Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность профессионально-прикладной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.2 Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..……..10
Глава 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры…………………………………………………………………………………14
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14
2.2 Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….....................................................25
Приложения……………………
- профилактика типичных профессиональных вредностей и заболеваний, вызываемых спецификой трудовой деятельности.
Задача решается, во-первых путем систематического совершенствования и укрепления тех систем и органов человека, которые подвержены неблагоприятному воздействию, как самого процесса труда, так и внешних условий, во-вторых, послерабочими восстановительными средствами и активному отдыхом.
- формирование специальных теоретико-методических знаний в области ППФП как необходимого фактора самосовершенствования.
Такова система задач ППФП для существующих в стране профессий. Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Поэтому на практике обычно поступают так, чтобы удовлетворить потребности профессиональной специфики, которая является главной основной построения конкретной ППФП.
Хочется еще раз отметить, что существенная роль в успешном решении практически любой задачи ППФП принадлежит полноценной всесторонней ОФП, которая, как правило, предшествует профессиональной, а затем реализуется с ней параллельно в соответствии с требованиями принципов прикладности, всестороннего гармоничного развития личности и оздоровительной направленности.
Для определения качества реализации всего комплекса задач ППФК используются различные критерии:
1. Временные затраты на обучение прикладным двигательным действиям.
2. Функциональные пробы, тесты, зачетные нормативы и требования, тесно коррелирующие с показателями профессиональной психофизической работоспособности.
3. Степень психофизического утомления человека в конце рабочего дня, определяемая по его самочувствию и снижению работоспособности.
4. Уровень теоретико-методических знаний в области ППФП, выявляемый на теоретических зачетах.
5. Уровень интегральной физической подготовленности человека к профессиональной деятельности, определяемый на соревнованиях по профессионально-прикладным видам спорта.
6. Реальная профессиональная работоспособность человека (производительность труда), в которой сконцентрировано отражен как уровень ППФП, так и все другие составляющие его профессиональной дееспособности.
Выбор того или иного критерия или их некоторая совокупность во многом обусловлены также спецификой профессиональной деятельности.[7]
ГЛАВА 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры.
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки.
В качестве основных средств
ППФП используют довольно разнообразные
формы ФУ из числа тех, которые сложились
в базовой ФК и спорте, а также упражнения,
преобразованные и специально конструируемые
применительно к особенностям конкретной
профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).
Для решения многообразных задач ППФП используется весь комплекс средств ФВ: ФУ, физический труд, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Кратко обозначим их особенности.
Физические упражнения.
Применяемые в ППФП ФУ по
признаку решаемых задач условно можно
разделить на 4 группы: общеподготовительные
упражнения (ОРУ),специально-
ОРУ предназначены прежде всего для укрепления и сохранения здоровья, обеспечения всестороннего гармоничного развития и повышения общей физической работоспособности, т.к именно эти факторы являются необходимым фундаментом для успешной многолетней профессиональной деятельности, на основе которого и осуществляется и специализированная профессиональная физическая подготовка.Богатейший арсенал ОРУ представлен средствами основной гимнастики, легкой атлетики, играми, а также практически всеми естественными движениями человека- бегом, прыжками, лазаньем, плаваньем, ходьбой на лыжах, преодолением различных препятствий, подъемом и переносом тяжестей и т.д.Поэтому не случайно эти базовые ФУ обязательно включаются во все государственные программы по физической культуре, в том числе и по ППФП.
Специально-подготовительные упражнения применяются главным образом для развития основных, ведущих для конкретной профессии физических качеств. К таким упражнениям можно отнести любые движения, направленно воздействующие на отдельные двигательные способности. Подбираются специально-подготовительные упражнения с обязательным учетом закономерностей получения эффекта положительного переноса физических качеств, когда, упражняясь в развитии какого-то одного качества, одновременно повышаются некоторые другие, при этом в зависимости от решаемых задач есть смысл широко применять разновидности положительного переноса, такие как косвенный, прямой, однонаправленный и др.
В связи с вышеизложенным кратко рассмотрим общие подходы к воспитанию наиболее важных с точки зрения профессиональной пригодности двигательных качества и способностей с помощью общеподготовительных и специально-подготовительных физических упражнений.
Общая выносливость по праву считается важнейшим физическим качеством человека, на базе которого можно успешно развивать все другие двигательные способности, т.к именно она определяет продолжительность любой физической работы средней или даже более высокой интенсивности. Поэтому данное физическое качество имеет самое непосредственное отношение к каждой профессии.Общая выносливость развивается с помощью самых разнообразных циклических упражнений умеренно- средней и переменной интенсивности, связанной с активным функционированием сердечно- сосудистой, дыхательной и мышечной систем достаточно продолжительное время, порядка от 5-6 до нескольких десятков минут. К ним следует отнести кроссы, плаванье, ходьбу на лыжах, греблю и тому подобные упражнения.
