Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность профессионально-прикладной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.2 Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..……..10
Глава 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры…………………………………………………………………………………14
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14
2.2 Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….....................................................25
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

Прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры.docx

— 106.62 Кб (Скачать)

При этом учитываются закономерности разных видов переноса физических качеств  и двигательных навыков, чтобы добиться необходимого развития профессионально-важных психофизических способностей, умений и навыков.

3) Применяемые на занятиях функциональные нагрузки должны обеспечивать достижение повышенного уровня развития психофизических способностей, по сравнению с трудовым процессом.

Что касается профессий, в которых большую роль играют разнообразные двигательные навыки, то занятия строятся с установкой на увеличение двигательного опыта, на формирование вариативных навыков, расширяющих диапазон их применения, а также на совершенствование   выносливости, обеспечивающей профессиональную физическую надежность.

4) в процессе ППФП необходимо  использовать весь комплекс общепедагогических  и специфических методов ФВ в зависимости от решаемых задач. Чаще всего на практике используются различные обоснованные сочетания отдельных конкретных методов. Выбирая те или иные методы, специалисты исходят из возможности прицельно совершенствовать профессинально- необходимые физические и психические способности.

5) В принципе считать ППФП классическим видом ФВ некорректно, ибо их целевые установки, хотя и совпадают в некоторых аспектах, но далеко не всегда. Если главное назначение ФВ состоит в достижении всестороннего и гармоничного развития личности, то установка ППФП – это обеспечение высокой профессиональной работоспособности.

В ППФП все содержательное, методическое и организационное посторенние подчинено профессиональной специфике и не должно существенно выходить за ее рамки. В связи с этим ППФП не может заменить собой базовое физическое воспитание и наоборот.

 

ППФП предполагает следующие формы занятий:

 

По Максименко А.М.:

- специализированные уроки

- комплексные уроки

- спортивно-тренировочные занятия

- самостоятельные физкультурные занятия

- утренняя гигиеническая гимнастика

- спортивно – прикладные соревнования[7]

 

Формы ППФП учащихся в учебных  заведениях по Лисовой Ю.В.:

- учебные занятия(обязательные и факультативные)

- самодеятельные занятия

- ФУ в режиме трудового дня

- массовые оздоровительные

- физкультурные

- спортивные[6]

 

По Матвееву Л.П.:

-комбинированные

-однопредметные

-соревнования в профессионально-прикладные  упражнениях

-самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально прикладные упражнения

-малые формы занятий (утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера и др.)[8]

 

 

 

По Холодову,Кузнецову:

Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:

  1. академические учебные занятия (комплексные и специализированные). Комплексные учебные занятия могут включать: а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки; б) только средства ППФП из различных ее разделов. Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств). Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии;
  2. занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования);
  3. спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности;
  4. самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.

Дополнительно применяются  специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), туристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.[15]

 

Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели (В.П.Полянский, 1999):

- типичные трудовые действия, операции; 

- типичные ошибки; основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

- двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;

- характер психической и психофизической нагрузки; и другие личностные свойства.

-климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;

- профессиональные вредности и заболевания;

- ключевые профессионально значимые физические качества,двигательные умения и навыки;

- ключевые профессионально значимые психофизические

функции;

- ключевые профессионально значимые психические качества

и способности.

 

Педагогический контроль в ППФП. Проверка и оценка специальной физической подготовленности — обязательные условия осуществления прикладной подготовки. На ее первоначальном этапе выявляется исходный уровень развития профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. С учетом выявленных данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания лицам, имеющим низкие показатели.

В дальнейшем систематическая  проверка и оценка физической подготовленности должны давать объективную информацию об эффективности решения поставленных задач.

Критериями эффективности  решения задач ППФП могут служить затраты времени на обучение определенным трудовым двигательным действиям и качественные результаты их освоения или показатели профессиональной работоспособности. Практически же ориентируются на выполнение специальных нормативов, которые устанавливаются с учетом высокой степени корреляции с отмеченными показателями.

Система нормативов и требований по ППФП в зависимости  от специфики профессий может включать как контрольные упражнения в виде двигательных заданий, так и специальные функциональные пробы.

В виде контрольных  упражнений применяют те, в которых  проявляются профессионально значимые способности и прежде всего ведущие в структуре профессиональных качеств. Посредством некоторых функциональных проб возможно выявление степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды.

На основе данных педагогического контроля в необходимых  случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и методику ППФП.[15]

 

2.2. Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня

 

Интенсификация общественного  производства и учебной деятельности связана с повышением как энергетических затрат, так и нервно- эмоционального напряжения работающих и обучающихся.В связи с этим возрастает значение разработки рациональных графиков режима труда( учебы) и отдыха, в которых предусматриваются научно-обоснованные, регламентированные перерывы для активного отдыха с использованием физических упражнений.[13]

В связи с этим в режим  работы(учебы)внедряется производственная гимнастика. Ее применение в режим дня работающих и обучающихся -это сложный и трудоемкий процесс, требующий усилий многих специалистов: организаторов производства, физиологов и психологов труда, инструкторов-методистов, медицинских работников, социологов.

