Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность профессионально-прикладной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.2 Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..……..10
Глава 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры…………………………………………………………………………………14
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14
2.2 Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….....................................................25
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

Прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры.docx

— 106.62 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………3

    Глава 1. Профессионально-  прикладная физическая культура, как компонент специализированно  направленной физической культуры………………………………………………………………………………4

    1.1   Сущность  профессионально-прикладной физической  культуры………………………………………………………………………………4

    1.2   Основные  задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной  физической подготовки………………………………………………………………………..……..10

    Глава 2. Основы  методики профессионально-прикладной  физической культуры…………………………………………………………………………………14

    2.1.   Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14

    2.2 Производственная  гимнастика как основа профессионально-  прикладной физической подготовки  в режиме трудового дня……………………………………20

Заключение………………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………….....................................................25

Приложения……………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ  И СОКРАЩЕНИЙ

 

 

 

ЗУН             - знания, умения, навыки

ОФП            - общая физическая подготовка

ПГ                - производственная гимнастика

ППФП         - профессионально- прикладная физическая подготовка

ФВ               - физическое воспитание

ФК               - физическая культура

ФКиС          - физическая культура и спорт

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях резко  актуализировались проблемы адекватного  формирования личности, гармонически развитой, всесторонне подготовленной к выполнению комплекса социально  значимых видов деятельности, главным  из которых является производительный труд.

Поэтому профессионально-прикладная физическая культура  как часть  физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности  человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия  впервые указывается в работах  П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических  представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о  принципах, целях и задачах физкультурной  деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.

Актуальность проблемы профессионально-прикладной физической культуры обусловлена тем, что при обилии работ методической направленности вопросы конкретного  влияния средств профессионально  прикладной физической культуры не ставились  и не подвергались экспериментальному исследованию. Отсутствие объективно необходимых концептуальных построений в решении проблемы профессионально  прикладной физической культуры(как  в общей педагогике, так и в  теории физической культуры.У нас  в стране по существу отсутствует  система непрерывного инженерного  образования, в равной мере это относится  и к поэтапной профессионально-прикладной физической культуре.

Цель работы: исследовать профессионально- прикладную физическую культуру, как компонент специализированно направленной физической культуры.

Задачи:

1)Рассмотреть и пронаализировать профессионально- прикладную физическую культуру, как компонент специализированно направленной физической культуры.

2)Рассмотреть и проанализировать  Основы методики профессионально-прикладной  физической культуры.

Метод:анализ и обобщение научно-методической литературы

 

 

ГЛАВА 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры.

 

1.1. Сущность профессионально-прикладной физической культуры

 

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. ФК, являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разделы, компоненты, виды и формы.

Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделяет физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию.

 Л.П. Матвеев (1983) подразделяет ФК на базовую ФК, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую ФК. При этом Л.П. Матвеев не определяет классификационный признак (критерий) такого подразделения, а разделение на виды проводит в соответствие с наиболее общими решаемыми ими задачами (специфической направленностью в процессе использования). Каждый из выделенных видов ФК либо обеспечивает что-то (например, специальную физическую подготовленность к трудовой деятельности), либо способствует чему-либо (например, восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний или травм).

Рассматривая структуру ФК, В.М. Выдрин отмечает, что она сформировалась исторически и критериями выделения видов (компонентов) являются потребности общества и личности. К числу наиболее общих потребностей общества он относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости. Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин предполагает, что у каждого индивидуума существует потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии. Позднее М.Я. Виленский (1996) выявил, что формулировка потребности личности в собственном всестороннем, гармоничном развитии и укреплении здоровья не выступает в качестве действенного мотиватора - важно говорить о мотивах, побуждающих личность к физкультурной деятельности. Мотивами к занятиям ФК могут быть: перспективы профессионального роста и мобильности, материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, повышение социального статуса, повышение самооценки, самосовершеностование и др.

Остановимся подробнее на одном из компонентов ФК, выделенных Л.П. Матвеевым, а именно ППФК.[3]

ППФК- часть культуры труда и ФК в целом, специфика которой заключается в направленности на содействие развитию и оптимизации условий для реализации психофизических качеств и психофизиологических процессов в организме человека в его профессиональной деятельности.

