Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Программа педагогической практики студентов рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.
Раздел III. Критерии оценки результативности деятельности
студентов 1-5 курсов
в период педагогической
практики
Критерии | Зачтено | Незачтено | ||
Отлично | Хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно | |
Научность | Обнаруже-но полное и глубокое освоение теоретичес-ких и цен-ностных основ педа-гогической науки | Обнаружено неполное и поверхностное освоение теоретических и ценностных основ педагогичес-кой науки | Обнаружено частичное освоение теоретических и ценностных основ педагогической науки | Не обнаружено осво-ение теоретических и ценностных основ педагогической науки |
Технологич-ность | Освоены и применены педагоги-ческие технологии на практике | Затруднения в освоении или применении педагогичес-ких техноло-гий на практи-ке | Адекватное применение педагогических технологий лишь в стандартных ситуациях | Не применены педаго-гические технологии на практике |
Готовность к творчес-кой деятель-ности | Задания педагоги-ческой практики выполнены на творчес-ком уровне | Задания педагогичес-кой практики выполнены на вариативном уровне | Задания педагогической практики выполнены на репродуктивном уровне | Задания педагогической практики выполнены на репродуктивном уров-не, но с ошибками |
Полнота | Обнаруже-но усвое-ние всего объема со-держания практики; обязатель-ное выполне-ние всех заданий психолого-педагоги-ческого практикума | Обнаружено усвоение объ-ема содержа-ния практики; допускает неточности в формулировке сущности пе-дагогических явлений в ходе оформления документации; выполнение заданий психо-лого-педагоги-ческого прак-тикума в не-полном объеме | Обнаружено усвоение основного объема содержания практики; значимые пробелы и неточ-ности в формули-ровке сущности пе-дагогических явле-ний при оформле-нии документации; невыполнение за-даний психолого-педагогического практикума | Обнаружено незнание основного содержания практики; задания пед-практики выполнены в объеме не более 50%, а также не выполнены за-дания психолого-педа-гогического практикума |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ
I – V КУРСОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 050000
«ОБРАЗОВАНИЕ»
Семестр | Тип практики | Специальность | Квалификация | Курс | Кол-во часов на студента | Модуль |
2 | Учебная | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики |
1 | 0,3 | 1 |
3 | Учебная | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики |
2 | 0,3 | 2 |
4 | Учебная | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики |
2 | 0,3 | 3 |
050303 Иностранный язык | Учитель иностранного языка | 2 | 0,3 | 9 | ||
050720 Физическая культура | Педагог по физической культуре | 2 | 0,3 | 8 | ||
050502
Технология и |
Учитель технологии и предпринимательства | 2 | 0,3 | 9 | ||
4 | Лет-
няя |
050706 Педагогика и психология | Педагог-психолог | 2 | 2,0 | 5 |
5 | Учебная | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика 050303 Иностранный язык |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики Учитель иностранного языка |
3 | 0,3 | 4 |
050102
Биология
050101 Химия 050103 География |
Учитель биологии
Учитель химии Учитель географии |
3 | 0,3 | 10 | ||
050720
Физическая культура
050104 Безопасность жизнедеятельности |
Педагог по физической
культуре
Учитель безопасности жизнедеятельности |
3 | 0,3 | 9 | ||
6 | Производст-венная | 050720
Физическая культура
050104 Безопасность жизнедеятельности |
Педагог по физической
культуре
Учитель безопасности жизнедеятельности |
3 | 1,0 | 4 |
6 | Летняя | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика 050303 Иностранный
язык 050402 История 050403Культурология 050706 Педагогика и психология 050301 Русский язык и литература 050720 Физическая культура
050602 Изобразительное искусство 050502 Технология и предпринимательство |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики Учитель иностранного языка Учитель истории Учитель культурологии Педагог-психолог Учитель русского языка и литературы Педагог по физической культуре Учитель изобразительного искусства Учитель технологии и предпринимательства |
3 | 2,0 | 5 |
7 | Производственная | 050720 Физическая
культура 050104 Безопасность жизнедеятельности |
Педагог по физической
культуре
Учитель безопасности жизнедеятельности |
4 | 2,0 | 6 |
050301 Русский язык и литература | Учитель русского языка и литературы | 4 | 2,0 | 6 | ||
8 | Производственная | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика 050303 Иностранный
язык 050402 История 050403Культурология 050720
Физическая культура 050104 Безопасность
жизнедеятельности 050102 Биология 050101 Химия 050103 География |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики Учитель иностранного языка Учитель истории Учитель культурологи Педагог по физической культуре Учитель
безопасности Учитель биологии. Учитель химии Учитель географии |
4 | 2,0 | 6 |
050602
Изобразительное искусство
050502 Технология и предпринимательство |
Учитель изобразительного
искусства
Учитель технологии и предпринимательства |
2,0 | 11 | |||
