено на заседании Учёного совета факультета естественных наук

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета ______________________ Е.Н. Демьянков  

Утверждено на заседании Учёного совета филологического факультета

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета ______________________ В.П. Изотов

 

Утверждено на заседании  Учёного совета факультета иностранных языков

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета ______________________ М.В. Якушев  

Утверждено на заседании Учёного совета художественно-графического  факультета

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета ______________________ М.М. Шульгин  

Утверждено на заседании   исторического факультета

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель  Учёного совета факультета ______________________ С.Т.Минаков

Утверждено на заседании  факультета физической культуры и спорта

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета ______________________ В. А. Пашкова  

Утверждено на заседании   факультета  технологии, предпринимательства и сервиса

«_____» __________________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель Учёного совета факультета _______________________  А.А. Калекин  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

     В современном российском обществе происходят изменения во всех сферах жизни и  деятельности человека, они относятся  и к сфере образования. В обществе идет  процесс переосмысления и активного освоения  молодым поколением культурных ценностей. В данной ситуации значимым ориентиром в образовательном пространстве становится переход «от человека образованного к человеку культурному», что ориентирует на анализ общечеловеческих ценностей с учетом особенностей исторического и культурного развития каждого этноса. Формирование культуры личности идет через ее погружение в систематическую социокультурную среду. Задача высшего профессионального образования – не только обогатить подготовку учителя в вузе сведениями о традиционной культуре, но и способствовать обретению личностью себя в культуре: формированию национального самосознания, толерантного отношения к другим культурам. В связи с этим к современному профессионально-педагогическому образованию предъявляются новые требования, которые мы рассматриваем как создание условий для формирования педагогической культуры будущих учителей. Необходимость решения данной проблемы обусловлена новыми требованиями общества к общекультурной и специальной подготовке выпускников  вузов, к осуществлению профессиональной педагогической деятельности, которые отражены в государственном образовательном стандарте; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к работе в новых социально-экономических условиях со сформированной потребностью у молодых специалистов в постоянном профессиональном  самообразовании и саморазвитии.

     Мы  считаем, что профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя в вузе, должна быть направлена на формирование  педагогической культуры, являющейся целью и способом его творческой самореализации в разнообразных  видах педагогической деятельности и общения, наиболее  целесообразными из которых являются различные типы педагогической практики. Учебная и производственная практика студентов 1-5  курсов специальностей 050000 – Образование является эффективным средством формирования профессионально-педагогической культуры. Педагогическая культура студентов становится сферой творческого приложения и реализации их педагогических способностей и формирования педагогических ценностей. В них студент опредмечивает индивидуальные возможности и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых, трудовых, коммуникативных отношений, то есть студент, воздействуя на других, формирует свою педагогическую культуру; определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности и общении; осваивая, таким образом, педагогические ценности и технологии, для студента создаются возможности их создания и развития. Следовательно, педагогическая система подготовки будущих учителей предполагает создание условий, стимулирующих студентов к самостоятельной работе по формированию профессионально-педагогической культуры в рамках целостного педагогического процесса университета.

     Процесс формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя – это включение студентов в индивидуальные, инновационно-рефлексивные формы освоения педагогической культуры, ориентирующие будущих учителей на познание педагогических явлений и переосмысление собственного педагогического опыта, развитие личной педагогической системы, индивидуального творческого стиля педагогической деятельности и активной педагогической позиции.

     Результатом подобного включения является формирование:

  • системы ценностей будущего учителя (целевых установок, отражающих личностный смысл включения в профессионально-педагогическую деятельность, ценностных средств их достижения и отношений в процессе педагогического взаимодействия, системы психолого-педагогических и специальных знаний и профессионально значимых личностных качеств);
  • способов и приемов педагогической деятельности; освоения педагогических технологий и решения педагогических задач: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих;
  • творческой самореализации личности, адекватных потребностей, педагогических способностей, самостоятельности и ответственности.

     С учетом данной логики будет формироваться  профессионально-педагогическая культура студента, которая выполняет функции  регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности.

     Теоретическая подготовка студентов по курсу «Педагогика» нуждается в практическом осмыслении и приложении в реальной педагогической деятельности в ходе учебной и  производственной практики студентов.

     Педагогическая  практика, формируя профессионально-педагогическую культуру будущего учителя, является важнейшим звеном в системе его профессиональной подготовки. В целостном педагогическом процессе вуза педагогическая практика носит длительный и непрерывный характер, что обеспечивает фундамент для профессионального становления и совершенствования специалиста.

     Программа практики предусматривает организацию  педагогической деятельности студентов  на разных уровнях (кафедра, факультет, университет, социум) при определенной логике (приложение №1), её содержании, форм и методов работы, которые отражены в тематическом плане практики.

     Педагогическая  работа студентов в ходе практики направляется, корректируется и анализируется  преподавателями кафедры общей  педагогики.

     Цель  практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя. 

     Программа педагогической практики студентов  рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные  задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.

     Содержание  педагогической практики соответствует  требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050000 – Образование; учебной программе «Педагогика»; положению о практике студентов ОГУ, а также методологическим концепциям личностно-ориентированного образования, творческой направленности деятельности, целостности педагогического процесса, формирования профессионально-педагогической культуры в учреждениях высшего профессионального образования.

     Исходными параметрами данной программы выступают:

  1. Фундаментальность теоретических положений курса «Педагогика», изучаемых на разных этапах вузовского обучения.
  2. Ориентация на совокупность профессионально-педагогических ценностей: целей, средств, отношений, знаний и качеств, которые определяют задачи, содержание, виды и формы деятельности студентов на каждом этапе педагогической практики.
  3. Готовность студентов осуществлять педагогическую деятельность с детьми и подростками в современных образовательных учреждениях разного типа и профиля.
  4. Непрерывность в организации педагогической практики обеспечивает последовательность ее содержания, постоянную смену и усложнение видов деятельности, рефлексию процесса формирования профессионально-педагогической деятельности.
  5. Системность в организации педагогической практики обеспечивается включением студентов в различные виды и формы деятельности кафедры общей педагогики: психолого-педагогический практикум, научно-исследовательскую работу студентов, социально-значимые дела.
  6. Креативность деятельности студентов при выполнении всех видов заданий педагогической практики.
  7. Направленность педагогической деятельности  студентов в ходе практики на активное изучение, освоение и развитие социокультурной среды.

      Система заданий  педагогической  практики студентов разработана  на  репродуктивном, вариативном и творческом уровнях, предназначена для закрепления теоретических положений по курсу «Педагогика», освоения основных педагогических технологий и формирования личностно-творческой позиции будущего учителя и представлена в разделе II данной программы. Она отражается в модульной системе организации содержания педагогической практики в ГОУ ВПО «ОГУ» и включает 11 модулей (см. приложение 2).

Информация о работе Физическая культура