Ценности физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:17, реферат

Краткое описание

Физическая культура (ФК) – как часть общей культуры, связана с творческой деятельностью по освоению, созданию ценностей в сфере физического совершенствования и его значимых результатов. Таким образом, важным аргументом в пользу значимости ФК для всестороннего развития человека, является осмысление ценностного потенциала этого социального явления и путей его освоения обществом и личностью.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 39.98 Кб (Скачать)
 

Ценности  физической культуры

Физическая  культура (ФК) – как часть общей  культуры, связана с творческой деятельностью  по освоению, созданию ценностей в  сфере физического совершенствования  и его значимых результатов. Таким  образом, важным аргументом в пользу значимости ФК для всестороннего  развития человека, является осмысление ценностного потенциала этого социального  явления и путей его освоения обществом и личностью. 
 
Под ценностями понимается соответствие данного явления для практической деятельности человека.

В физической культуре можно выделить две основные ценности: 
- общественную (общенародную); 
- личную (индивидуальную). 
Основой общественной группы ценностей является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.

Вместе  с тем это знание тысячами нитей  связывает физическую культуру с  другими областями человеческого  знания и с общей культурой. Через  него происходит их взаимное обогащение. 
Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком про-шлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

Важной  и еще недостаточно осмысленной  ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в  определенной мере оценивать уровень  развития и качественные показатели физической культуры в том или  ином обществе, тех или иных регионах.

Следующей ценностью можно назвать уровень  активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных  и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная  и воспитательная, финансово-экономическая  и производственная, направленная на создание условий для полноценной  физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения  региона, коллектива.

Физическая  культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить  уровень, глубину, полноту и основательность  знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации  физической активности, путях и средствах  физического совершенствования, законах  функционирования своего организма  в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный  опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается  в процессе занятий физическими  упражнениями в период обучения в  университете, на занятиях по физическому  воспитанию, спортивной подготовке при  участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории  ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой  комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью  его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его  физических качеств и координационных  способностей. Внешне это проявляется  в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные  и новые двигательные задачи и  двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности  человека правильно использовать свой физический потенциал.

В структуре  физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны  с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами, образующими  содержательную направленность личности. Характер же направ¬ленности в самой  деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет  система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений  индивида к тем объектам, ради которых  эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познаватель¬ную, третьи - поведенческую активность.

3. Ценности физической  культуры

Ценности  физической культуры необходимо рассматривать  как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в  формировании ценностных отношений  личности к физической культуре являются:

1). Ценности объективных форм физической культуры:

- материальные  ценности (спортивные сооружения, инвентарь  для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);

- исторические  ценности (истории великих спортивных  побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей  в области физической культуры);

- ценности - общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям  физической культуры);

- информационные  ценности (публикации, трансляции в  СМИ).

2). Ценности субъективных форм физической культуры:

- физические  ценности (физическое развитие, состояние  организма в процессе физкультурно-спортивной  деятельности),

- духовно-нравственные  ценности (наличие высокого духовного  идеала; жизненная установка на  служение благородным целям: Отечеству,  ближним; эстетическое отношение  к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры),

- психические  ценности (знания о двигательной  активности, функционировании организма  человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное  самоутверждение).

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

В какой  степени данные ценности будут освоены  в процессе образования отдельным  человеком, зависит от факторов и  условий их освоения. Например, бассейн  для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные  к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Ценностное  отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая  культура», выражающееся в готовности и способности использовать его  ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

Ценностное  отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать  как интеграцию более частных  отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение  личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).

Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над  материальным, забота о ближнем, духовно  и физически здоровая семья) и  нравственные (чувство ответственности  в решении личных и общественно  значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления  представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к  физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании  средств физической культуры для  собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим  условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений  к физической культуре.

Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей.

В процессе физического воспитания человек  актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для  него жизненный и профессионально  необходимый смысл. На этой основе в  его сознании формируется образ  культурной личности будущего профессионала  как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные  с ними переживания, убеждения, связи  и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности, человек строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид аксиологических функций. Таким образом, задача каждого человека заключается в том, чтобы в процессе личной физкультурной деятельности, творчески освоить общественные ценности и сделать их собственным достоянием.

Классический  массаж

Основы  классического массажа были заложены в девятнадцатом веке русскими врачами-клиницистами. Им принадлежат исследования по обоснованию  применения массажа, его физиологического действия на организм, определению  показаний и противопоказаний к  его назначению. Значительный вклад  в развитие массажа внесли такие  выдающиеся отечественные учёные, как  С. П. Боткин, В. А. Манассеин, Л. А. Остроумов, В. А. Ратимов, Д. О. Отт, А. Н. Маклаков, Л. Г. Беллярминов, В. А. Штанге, В. М. Бехтерев, Г. И. Турнер, А. Е. Щербак и другие.

 

В классическом массаже практически все движения выполняются по ходу лимфо- и кровотока, обходя лимфоузлы. От стопы к тазу, от кисти к плечевому суставу; спина массируется от крестца  к шее. Живот массируется по часовой  стрелке, грудная клетка по межреберьям  и по направлению к подмышечным  впадинам. Приемы выполняют последовательно, размеренно, один сменяет другой без  сколь-либо заметных пауз. Каждый прием  выполняется 3–10 раз.

Приёмы  классического лечебного  массажа

Различают основные приёмы массажа:

  1. Поглаживание
  2. Растирание
  3. Разминание
  4. Вибрация

Некоторые авторы глубокое поглаживание выделяют в отдельный прием — выжимание.

Поглаживание. Поглаживанием начинают любую массажную процедуру. Его выполняют в промежутках между другими массажными приёмами и им заканчивают массаж. Поглаживание — это такой приём, при котором рука массажиста скользит по коже массируемого участка, не сдвигая и не растягивая её. Для улучшения скольжения рук массажиста при выполнении приёма поглаживания могут применяться смазывающие вещества. Поглаживание бывает плоскостное и обхватывающее, поверхностное и глубокое. Виды плоскостного поглаживания: раздельно-последовательное, поглаживание с отягощением, граблеобразное, глажение, гребнеобразное. Виды обхватывающего поглаживания: щипцеобразное и крестообразное.

Цель  приёма поглаживания состоит в улучшении  эластичности кожи, крово- и лимфообращения, уменьшении болей, улучшении сосудистого  тонуса, усилении процессов торможения в коре головного мозга, снижении повышенного тонуса мышц, улучшении  проводимости и возбудимости периферической нервной системы.

Информация о работе Ценности физической культуры