Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Программа педагогической практики студентов рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.
ЗАМ. ДИРЕКТОРА_____________________
ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ___________________
КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ ______________________________
УЧИТЕЛЯ
ПРЕДМЕТНИКИ __________________
РУКОВОДИТЕЛИ ПРАКТИКИ:
ГРУППОВОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
______________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
КАФЕДРЫ
ПЕДАГОГИКИ ______________________________
КАФЕДРЫ
ПСИХОЛОГИИ ______________________________
СПЕЦКАФЕДР
______________________________
В информационном разделе помещаются:
РАЗДЕЛ II: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ»
Во втором разделе студент записывает проделанную в школе работу.
С целью эффективной организации педагогической практики студент составляет индивидуальный план работы в образовательном учреждении с учётом содержания и сроков педагогической практики. В плане работы рекомендуется отразить:
Планирование
и учет работы можно записать
по схеме:
№№ п/п | Содержание работы | Время проведения | Отметка классного
руководителя о вы- полнении |
РАЗДЕЛ II: «АНАЛИТИЧЕСКИЙ»
В третьем разделе дневника:
1) записываются материалы ознакомления студентов с образовательным учреждением: беседа с директором школы, его заместитeлeм, классным руководитeлем, yчитeлями, классом, отдельными учащимися, наблюдения уроков и внеклассной воспитательной работы и их анализ;
2) фиксируются
выполнение учебных заданий, предусмотренных
программой педагогической практики (см.
раздел II программы).
II. Рекомендации по cоставлению конспектов учебных заданий.
В
ходе педагогической практики студент
самостоятельно выполняет учебные
задания, при необходимости обращается
за консультацией к методисту по педагогике
и оформляет конспекты в соответствии
с приложениями 5 – 15.
III. Рекомендации по оформлению диагностической карты уровня
сформированности профессионально-педагогической культуры.
Студент в ходе педагогической практики с 1 по 5 курс проводит самоанализ формирования профессионально-педагогической культуры. Для этого необходимо:
IV. Рекомендации по подготовке отчёта о результатах выполнения
психолого-педагогического практикума.
В период педагогической практики в образовательных учреждения
студент выполняет
систему учебных заданий
Приложение
4
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Для
определения уровня педагогической
культуры Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская
разработали диагностическую
5
– качество проявляется
4
– качество проявляется в
3 – может проявляться и не проявляться;
2 – проявляется эпизодично;
1 – качество не проявляется совсем.
Результаты
диагностики обрабатываются и дают
объективную характеристику учителя или
студента.
Таблица
4.1.
Свойства личности |
Шкала оценок | |
1 |
2 | |
1. Активная педагогическая позиция | ||
1.1. Вера в воспитание, убежденность в общественной значимости и правильности выбора профессии, сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностей ориентации на работу
с детьми. 1.2. Активность в защите интересов детей и оказание
помощи им. 1.3. Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни
детей и нести за них ответственность. |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
2. Профессионально-педагогическая направленность личности | ||
2.1. Интерес к профессии учителя, потребность в работе с детьми 2.2. Убежденность
в необходимости передавать детям
социальный опыт 2.3. Отношение
к ребенку как главной ценности 2.4. Потребность
в достижении воспитательных целей 2.5. Стремление
быть эталоном человека 2.6. Социальная активность, гражданственность |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
3. Отношение к педагогическому труду | ||
3.1. Отношение к педагогическому труду как главному смыслу жизни 3.2. Добросовестное,
ответственное отношение к труду 3.3. Способность
к самоотдаче в педагогической
работе 3.4. Увлеченность
и удовлетворенность |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
4. Интересы и духовные потребности | ||
4.1. Познавательная активность
(интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д.,
потребность в постоянном общении с детьми) 4.3. Потребность
в красоте 4.4. Автономия
внутреннего мира, цельность |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 | |
5. Профессионально-нравственные качества | ||
5.1.
