Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность профессионально-прикладной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.2 Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..……..10
Глава 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры…………………………………………………………………………………14
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14
2.2 Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….....................................................25
Приложения……………………
При этом учитываются закономерности разных видов переноса физических качеств и двигательных навыков, чтобы добиться необходимого развития профессионально-важных психофизических способностей, умений и навыков.
3) Применяемые на занятиях функциональные нагрузки должны обеспечивать достижение повышенного уровня развития психофизических способностей, по сравнению с трудовым процессом.
Что касается профессий, в которых большую роль играют разнообразные двигательные навыки, то занятия строятся с установкой на увеличение двигательного опыта, на формирование вариативных навыков, расширяющих диапазон их применения, а также на совершенствование выносливости, обеспечивающей профессиональную физическую надежность.
4) в процессе ППФП необходимо
использовать весь комплекс
5) В принципе считать ППФП классическим видом ФВ некорректно, ибо их целевые установки, хотя и совпадают в некоторых аспектах, но далеко не всегда. Если главное назначение ФВ состоит в достижении всестороннего и гармоничного развития личности, то установка ППФП – это обеспечение высокой профессиональной работоспособности.
В ППФП все содержательное, методическое и организационное посторенние подчинено профессиональной специфике и не должно существенно выходить за ее рамки. В связи с этим ППФП не может заменить собой базовое физическое воспитание и наоборот.
ППФП предполагает следующие формы занятий:
По Максименко А.М.:
- специализированные уроки
- комплексные уроки
- спортивно-тренировочные занятия
- самостоятельные физкультурные занятия
- утренняя гигиеническая гимнастика
- спортивно – прикладные соревнования[7]
Формы ППФП учащихся в учебных заведениях по Лисовой Ю.В.:
- учебные занятия(обязательные и факультативные)
- самодеятельные занятия
- ФУ в режиме трудового дня
- массовые оздоровительные
- физкультурные
- спортивные[6]
По Матвееву Л.П.:
-комбинированные
-однопредметные
-соревнования в
-самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально прикладные упражнения
-малые формы занятий (утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера и др.)[8]
По Холодову,Кузнецову:
Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:
Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), туристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.[15]
Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели (В.П.Полянский, 1999):
- типичные трудовые действия, операции;
- типичные ошибки; основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;
- двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;
- характер психической и психофизической нагрузки; и другие личностные свойства.
-климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;
- профессиональные вредности и заболевания;
- ключевые профессионально значимые физические качества,двигательные умения и навыки;
- ключевые профессионально значимые психофизические
функции;
- ключевые профессионально значимые психические качества
и способности.
Педагогический контроль в ППФП. Проверка и оценка специальной физической подготовленности — обязательные условия осуществления прикладной подготовки. На ее первоначальном этапе выявляется исходный уровень развития профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. С учетом выявленных данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания лицам, имеющим низкие показатели.
В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности должны давать объективную информацию об эффективности решения поставленных задач.
Критериями эффективности решения задач ППФП могут служить затраты времени на обучение определенным трудовым двигательным действиям и качественные результаты их освоения или показатели профессиональной работоспособности. Практически же ориентируются на выполнение специальных нормативов, которые устанавливаются с учетом высокой степени корреляции с отмеченными показателями.
Система нормативов и требований по ППФП в зависимости от специфики профессий может включать как контрольные упражнения в виде двигательных заданий, так и специальные функциональные пробы.
В виде контрольных упражнений применяют те, в которых проявляются профессионально значимые способности и прежде всего ведущие в структуре профессиональных качеств. Посредством некоторых функциональных проб возможно выявление степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды.
На основе данных педагогического контроля в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и методику ППФП.[15]
2.2. Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня
Интенсификация общественного производства и учебной деятельности связана с повышением как энергетических затрат, так и нервно- эмоционального напряжения работающих и обучающихся.В связи с этим возрастает значение разработки рациональных графиков режима труда( учебы) и отдыха, в которых предусматриваются научно-обоснованные, регламентированные перерывы для активного отдыха с использованием физических упражнений.[13]
В связи с этим в режим работы(учебы)внедряется производственная гимнастика. Ее применение в режим дня работающих и обучающихся -это сложный и трудоемкий процесс, требующий усилий многих специалистов: организаторов производства, физиологов и психологов труда, инструкторов-методистов, медицинских работников, социологов.
