Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Программа педагогической практики студентов рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.
Раздел
I. СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Модуль № 1
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Знакомство с деятельностью учителя в образовательном учреждении (определение ценностной основы деятельности, концептуальных основ целей деятельности, средств их достижения) | Беседа, информационная справка |
2. | Диагностика готовности к самосовершенствованию | Микропрактикум |
3. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры личности | Карта |
4. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
5. | Подведение итогов педпрактики | Круглый стол |
См. приложения №№ 3, 4,5. |
Модуль
№ 2
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Анализ дидактической системы образовательного учреждения | Аналитическая таблица |
2. | Технология конструирования учебного процесса | Модель организации урока и ее анализ |
3. | Технология игрового обучения | Дидактическая игра |
4. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры личности | Карта |
5. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
6. | Подведение итогов педпрактики | Круглый стол |
См. приложения №№ 3,4,6, 7. |
Модуль
№ 3
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Анализ воспитательной системы образовательного учреждения | Аналитическая таблица |
2. | Технология планирования воспитательной деятельности классного руководителя | Анализ плана воспитательной работы классного руководителя |
3. | Технология конструирования и проведения воспитательного дела (ВД) | План-конспект ВД |
4. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры | Карта |
5. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
6. | Подведение итогов педпрактики | Круглый стол |
См. приложения №№ 3, 4, 6, 10, 17. |
Модуль
№ 4
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Анализ управленческой системы образовательного учреждения: системы внутришкольного контроля, методической работы, организационно-педагогических мероприятий | Информационная справка |
2. | Изучение опыта организации аттестации работников образовательного учреждения | Информационная справка |
3. | Моделирование системы распределения времени и гигиенического режима труда руководителя образовательного учреждения | Циклограмма |
4. | Анализ нормативно-правовой документации образовательного учреждения и выделение перечня прав ребёнка и учителя в педагогическом процессе. | Информационная справка |
5. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры | Карта |
6. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
7. | Подведение итогов практики | Круглый стол |
См. приложения №№ 3, 4, 11,12. |
Модуль
№ 5
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Разработка досуговых программ и их организация в детском оздоровительном лагере | Досуговые программы |
2. | Технология планирования воспитательной работы в детском оздоровительном лагере | План-сетка |
3. | Диагностика уровня
удовлетворённости |
Карта |
4. | Диагностика уровня
сформированности детского коллектива
и уровня удовлетворённости |
Карта |
5. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
6. | Подведение итогов педагогической практики | Круглый стол |
См. приложения №№ 13, 14, 15, 16. |
Модуль
№ 6
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Изучение учебного плана школы, вариативных учебных программ, планов и программ учебной деятельности | Информационная справка |
2. | Анализ деятельности классного руководителя и учителя-предметника и разработка индивидуального плана прохождения практики | Индивидуальный план студента |
3. | Анализ и самоанализ урока по специальности (общедидактический, с позиции педагогического общения) | План-конспект урока, анализ урока, самоанализ урока |
4. | Составление плана воспитательной деятельности помощника классного руководителя | План |
5. | Организация и проведение воспитательной работы в классе и индивидуальная работа с воспитанниками | План работы |
6. | Подготовка и проведение открытого воспитательного дела | План конспект |
7. | Создание инновационных средств обучения и воспитания школьников | Продукты деятельности: карточки сценарии, программы |
8. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры | Карта |
9. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
10. | Подведение итогов педагогической практики | Круглый стол |
См. приложения №№ 3, 8,10, 4. |
Модуль
№ 7
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики |
1. | Разработка и реализация профильной воспитательной программы | Мини-программа |
2. | Анализ и
самоанализ урока по специальности
(общедидактический,
с позиции педагогического |
План-конспект урока, его анализ и самоанализ |
3. | Организация и проведение различных форм индивидуальной работы с воспитанниками и родителями | Отчет |
4. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры | Карта |
5. | Рефлексия деятельности и самоанализ результатов диагностики профессионально-педагогической культуры | Анализ карты |
6. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет |
7. | Подведение итогов педагогической практики | Круглый стол |
См. приложения №№3,4,13,8,9,10 . |
Модуль № 8
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики | ||
1. | Знакомство с деятельностью воспитателя в дошкольном образовательном учреждении (определение ценностной основы деятельности, концептуальных основ, целей, средств достижения) | Информационная справка | ||
2. | Анализ воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения | Аналитическая справка | ||
3. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры личности | Карта | ||
4. | Технология игрового обучения | Картотека подвижных игр | ||
5. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет | ||
6. | Подведение итогов педагогической практики | Круглый стол | ||
См. приложения №№ 3, 4, 6. | ||||
Модуль № 9 | ||||
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики | ||
1. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры личности | Карта | ||
2. | Знакомство с деятельностью педагога в образовательном учреждении (определение ценностной основы деятельности, концептуальных основ, целей, средств достижения) | Информационная карта | ||
3. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет | ||
4. | Анализ учебно-воспитательной системы образовательного учреждения | Аналитическая таблица | ||
5. | Технология конструирования дидактического процесса | Модель организации урока и ее анализ | ||
6. | Технология планирования деятельности классного руководителя | Анализ плана воспи-тательной работы классного руководи-теля | ||
7. | Технология конструирования и проведения воспитательного дела | План-конспект воспитательного дела | ||
8. | Подведение итогов педагогической практики | Круглый стол | ||
См. приложения №№ 3, 4, 6, 7,8, 9,10. | ||||
Модуль № 10 |
||||
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики | ||
1. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры личности | Карта | ||
2. | Знакомство с деятельностью педагога в образовательном учреждении (определение ценностной основы деятельности, концептуальных основ, целей, средств достижения) | Информационная справка | ||
3. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет | ||
4. | Анализ учебно-воспитательной системы образовательного учреждения | Аналитическая таблица | ||
5. | Технология конструирования дидактического процесса | Модель организации урока и ее анализ | ||
6. | Анализ управленческой системы образовательного учреждения | Карта | ||
7. | Технология конструирования и проведения воспитательного дела | План-конспект вос-питательного дела | ||
8. | Изучение опыта организации аттестации работников образовательного учреждения | Информационная справка | ||
9. | Подведение итогов педагогической практики | круглый стол | ||
См. приложения №№ 3, 4, 6, 7,8, 9, 10,11. | ||||
Модуль № 11 | ||||
№ п/п | Содержание
педагогической
практики |
Средства
реализации содержания
практики | ||
1. | Диагностика уровня профессионально-педагогической культуры личности | Карта | ||
2. | Знакомство с деятельностью педагога в образовательном учреждении (определение ценностной основы деятельности, концептуальных основ, целей, средств достижения) | Информационная
справка | ||
3. | Организация и проведение социально-значимых дел | Фотоотчет | ||
4. | Анализ учебно-воспитательной и управленческой системы образовательного учреждения | Аналитическая таблица | ||
5. | Технология конструирования и проведения воспитательного дела | План-конспект воспитательного дела | ||
6. | Изучение учебного плана, вариативных учебных программ, планов и программ воспитательной деятельности | Информационная справка | ||
7. | Анализ
деятельности классного руководителя
и учителя-предметника и |
Индивидуальный план студента | ||
8. | Анализ и самоанализ урока по специальности (общедидактический, с позиции педагогического общения) | План-конспект, анализ и самоанализ | ||
9. | Составление
плана воспитательной деятельности
помощника классного |
План воспитательной деятельности | ||
10. | Организация и проведение воспитательной работы в классе и индивидуальной работы с воспитанниками | План работы | ||
11. | Создание
инновационных средств |
Продукты деятель-ности, план-конспект воспитательной дея-тельности, досуговая программа, сценарий праздника | ||
12. | Подведение итогов педагогической практики | Круглый стол | ||
См. приложения №№ 3, 4, 6, 10, 11, 8, 9 . |
Раздел II. СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
для студентов 1 – 5 курсов
в
процессе педагогической
практики
Учебные задания являются системообразующим элементом деятельности студентов на педагогической практике, отвечают воспитательным задачам и реализуют содержание учебного курса «Педагогика». Система учебных заданий упорядочивает сложный и многогранный процесс формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя (формируется система ценностей специалиста, оттачиваются его технологические подходы и определяется направленность педагогической деятельности), который может проявляться на трёх уровнях: репродуктивном, вариативном и творческом.
