Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому профессионально-прикладная физическая культура как часть физической культуры, ее прикладная по отношению к жизнедеятельности человека сущность является самоочевидной. На взаимосвязь физической культуры с разными сторонами бытия впервые указывается в работах П.Ф Лесгафта (1888), а затем прикладность физической культуры отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о структуре, формах, социальной и индивидуальной практике и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности, профессионально-прикладной физической подготовки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Профессионально- прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность профессионально-прикладной физической культуры………………………………………………………………………………4
1.2 Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..……..10
Глава 2. Основы методики профессионально-прикладной физической культуры…………………………………………………………………………………14
2.1. Средства, методы и формы профессионально- прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….………14
2.2 Производственная гимнастика как основа профессионально- прикладной физической подготовки в режиме трудового дня……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….....................................................25
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

Прикладная физическая культура, как компонент специализированно направленной физической культуры.docx

— 106.62 Кб (Скачать)

Также нужно сказать, что сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм ФВ с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.[16]

Основное  назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.[15]

 

Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все  составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические  качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому  можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в  спорте на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому именно на занятиях физической культурой и спортом  можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных  упражнений, элементов или целостных  видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование  проводится на основе изучения целого ряда факторов.

Основными являются:

-формы (виды) труда специалистов  данного профиля; 

-условия и характер  их труда; 

-режим труда и отдыха;

-особенности динамики  работоспособности в процессе  труда и специфика их профессионального  утомления и заболеваемости.

 

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители. Но, практически, это бывает редко, хотя управленческий характер труда и типичен для специалистов. И все же здесь уместно говорить о смешанной фирме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда,  под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности.

Например, многие буровые  бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.

А специалисты по радиоэлектронике и автоматике, экономисты вынуждены  трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном  монитора.

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств ФКиС важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда и  отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств ФК с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

Например, различный режим  труда и отдыха имеют работающие вахтовым методом  выпускники факультетов  разработки нефтяных и газовых месторождений  или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта,  и  работающие на нефтеперерабатывающем  заводе выпускники химико-технологического факультета.

Рациональным режимом  труда и отдыха на любом предприятии  является такой режим, который наилучшим  образом обеспечивает одновременное  сочетание повышения эффективности  производства и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности и здоровья человека.

При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и  окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и  правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе  и средств ФК.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную  структуру и особенности производственного  процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку  между основным трудом и деятельностью  человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это  выражается в практически различных  возможностях использования средств  ФК в качестве активного отдыха в свободное время у представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Динамика работоспособности  в процессе труда является интегральным фактором, также определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Это достигается путем  построения кривой работоспособности  на основе фиксированных изменений  технико-экономических и психофизических  показателей работника. Она может  служить отправной точкой для  разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств  ФКиС как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.

Дополнительными факторами  определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том  числе половые и возрастные) особенности  будущих специалистов, а также  географические и климатические  черты региона, в который направляются выпускники УЗ и факультета.[16]

 

1.2.Основные задачи, решаемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

 

Задачи и содержание любого вида ППФП могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):

- особенности информационного обеспечения деятельности;

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой определенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внимание, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное напряжение и пр. Причем особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при движении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).Изучая указанные признаки, степень их выраженности (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.

-характер основных рабочих движений;

 

Другим определяющим объективным фактором ППФП является характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.

Своеобразие рабочих  движений в конкретной профессиональной деятельности и обусловливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выделить понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преобладающих) особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности. Указанную совокупность моторных особенностей трудовых действий возможно описать, указав тип движений (нажимные, ударные, вращательные и пр.), особенности согласованности и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показателях (пространственных, временных и динамических параметрах).

-особые внешние условия деятельности.

Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними условиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.

Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функциональных резервов организма.

В процессе многолетней  трудовой деятельности формируется  профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.

Изучение специфических  прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида труда качества, прикладные навыки, умения и знания.

В структуре профессиональных способностей выделяют основные и дополнительные способности. Основные способности те, без которых 
данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями данной  
структуры. Дополнительные способности — существенные, но не обязательные, и они могут заменяться другими компонентами. Учет этих научных положений имеет принципиальное значение для теории и практики ППФП как в плане индивидуализации учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании ведущих для данной профессии способностей. От уровня их развития в большей степени зависит профессиональная работоспособность.

Задачи  ППФП.

ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.

Всестороннее  воспитание физических способностей и  систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.[15]

 

Задачи ППФП  и критерии качества их решения:

- достижение необходимого уровня физической подготовленности и укрепление здоровья как необходимого фундамента для соответствующего развития специальной работоспособности.

Задача решается на основе требований общих принципов ФВ, а также путем оптимального сочетания ОФП и ППФП.

- преимущественное воспитание важных для избранной профессиональной деятельности физических качеств и способностей до уровня, обеспечивающего эффективную профессиональную физическую работоспособность

- формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, входящих в структуру профессиональной двигательной деятельности и отражающих ее специфические особенности (экономичность, результативность, естественность, темп, ритм, траектория, рабочая поза и т. д )

- воспитание волевых качеств необходимых для преодоления типичных профессиональных трудностей, к примеру, смелости, целеустремленности, находчивости, решительности и др.

- повышение функциональной устойчивости организма человека к неблагоприятным воздействиям условии труда (перегреваниям, переохлаждениям, укачиваниям вибрациям, шуму и т. д. ) до уровня, обеспечивающего необходимую профессиональную  подготовленность.

Информация о работе Физическая культура