Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:36, реферат

Краткое описание

Здоровье- бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………….. ……….….………..2

Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………….…….. 3

Функциональные резервы организма. ……………………………………..4

От чего зависит здоровье…………………………………………………... 5

Составляющие здорового образа жизни студента……………………….. 6

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ……………………………………………..7

Профилактика вредных привычек……………………………………….... 7

Режим питания……………………………………………………………... 8

Двигательная активность…………………………………………………. 10

Закаливание………………………………………………………………... 10

Здоровье и окружающая среда…………………………………………... 11

Физическое самовоспитание. …………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………..……. 13

Список используемой литературы……………………………………….. 14

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

    Содержание.

    Введение……………………………………………….. ……….….………..2

    Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………….…….. 3

    Функциональные  резервы организма. ……………………………………..4

    От  чего зависит здоровье…………………………………………………... 5

    Составляющие  здорового образа жизни студента……………………….. 6

    РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ……………………………………………..7

    Профилактика  вредных привычек……………………………………….... 7

    Режим питания……………………………………………………………... 8

    Двигательная  активность…………………………………………………. 10

    Закаливание………………………………………………………………... 10

    Здоровье  и окружающая среда…………………………………………... 11

    Физическое  самовоспитание. …………………………………………….12

    Заключение…………………………………………………………..……. 13

    Список  используемой литературы……………………………………….. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Научные данные свидетельствуют о то, что  у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность  жить до 100 лет и более.

    К сожалению, многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного  диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых  забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и  алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

    Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

    Здоровый  образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Охрана  собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего  возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. 
 
 

    Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 

    Существует  много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению  Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». 

    С физиологической точки зрения определяющими  являются следующие формулировки:

    - индивидуальное  здоровье человека - естественное  состояние организма на фоне  отсутствия патологических сдвигов,  оптимальной связи со средой, согласованности всех функций  (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

    - здоровье  представляет собой гармоничную  совокупность структурно-функциональных  данных организма, адекватных  окружающей среде и обеспечивающих  организму оптимальную жизнедеятельность,  а также полноценную трудовую  жизнедеятельность; 

    - индивидуальное  здоровье человека - это гармоническое  единство всевозможных обменных  процессов в организме, что  создает условия для оптимальной  жизнедеятельности всех систем  и подсистем организма (А. Д.  Адо);

    - здоровье - это процесс сохранения и  развития биологических, физиологических,  психологических функций, трудоспособности  и социальной активности человека  при максимальной продолжительности  его активной жизни (В. П.  Казначеев).

    Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). 

    
  • Физическое  здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
 

    Здоровый  и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты. 

    Функциональные  резервы организма. 

    Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил  организма. Гармония психофизических  сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.

    Скажем, у человека в спокойном состоянии  через легкие проходит 5-9 литров воздуха  в минуту. Некоторые высоко тренированные  спортсмены могут произвольно в  течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем  сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.

    Тогда с этой точки зрения, здоровье - это  количество резервов в организме, это  максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции. 

    Систему функциональных резервов организма  можно разбить на подсистемы:

    1. Биохимические резервы (реакции  обмена).

    2. Физиологические резервы (на уровне  клеток, органов, систем органов).

    3. Психические резервы. 

    Возьмем, к примеру, физиологические резервы  на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

    От  чего зависит здоровье.

    Здоровье  человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических  факторов. Считается, что вклад различных  влияний в состояние здоровья следующий:

  • наследственность - 20%;
  • окружающая среда - 20%;
  • уровень медицинской помощи - 10%;
  • образ жизни - 50%.

    В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

  • человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
  • экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
  • социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
  • медицинский фактор - 10%.

    Составляющие  здорового образа жизни студента. 

    Здоровый  образ жизни включает в себя следующие  основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. 

    РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА 

    Рациональный  режим труда и  отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

    Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.

    Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно  в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и ничто не может  помешать. Таким образом, студент  получает время – возможно, самое  важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

    Построение  аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

    Для вечерних занятий надо выбирать спокойное  место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и  пр.), чтобы там не было громких  разговоров и других отвлекающих  факторов. Организуй такие условия  и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с  самого сложного. Это тренирует и  укрепляет волю. Не позволяет откладывать  трудные дела с утра на вечер, с  вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

    Свет  электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

    Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно  благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет  наше тело. Долго живет тот, кто  много и хорошо работает в течение  всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Информация о работе Физическая культура