Основная причина появления  ППФК как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что  каждая специальность имеет свою специфику, предъявляя свои, вполне определенные требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам. В процессе ОФП, которая в основном проводится в общеобразовательных школах и на начальных этапах профессионального обучения, практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную деятельность специалиста во всех многообразных проявлениях (профессиях и специальностях).Во многих случаях необходимы специальные занятия ФК, которые позволяют существенно повысить освоение профессии, оптимизировать профессиональную деятельность на более поздних этапах.[9]

И тем не менее ОФП является необходимой основой, фундаментом  ППФК людей любой специальности.[16]Чем она выше, тем лучше в физическом отношении подготовлен человек и тем быстрее развиваются его приоритетные для конкретной специальности физические качества и способности. Более того, на базе достаточно высокой ОФП быстрее и эффективнее формируются и развиваются специфические профессиональные двигательные навыки.[1].Другой вопрос, что соотношение ОФП и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий.[16]

О тесной взаимосвязи ФК и профессиональной деятельности говорит  уже тот факт, что существует целый  ряд понятий, которые, с одной  стороны, характеризуют те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой - входят в структуру понятий ФК. Это такие понятия, как профессионально важные физические и психофизиологические качества и способности(это те же общеизвестные качества -быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость,-которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации и неквалифицированных людей той же возрастной группы.[16]),профессиональные двигательные умения и навыки(Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач,[16]),профессиональное здоровье, работоспособность, трудоспособность, адаптационные возможности организма и т.д.[9]

 

Видами ППФК являются:

- ППФП (в том числе производственно прикладная и военно-прикладная), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека).

- ПФК призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культуры могут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.[3]

 

Остановимся подробнее на ППФП:

 

Существует множество  определений понятия ППФП, перечислим некоторые из них:

ППФП - педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых  прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.[8]

ППФП  представляет собой специализированный вид ФВ, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.[15]

ППФП - один из видов физкультурного образования, направленный на формирование физических качеств, двигательных ЗУНов необходимых людям в их труде. [5]

ППФП – подсистема ФВ, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. [11,16]

ППФП- специализированный вид ФВ, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности, применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. Социальное значение  определяется прежде всего общественной потребностью в сохранении  и укреплении здоровья трудящихся, в постоянном повышении производительности труда, в продлении творческого долголетия людей и в сокращении потерь рабочего времени по болезни.[10]

ППФП в ссузах,вузах и т.д – это специально направленное и избирательное использование средств ФК для подготовки  к определенной профессиональной деятельности.[12]

ППФП - специализированный педагогический процесс, обеспечивающий оптимальное развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями той или иной профессии.[Загорский,1981,кабачков 1988,9]

ППФП - вид физической подготовки человека, сущность которой связана с целенаправленным развитием психофизических способностей и совершенствованием двигательных умений и навыков обеспечивающих (при прочих равных условиях) высокую профессиональную физическую работоспособность.[7]

 

Таким образом, на мой взгляд, ППФК – это специализированный вид ФВ, педагогически направленный процесс, обеспечивающий развитие психофизических способностей человека, формирование двигательных ЗУНов и совершенствование функций организма применительно к определенной профессиональной деятельности.

 

В связи с данными определениями  уточним смысл терминов «прикладность» и «профессия», так как в целом их содержание отражает не только направленность, но и содержание этого вида физической подготовки.

Под «прикладностью» принято понимать ее полезность и пригодность к чему-либо как возможность какого-то фактора оказывать положительное влияние на другой. В определении ППФП прикладность выражает непосредственную полезность профессиональной физической подготовки человека для его плодотворной профессиональной деятельности. Именно явление «прикладности» стало тем теоретическим фундаментом, который был положен в качестве основания для содержательного и методического построения профессиональной физической подготовки людей. А для достижения необходимого положительно эффекта «прикладности» при построении физкультурных занятий специалисты должны иметь всесторонние и глубокие знания особенностей различных типов профессионального труда.

Термин «профессия» обозначает род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в процессе специального обучения и опыта соответствующей работы. Вполне понятно, что для каждой профессии разработать свое специфическое содержание ППФП практически нереально. Поэтому многие профессии специалисты объединяют по основным особенностям трудовой деятельности в типичные группы, и уже для них разрабатывается адекватная специально направленная ППФП. Например, существуют профессии станочного профиля, водного транспорта, конвееерно-поточное производство, строительные профессии, профессии геологоразведовочного профиля и др.

Если исходить из сущности терминов «прикладность» и «профессия», можно сказать, что главной целью ППФП является непосредственное содействие повышению эффективности профессиональной деятельности за счет оптимально развитых физических качеств, сформированных прикладных двигательных навыков, а также возросшей психофизической устойчивости организма к процессу и специфическим внешним условиям профессионального труда.[7]Цель ППФП — содействовать формированию и совершенствованию культуры движений в сфере профессиональной деятельности, снижению утомления в процессе работы, повышению качества результатов труда, а также сокращению времени адаптации к специфике профессиональной деятельности.[1]

Информация о работе Физическая культура