Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность профессионально-прикладной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.2 Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..……..10
Глава 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры…………………………………………………………………………………14
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14
2.2 Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….....................................................25
Приложения……………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Профессионально-
прикладная физическая
1.1 Сущность
профессионально-прикладной
1.2 Основные
задачи, решаемые в процессе
Глава 2. Основы
методики профессионально-
2.1. Средства,
методы и формы
2.2 Производственная
гимнастика как основа
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
ЗУН - знания, умения, навыки
ОФП - общая физическая подготовка
ПГ - производственная гимнастика
ППФП - профессионально- прикладная физическая подготовка
ФВ - физическое воспитание
ФК - физическая культура
ФКиС - физическая культура и спорт
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях резко актуализировались проблемы адекватного формирования личности, гармонически развитой, всесторонне подготовленной к выполнению комплекса социально значимых видов деятельности, главным из которых является производительный труд.
Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.
Актуальность проблемы профессионально-прикладной
физической культуры обусловлена тем,
что при обилии работ методической
направленности вопросы конкретного
влияния средств
Цель работы: исследовать профессионально- прикладную физическую культуру, как компонент специализированно направленной физической культуры.
Задачи:
1)Рассмотреть и
2)Рассмотреть и
Метод:анализ и обобщение научно-методической литературы
ГЛАВА 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры.
1.1. Сущность профессионально-прикладной физической культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. ФК, являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разделы, компоненты, виды и формы.
Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделяет физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию.
Л.П. Матвеев (1983) подразделяет
ФК на базовую ФК, спорт, профессионально-прикладную,
оздоровительно-
Рассматривая структуру ФК, В.М. Выдрин отмечает, что она сформировалась исторически и критериями выделения видов (компонентов) являются потребности общества и личности. К числу наиболее общих потребностей общества он относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости. Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин предполагает, что у каждого индивидуума существует потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии. Позднее М.Я. Виленский (1996) выявил, что формулировка потребности личности в собственном всестороннем, гармоничном развитии и укреплении здоровья не выступает в качестве действенного мотиватора - важно говорить о мотивах, побуждающих личность к физкультурной деятельности. Мотивами к занятиям ФК могут быть: перспективы профессионального роста и мобильности, материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, повышение социального статуса, повышение самооценки, самосовершеностование и др.
Остановимся подробнее на одном из компонентов ФК, выделенных Л.П. Матвеевым, а именно ППФК.[3]
ППФК- часть культуры труда и ФК в целом, специфика которой заключается в направленности на содействие развитию и оптимизации условий для реализации психофизических качеств и психофизиологических процессов в организме человека в его профессиональной деятельности.
Основная причина появления ППФК как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая специальность имеет свою специфику, предъявляя свои, вполне определенные требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам. В процессе ОФП, которая в основном проводится в общеобразовательных школах и на начальных этапах профессионального обучения, практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную деятельность специалиста во всех многообразных проявлениях (профессиях и специальностях).Во многих случаях необходимы специальные занятия ФК, которые позволяют существенно повысить освоение профессии, оптимизировать профессиональную деятельность на более поздних этапах.[9]
И тем не менее ОФП является
необходимой основой, фундаментом
ППФК людей любой специальности.[16]
О тесной взаимосвязи ФК и профессиональной деятельности говорит уже тот факт, что существует целый ряд понятий, которые, с одной стороны, характеризуют те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой - входят в структуру понятий ФК. Это такие понятия, как профессионально важные физические и психофизиологические качества и способности(это те же общеизвестные качества -быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость,-которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации и неквалифицированных людей той же возрастной группы.[16]),профессиональные двигательные умения и навыки(Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач,[16]),профессиональное здоровье, работоспособность, трудоспособность, адаптационные возможности организма и т.д.[9]
Видами ППФК являются:
- ППФП (в том числе производственно прикладная и военно-прикладная), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека).
- ПФК призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культуры могут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.[3]
Остановимся подробнее на ППФП:
Существует множество определений понятия ППФП, перечислим некоторые из них:
ППФП - педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.[8]
ППФП представляет собой специализированный вид ФВ, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.[15]
ППФП - один из видов физкультурного образования, направленный на формирование физических качеств, двигательных ЗУНов необходимых людям в их труде. [5]
ППФП – подсистема ФВ, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. [11,16]
ППФП- специализированный вид ФВ, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности, применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. Социальное значение определяется прежде всего общественной потребностью в сохранении и укреплении здоровья трудящихся, в постоянном повышении производительности труда, в продлении творческого долголетия людей и в сокращении потерь рабочего времени по болезни.[10]
ППФП в ссузах,вузах и т.д – это специально направленное и избирательное использование средств ФК для подготовки к определенной профессиональной деятельности.[12]
ППФП - специализированный педагогический
процесс, обеспечивающий оптимальное
развитие и совершенствование психических
и физических качеств, двигательных навыков
и функций организма в соответствии с
требованиями той или иной профессии.[Загорский,1981,
ППФП - вид физической подготовки человека, сущность которой связана с целенаправленным развитием психофизических способностей и совершенствованием двигательных умений и навыков обеспечивающих (при прочих равных условиях) высокую профессиональную физическую работоспособность.[7]
Таким образом, на мой взгляд, ППФК – это специализированный вид ФВ, педагогически направленный процесс, обеспечивающий развитие психофизических способностей человека, формирование двигательных ЗУНов и совершенствование функций организма применительно к определенной профессиональной деятельности.
В связи с данными определениями уточним смысл терминов «прикладность» и «профессия», так как в целом их содержание отражает не только направленность, но и содержание этого вида физической подготовки.
Под «прикладностью» принято понимать ее полезность и пригодность к чему-либо как возможность какого-то фактора оказывать положительное влияние на другой. В определении ППФП прикладность выражает непосредственную полезность профессиональной физической подготовки человека для его плодотворной профессиональной деятельности. Именно явление «прикладности» стало тем теоретическим фундаментом, который был положен в качестве основания для содержательного и методического построения профессиональной физической подготовки людей. А для достижения необходимого положительно эффекта «прикладности» при построении физкультурных занятий специалисты должны иметь всесторонние и глубокие знания особенностей различных типов профессионального труда.
Термин «профессия» обозначает род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в процессе специального обучения и опыта соответствующей работы. Вполне понятно, что для каждой профессии разработать свое специфическое содержание ППФП практически нереально. Поэтому многие профессии специалисты объединяют по основным особенностям трудовой деятельности в типичные группы, и уже для них разрабатывается адекватная специально направленная ППФП. Например, существуют профессии станочного профиля, водного транспорта, конвееерно-поточное производство, строительные профессии, профессии геологоразведовочного профиля и др.
Если исходить из сущности терминов «прикладность» и «профессия», можно сказать, что главной целью ППФП является непосредственное содействие повышению эффективности профессиональной деятельности за счет оптимально развитых физических качеств, сформированных прикладных двигательных навыков, а также возросшей психофизической устойчивости организма к процессу и специфическим внешним условиям профессионального труда.[7]Цель ППФП — содействовать формированию и совершенствованию культуры движений в сфере профессиональной деятельности, снижению утомления в процессе работы, повышению качества результатов труда, а также сокращению времени адаптации к специфике профессиональной деятельности.[1]