При внедрении средств ПГ в режим труда (учебы) работающих(учащихся) требуется соблюдение определенных условий : ФУ должны способствовать укреплению здоровья, стимулированию работоспособности человека, не нарушать рабочей(учебной установки, сочетаться с технологическим процессом и другими формами отдыха, соответствовать уровню физической подготовленности и состоянию здоровья трудящихся, учащихся и студентов.
Практика внедрения ПГ убедительно доказывает, что успех в работе зависит от уровня квалификации специалистов по ФК, работающих на предприятии, в организациях, учреждениях, учебных заведениях.
ПГ представляет собой специальные комплексы ФУ, направленные на сокращение периода врабатываемости в начале смены (вводная гимнастика), снижение утомляемости и поддержание высокой работоспособности трудящихся (обучающихся) в течение рабочего(учебного) дня (физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха).
Эффект активного отдыха возникает вследствие нервно- рефлекторных влияний с определяющим значением проприорецептивной импульсации.
Положительный эффект от дополнительной работы мышц является более стойким, т.е более длительным по сравнению с эффектом афферентной сигнализации от других анализаторов. Поэтому именно ФУ являются наиболее эффективными средствами активизации отдыха по сравнению с другими видами.Активный отдых в виде ФУ является основой при рациональной организации труда.
Задачами ПГ являются:
1) более быстрая настройка систем и функций организма на предстоящую работу
2) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда (обучения)
3) восстановление работоспособности и повышение производительности труда
4) снижение производственного травматизма
5) приобщение людей к систематическим занятиям ФУ.
Формы и средства ПГ
Введение в режим труда тех или иных форм ПГ диктуется снижением работоспособности в течение рабочего дня.
Работоспособность человека не постоянна на протяжении трудовой смены. В начале она очень низкая (период врабатывания),затем повышается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего вновь снижается(период некомпенсированного утомления),такое изменение работоспособности человека может повторяться дважды за смену: до обеденного перерыва и после него. Полноценный отдых, повышение работоспособности и оздоровления трудящихся не могут быть достигнуты каким-либо одним, даже самым универсальным упражнением. Эта задача решается с помощью специально разработанных комплексов ФУ в форме вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки, микропаузы активного отдыха.
Вводная гимнастика
Комплекс упражнений вводной гимнастики включает 6-8 упражнений, выполняемых в начале рабочего дня. Он способствует сокращению периода врабатываемости и настройке на предстоящий вид деятельности. Задача вводной гимнастики состоит в том, чтобы посредством ФУ, подобранных с учетом специфики и характера трудовой деятельности, ускорить протекание физических процессов и тем самым создать условия для быстрейшей настройки организма на трудовую деятельность и поддержание в течение длительного времени высокого уровня работоспособности. Вводная гимнастика в зависимости от интенсивности и темпа выполнения упражнений оказывает различное влияние на процесс приспособления организма к работе. Наиболее выраженный эффект наблюдается при выполнении ФУ средней интенсивности в темпе, соответствующем рабочему ритму, или более высоком.
Физкультурная пауза.
Физкультурная пауза служит для того, чтобы предупредить развитие утомления, улучшить функциональное состояние организма и тем самым способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания. Достигается это включением в работу мышц, не принимавших активное участия в процессе труда. Это возбуждает центры, бездействующие в работе, и одновременно вызывает более глубокое торможение других, участвовавших в трудовой деятельности. В отличии от вводной гимнастики физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и выполняется во время рабочей смены. Физкультурная пауза оказывает наиболее благоприятное влияние, если она проводится в момент, предшествующий развитию утомления, при появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевременное проведение физкультурной паузы может «сбить» рабочую настройку, что приведет к снижению работоспособности.
Физкультурная минутка
Физкультурные минутки, включаемые в режим рабочего дня снижают утомление и повышают работоспособность организма. В зависимости от производственных условий занятия проводятся коллективно или индивидуально. Физкультминутки не требуют большой затраты времени, что позволяет применять их несколько раз (4-5) в течение рабочей смены, независимо от того, включена ли в режим дня физкультурная пауза. Это способствует устойчивому повышению работоспособности трудящихся, особенно в ночную смену. Очень полезны такие занятия для людей, чей труд требует напряжения внимания и носит монотонный характер. Физкультурные минутки относят к малым формам активного отдыха, проводятся в течение 1-2 минут и состоят из 2-3 упражнений. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение как рабочего дня, так и в учебное время, по мере необходимости.