При внедрении средств  ПГ в режим труда (учебы) работающих(учащихся) требуется соблюдение  определенных условий : ФУ должны способствовать укреплению здоровья, стимулированию работоспособности человека, не нарушать рабочей(учебной установки, сочетаться с технологическим процессом и другими формами отдыха, соответствовать уровню физической подготовленности и состоянию здоровья трудящихся, учащихся и студентов.

Практика внедрения ПГ убедительно доказывает, что успех в работе зависит от уровня квалификации специалистов по ФК, работающих на предприятии, в организациях, учреждениях, учебных заведениях.

ПГ представляет собой специальные комплексы ФУ, направленные на сокращение периода врабатываемости в начале смены (вводная гимнастика), снижение утомляемости и поддержание высокой работоспособности трудящихся (обучающихся) в течение рабочего(учебного) дня  (физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха).

Эффект активного отдыха возникает вследствие нервно- рефлекторных влияний с определяющим значением проприорецептивной импульсации.

Положительный эффект от дополнительной работы мышц является более стойким, т.е более длительным по сравнению с эффектом афферентной сигнализации от других анализаторов. Поэтому именно ФУ являются наиболее эффективными средствами активизации отдыха по сравнению с другими видами.Активный отдых в виде ФУ является основой при рациональной организации труда.

 

Задачами ПГ являются:

1) более быстрая настройка систем и функций организма на предстоящую работу

2) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда (обучения)

3) восстановление работоспособности и повышение производительности труда

4) снижение производственного травматизма

5) приобщение людей к систематическим занятиям ФУ.

 

Формы и средства ПГ

Введение в режим труда  тех или иных форм ПГ диктуется  снижением работоспособности в  течение рабочего дня.

Работоспособность человека не постоянна на протяжении трудовой смены. В начале она очень низкая (период врабатывания),затем повышается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего вновь снижается(период некомпенсированного утомления),такое изменение работоспособности человека может повторяться дважды за смену: до обеденного перерыва и после него. Полноценный отдых, повышение работоспособности  и оздоровления трудящихся не могут быть достигнуты каким-либо одним, даже самым универсальным упражнением. Эта задача решается с помощью специально разработанных комплексов ФУ в форме вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки, микропаузы активного отдыха.

 

 

Вводная гимнастика

Комплекс упражнений вводной гимнастики включает 6-8 упражнений, выполняемых в начале рабочего дня. Он способствует сокращению периода врабатываемости и настройке на предстоящий вид деятельности. Задача вводной гимнастики состоит в том, чтобы посредством ФУ, подобранных с учетом специфики и характера трудовой деятельности, ускорить протекание физических процессов и тем самым создать условия для быстрейшей настройки организма на трудовую деятельность и поддержание в течение длительного времени высокого уровня работоспособности. Вводная гимнастика в зависимости от  интенсивности и темпа выполнения упражнений оказывает различное влияние на процесс приспособления организма к работе. Наиболее  выраженный эффект наблюдается при выполнении ФУ средней интенсивности в темпе, соответствующем рабочему ритму, или более высоком.

 

Физкультурная пауза.

Физкультурная пауза служит для того, чтобы предупредить развитие утомления, улучшить функциональное состояние организма и тем самым способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания. Достигается это включением в работу мышц, не принимавших активное участия в процессе труда. Это возбуждает центры, бездействующие в работе, и одновременно вызывает более глубокое торможение других, участвовавших в трудовой деятельности. В отличии от вводной гимнастики физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и выполняется во время рабочей смены. Физкультурная пауза оказывает наиболее благоприятное влияние, если она проводится в момент, предшествующий развитию утомления, при появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевременное проведение физкультурной паузы может «сбить» рабочую настройку, что приведет к снижению работоспособности.

 

Физкультурная минутка

Физкультурные минутки, включаемые в режим рабочего дня снижают утомление и повышают работоспособность организма. В зависимости от производственных условий занятия проводятся коллективно или индивидуально. Физкультминутки не требуют большой затраты времени, что позволяет применять их несколько раз (4-5) в течение рабочей смены, независимо от того, включена ли в режим дня физкультурная пауза. Это способствует устойчивому повышению работоспособности трудящихся, особенно в ночную смену. Очень полезны такие занятия для людей, чей труд требует напряжения внимания и носит монотонный характер. Физкультурные минутки относят к малым формам активного отдыха, проводятся в течение 1-2 минут и состоят из 2-3 упражнений. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение как рабочего дня, так и в учебное время, по мере необходимости.

Информация о работе Физическая культура