Кроме циклических упражнений, для ее воспитания применяются ациклические движения, организованные по принципу круговой тренировки.
Положительную роль играют также специальные дыхательные упражнения и факторы внешней среды – среднегорье, барокамеры, бани и др.
Специфические виды выносливости (скоростная, силовая, статическая, координационная и др.) воспитываются с помощью самых разнообразных ФУ при обязательном условии, чтобы их внутреннее содержание полностью либо в значительной мере совпадало с содержанием ведущих профессиональных физических способностей человека.
Сила. Требуемые для профессиональной деятельности разнообразные силовые способности необходимо совершенствовать с помощью силовых упражнений, максимально сходных по основным характеристикам с проявляемым в работе мышечным напряжением. При этом величина применяемых на занятиях отягощений должна несколько превышать уровень и скорость необходимых в конкретном труде физических усилий. В то же время режим силовых нагрузок в целом должен соответствовать характеру профессиональных мышечных напряжений, т.е быть динамическим, статическим или смешанным.
Скоростные способности. Не умоляя значимости всех форм проявления скоростных способностей (таких как простая двигательная реакция, скорость одиночного движения, частота), в занятиях по ППФП акцент необходимо сделать на воспитание тех из них, которые более значимы для конкретной профессии. Особенно эффективны в этом плане спортивные и подвижные игры, всевозможные эстафеты, спринтерские виды спорта и т.д.
Координационные способности как достаточно широкий набор отдельных двигательных способностей человека имеют большое значение в современных видах труда. Воспитание координационных способностей в аспекте ППФП осуществляется как минимум по двум направлениям. Во-первых, по пути совершенствования отдельных составляющих координационных способностей, а также отдельных физических качеств, таких как динамическая сила, быстрота и гибкость. Второе направление ориентировано на широкое использование ФУ, требующих комплексного проявления разных физических способностей (игры, эстафеты, акробатика, единоборства).
Кроме воспитания основных физических качеств, специально-подготовительные и общеразвивающие упражнения, а также оздоровительные силы природы используются в качестве необходимых средств для повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям как непосредственно трудового процесса, так и внешней среды, в которой работает человек.[7]
Обозначим некоторые виды профессиональной устойчивости организма поддающиеся направленному совершенствованию средствами ФК:
- устойчивость организма к кислородному голоданию
- к перегреванию
- к переохлаждению
- устойчивость против укачивания
- эмоциональная устойчивость
- волевая устойчивость
В целом осуществляется подбор специально-подготовительных упражнений для нужд ППФП, специалисты должна руководствоваться универсальным педагогическим принципом, согласно которому развитие любых способностей человека происходит только в процессе такой по содержанию деятельности, в которой данные способности активно проявляются.
При построении учебно-воспитательного процесса в рамках ППФП следует придерживаться некоторых обязательных организационно-методических требований, в которых раскрываются особенности этого вида физической подготовки.
1) ППФП должна осуществляться на основе органического единства с общей физической подготовкой. Только широкая всесторонняя физическая подготовленность человека, достигаемая в процессе ОФП, создает объективные предпосылки для углубленного совершенствования любого другого двигательного качества. При единстве построения ОФП и ППФП исключается возможность одностороннего физического развития человека, которое стало бы вполне реальным без ОФП.
2) Непосредственное построение профессиональной физической подготовки должно осуществляться на основе строгого учета особенностей содержания, характера и условий профессионального труда, такая информация содержится в специальных разработках, называемых профессиограммами [7]под профессиограммой понимают совокупность знаний, описывающих технические, психологические и физические особенности трудовой деятельности человека[9]
Профессиограмма для целей ППФП содержит 3 раздела:
- описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов труда, характеристик типичных аварий и травм, организации труда.
- санитарно- гигиенический, включающий в себя описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции) и профессиональных вредностей ( запыленности, загазованности, уровня шума, вибрации и т. д);при этом отмечаются не только местные особенности, но и типичные, присущие профессии вообще.
- требования к физическим качествам, навыкам, и психофизиологическим функциям как в процессе производственного обучения, так и в процессе работы. [13]
На основе данных профессиограммы уточняются и конкретизируются задачи ППФП, осуществляется адекватный отбор общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных физических упражнений, планируются физические и психические нагрузки на организм, определяются формы и внешние условия занятий и т.д.