9 | Производственная | 050201 Математика
050202 Информатики 050203 Физика 050303 Иностранный
язык 050402 История 050403Культурология 050301 Русский язык и литература 050720
Физическая культура 050104 Безопасность жизнедеятельности 030800 Изобразительное искусство 050502 Технология
и предпринимательство 050102 Биология 050101 Химия 050103 География |
Учитель математики
Учитель информатики Учитель физики Учитель иностранного языка Учитель истории Учитель культурологи Учитель русского языка и литературы Педагог по физической культуре Учитель безопасности жизнедеятельности Учитель изобразительного искусства Учитель технологии и предпринимательства Учитель биологии Учитель химии Учитель географии |
5 | 3,0 | 7 |
Приложение 2
МОДЕЛЬ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Этапы |
Задачи | Педагогическая практика (содержание) | Дополнительные пути реализации модели | |||||||||||
Практикум | НИРС | Педагогическая
направлен-ность ЦПП |
Связь
с
социумом |
Заседание
кафедры | ||||||||||
1. | Выявление
взаимодействия общей и профессиональной культуры будущего учителя |
Знакомство
с
деятельностью учителя в образовательном учреждении (ценностными, основами, концептуальными основаниями, целями, средствами их достижения, системой отношений) |
Диагностика
профессиональной пригодности личности к педагогической деятельности |
Конкурс
сочинений, рефераты, творческие работы |
Конкурс
«Педагогическая профессия» |
Проф
ориентационная беседа |
Пути
формирования профессионально- педагогической культуры студента в рамках педагогической практики | |||||||
2. | Формирование
профессионально- педагогической культуры будущего учителя |
Анализ учебно-
воспитательной системы образовательного учреждения. Освоение технологии конструирования и организации ЦПП
|
Технология конструирования и осуществления целостного педагогического процесса |
Курсовые
работы.
Научно- практи- ческая конферен- ция студентов
|
Педагогическая дискуссия, педагогическая олимпиада | Школа будущего абитуриента | Деятельность
преподавателей кафедры общей педагогики
по обеспечению единства общей и
профессиональной
культуры будущего учителя в ходе педпрактики в образовательном учреждении. |
3.
. |
Проявление
профессионально- педагогической культуры будущего учителя в сфере образования
|
Анализ
управленческой системы образовательного учреждения. Освоение технологии воспитательной деятельности в ДОЛ |
Технология
конструирования управленческой структуры |
Курсовые работы,
конкурс студенческих научных работ, |
Педагогический
отряд Смотр-конкурс авторских досуговых и игровых программ |
Педотряд | Кафедра -
координатор формирования профессионально- |
4 | Индивидуализация
и
дифференциация формирования профессионально- педагогической культуры будущего учителя |
Освоение
технологии конструирования и организации, анализа и самоанализа, целостного педагогического процесса в образовательном учреждении |
ВКР,
научное студенческое общество, научно- практическая конференция, научно- исследовательская группа «Теория и технология игры» |
акция «Дарите
людям радость» |
Смотр-конкурс
на лучшую методическую работу по актуальным
темам
педагогики |
НИРС как
форма
становления профессионально- педагогической культуры студентов в ходе педпрактики | |
5 | Совершенствование
и оценка качества формирования профессионально- педагогической культуры будущего учителя |
Освоение тех-
нологии констру-ирования и орга- низации, анализа и самоанализа целостного педагогического процесса в образовательном учреждении. Рефлексия и само- анализ педагоги- ческой деятельности будущего учителя |
ВКР, научные
статьи, научное студенческое общество |
Смотр-конкурс
авторских воспитательных программ |
Смотр-конкурс
на лучшую методическую работу по актуальным
темам
педагогики |
Формирование
профессионально- педагогической культуры студентов: опыт, проблемы, перспективы развития. |
Приложение 3
ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
ПО ИТОГАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
I. Рекомендации по ведению дневника педагогических наблюдений
Дневник оформляется и ведётся с 1-го по 5-й курс и предназначен для всех видов практик. Цель ведения дневника – научить студентов целенаправленно наблюдать за деятельностью учителя и учащихся, анализировать педагогические факты, планировать и организовывать собственную деятельность.
В дневнике рекомендуется фиксировать свои наблюдения за отдельными учащимися и всем классом на уроках и во внеурочной работе, за учебной и воспитательной работой учителей, воспитателей и классных руководителей, а также выполнение учебных заданий по практике.
Оформление дневника:
ТИТУЛЬНАЯ
СТРАНИЦА:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
ДНЕВНИК
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ
ФAМИЛИЯ,
ИМЯ, ОТЧЕСТВО______________________
СТУДЕНТА(ки)
______ КУРСА_________________________
Структура
дневника педагогической
практики
Раздел I: информационный.
Раздел II: индивидуальный план работы студента на педагогической практике.
Раздел III: аналитический.
РАЗДЕЛ I: «ИНФОРМАЦИОННЫЙ»
ШКОЛА
№_____________________________
АДРЕС
ШКОЛЫ ______________________________
ДИРЕКТОР ШКОЛ
______________________________