Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Программа педагогической практики студентов рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.
Приложение
8
СХЕМА
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА УРОКА
1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленнocrь класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;
д) плотность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой
работает учитель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значи-
мости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения
пройденного;
ж) межпредметные связи;
з) речь учителя; гpaмoтнocть, эмоциональность, лексическое богатство;
и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
к) речь учащихся.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
г) постановка учителем перед учащимися цеди урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.
5. Общение учителя
на уроке: тон, стиль
6.Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение учащихся к учителю;
г) дисциплинированность и организованность учащихся;
д) речь учащихся; задаваемые вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
8. Как будет учтён опыт данного урока в вашей дальнейшей работе?
Приложение 9
СХЕМА
АНАЛИЗА УРОКА С ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
(Б.А.
Кан-Калик)
Приложение 10
СХЕМА
ОФОРМЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
I. Структура плана-конспекта воспитательного дела
Тема
Форма
Цель
Возраст участников
Оснащение
Особенности сценического замысла
Ход воспитательного дела
Литература
II. Схема самоанализа воспитательного дела
Приложение 11
СХЕМА
АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Общешкольная
конференция ______________________________
Совет школы комиссия
Директор – учитель
предмета ______________________________
Зам. директора
по направлениям
Профсоюзный комитет
– сколько человек и кто
возглавляет
Ученический комитет – сколько человек и кто возглавляет
Школьные методические
объединения
Приложение
12
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВ
РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Права субъектов педагогического процесса, закреплённые в школьной документации | Ситуации, свидетельствующие о нарушении субъективных прав учителя и учащихся в образовательном учреждении | Нормативно-правовые документы, регламентирующие права субъектов образования |
|
Приложение
13
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО
Что такое программа деятельности отрядного вожатого и как ее разработать?
Программа – это модель будущей деятельности вожатого, определяющая последовательность действий по достижению поставленной воспитательной цели. Она должна отражать компоненты системы воспитания: цель, содержание, методы, формы, средства, результат деятельности.
Процесс разработки программы включает следующие этапы:
Этап создания проекта включает в себя:
Первый шаг - постановку цели.
Цель – это предполагаемый результат воспитательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия вожатого.
Конкретизация цели в тексте программы проходит в ходе определения задач – путей достижения цели. Формулируя задачи, автор отвечает на вопрос: как достичь цели?
Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать …)
Второй шаг – определение содержания деятельности.
Третий шаг - определение способов и условий реализации цели.
Четвертый
шаг – описание планируемых результатов
и разработку системы показателей (критериев)
проверки результативности.
СХЕМА
РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ОТРЯДА И
ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО
Компоненты
Воспитательной системы |
Вопросы для проектирования |
|
Структура программы воспитательной деятельности вожатого. |
Индивидуально-групповой | Для
кого разрабатывается
система работы?
Кого привлечь к совместной творческой деятельности? |
|
Пояснительная записка |
Ценностно-ориентационный |
Что я хочу или должен сделать? Почему? В чем смысл воспитательной деятельности? На какие основополагающие идеи буду опираться в работе с отрядом? В чем я вижу перспективы жизнедеятельности отряда? В чем актуальность программы? |
| |
Содержатель-ный | Что
будет составлять
содержание воспитания?
Что нового узнают дети в лагере, отряде? Чему научатся дети в отряде? Что необходимо развивать у детей? |
|
Содержание воспитательной деятельности отрядного вожатого. |
Функционально-деятельносный | Как
я буду это делать?
Что мне для этого нужно? |
|
Механизм
реализации содержания деятельности отрядного
вожатого. (Основные
направления и способы |
Результативный | Что
должны знать, уметь
участники воспитательной
системы и программы?
Какие изменения могут произойти у воспитанников в личностной сфере? |
|
|
Диагностико-оценочный | Как
оценить эффективность
воспитательной работы
в отряде?
Как выявить уровень полученных знаний, сформированных умений и навыков воспитанников Как обосновать эффективность своей воспитательной деятельности? |
|
Критерии
эффективности воспитательной деятельности
вожатого |
Методическое
обеспечение программы.
(Приложения: план работы на смену, положения об органах самоуправления в отряде, сценарии основных дел в отряде, диагностические методики и т.п.). Литература. |