Предполагаемая
система учебных заданий
Ключевые темы курса «Педагогика» | Учебные задания | ||
уровни реализации | |||
репродуктивный | вариативный | творческий | |
1. Знакомство с дея-тельностью учителя в образовательном учреждении. | Познакомьтесь
с профессионально-пе
дагогической дея-тельностью учителя в образовательном учреждении, выяви-те содержание и структуру, напиши-те информационную справку. |
Проанализируйте
содержание и струк-туру профессио-нально-педагоги-
ческой деятельности
учителя в образова-тельном |
Составьте план
личностного и |
2. Воспитательная
система образова-тельного Технология констру-ирования и органи-зации ЦПП. |
Изучите и опишите
учебную и воспита-тельную систему образовательного
учреждения. Опишите техноло-гии
обучения, ис-пользуемые в обра-зовательном
учреж-дении (развиваю-щего, проблемного,
объяснительно-ил- Опишите систему
воспитательной дея-тельности классного
руководителя. Познакомьтесь с планом воспита-тельной деятель-ности классного руководителя и опишите его структуру. |
Проанализируйте
и выявите особеннос-ти учебной
и воспи-тательной систем образовательного
учреждения. Разработайте модель педагогической
системы образовательного учреждения. Составьте процес-суальную
модель учебного занятия и на её
основе опреде-лите основные тех-нологические
под-ходы учителя. Проведите воспита-тельное
дело по предложенному сце-нарию. Проанализируйте план воспитатель-ной деятельности классного руководи-теля, выделите осо-бенности плана воспитательной дея-тельности конкрет-ного классного руководи-теля. |
Разработайте
проект развития учебной и воспитательной
системы образовательного учреждения. Разработайте
план-конспект учебного занятия с
использо-ванием требуемых по логике построе-ния
и проведения занятия технологий обучения. Сконструируйте
и проведите воспита-тельное На основе анализа вариантов планов воспитательной дея-тельности классно-го руководителя раз-работайте собствен-ную модель плана деятельности классного руково-дителя |
3.Управленческая
система образова-тельного учрежде-ния. Технология воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) (плани-рование, конструи-рование, организа-ция и анализ). |
Познакомьтесь
с системой управле-ния образователь-ным
учреждением и составьте информа-ционную
справку. Ознакомьтесь с технологией воспи-тательной деятель-ности в ДОЛ и опишите её на основе наблюдения за воспитательной деятельностью в конкретном ДОЛ. |
Проанализируйте
содержание и структуру управ-ленческой
деятель-ности образова- Проанализируйте технологию воспи-тательной деятель-ности в ДОЛ и определите пути её оптимизации в конкретном ДОЛ. |
Разработайте
проект системы управления образовательным
учреждением. Разработайте вариант технологи-ческой модели воспитательной деятельности в ДОЛ и реализуйте её на практике. |
4. Технология конструирования, организации, анализа и самоанализа це-лостного педагоги-ческого процесса в образовательном учреждении. | Ознакомьтесь с технологией кон-струирования, орга-низации, анализа и самоанализа це-лостного педагоги-ческого процесса и опишите использование данной технологии конкретным учителем. | Проанализируйте технологию кон-струирования, организации, анали-за и самоанализа целостного педаго-гического процесса в конкретном обра-зовательном учреж-дении. | Разработайте техно-логии конструиро-вания, организации, анализа и самоана-лиза целостного пе-дагогического про-цесса и реализуйте их на практике. |
5. Технология
конструирования, организации, анализа
и самоанализа цело-стного педагогичес-кого
процесса в об-разовательном уч-реждении. Рефлексия профес-сиональной деятель-ности будущих учителей. |
Ознакомьтесь
с технологией кон-струирования, орга-низации,
анализа и самоанализа це-лостного педагоги-ческого
процесса и опишите использование данной
технологии конкретным учителем.
Выделите значимые
результаты профес-сионально-педаго- |
Проанализируйте
технологию кон-струирования, орга-низации,
анализа и самоанализа целост-ного педагогическо-го
процесса в кон-кретном образова-тельном
учрежде-нии. Проанализируйте
значимые результа-ты профессиональ-но- |
Разработайте
техно-логии конструиро-вания, организации,
анализа и самоана-лиза целостного
пе-дагогического про-цесса и
реализуйте их на практике.
Проведите самоанализ
личност-ного профессиональ-но- |