Милосердие, доброта в отношении
к детям 5.2. Способность
к состраданию, сопереживанию 5.3. Готовность
оказывать помощь детям и взрослым 5.4. Стремление
защищать и охранять детство 5.5. Понимание
ценности человеческой жизни 5.6. Общительность 5.7. Справедливость 5.8. Требовательность 5.9. Принципиальность 5.10. Объективность |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
| ||
6.1. Самоконтроль, самодисциплина 6.2. Самокритичность 6.3. Самоограничение 6.4. Оптимизм, чувство
юмора, хорошее настроение 6.5. Педагогический
такт, выдержка, терпение 6.6. Культура
внешнего вида 6.7. Профессионально-педагогическое
самосовершенствова-
ние и самовоспитание
|
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
7. Профессиональные знания. | ||
7.1. Методологические
(знание общих принципов изучения
педагогических явлений, закономерностей социализации
обучения и воспитания) 7.2. Теоретические
(знание целей, принципов, методов и форм педагогической деятельности и законно-
мерностей формирования и развития личности
ребенка) 7.3. Методические (знание основ и приемов обучения и вос-
питания) 7.4. Технологические (знание способов и приёмов обучения и воспитания) |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
8. Информационные умения | ||
8.1. Умение отобрать содержание необходимой информации 8.2. Умение творчески переработать необходимую информа-
цию 8.3. Умение выразительно показать собственные чувства и от-
ношение к тому, о чем идет речь 8.4. Умение излагать материал логично, доступно, образно,
выразительно 8.5. Умение вызывать
интерес слушателей к
формации 8.6. Умение выделить
главное 8.7. Умение излагать
материал проблемно 8.9. Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельности слушающих по ее усвоению |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
9.
Умение определять
конкретные учебно- общей цели воспитания с учетом: | ||
9.1. возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 9.2. уровня воспитанности
коллектива и отдельных учащихся; 9.3. конкретной
социально-педагогической
шейся в коллективе; 9.4. условий семейного
воспитания; 9.5. Умение проектировать конечный результат учебно-воспи-
тательной работы на полугодие, год 9.6. Умение определять
способы его достижения 9.7. Умение планировать этапы и средства педагогической
деятельности по достижению конечного
результата 9.8. Умение планировать индивидуальную работу с отдель-
ными учащимися в коллективе 9.9. Умение планировать дифференцированный подход к учащимся |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
10. Организаторские умения | ||
10.1. Умение организовать самого себя 10.2. Умение организовать отдельные виды учебно-воспита-
тельной работы 10.3. Умение организовать
жизнедеятельность детей 10.4. Умение организовать
работу с родителями 10.5. Умение организовать свой труд и труд детей в соответ-
ствии с основными принципами
НОТ 10.6. Умение координировать свою деятельность с деятель- ностью учителей-предметников, классных руководителей,
воспитателей, администрации |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
11. Коммуникативные умения | ||
11.1. Умение конструировать предстоящее общение с детьми 11.2. Умение сотрудничать
с детьми, вступать в деловой
контакт с отдельными
11.3. Умение вызывать доверие у учащихся, формировать чувство сопереживания и сопричастности в современ-
ной деятельности 11.4. Умение
создавать зону успеха каждому у учащемуся 11.5. Умение
слушать ребенка 11.6. Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимо-
действию 11.7. Умение
верно воспринимать индивидуальность
ребенка 11.8. Умение целенаправленно
влиять на ребенка 11.9. Умение
управлять инициативой в 11.10. Умение выявить
свой индивидуаотный стиль в общении 11.11. Умение организовать общение не «от себя», а «от детей» |
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
12. Умение анализа и самоанализа | ||
12.1. Умение изучать коллектив и личность 12.2. Умение осуществлять диагностику состояния воспи-
танности учащихся 12.3. Умение анализировать конкретные педагогические
ситуации 12.4. Умения верно
оценивать деятельность учеников 12.5. Умение подходить с педагогических позиций к анализу
явлений школьной жизни 12.6. Умение анализировать полученные результаты в сопо-
ставлении с исходными данными 12.7. Умение анализировать опыт других учитeлeй с целью общения и переноса эффективных форм, методов
и приемов в практику своей работы . 12.8. Умение на основе анализа достигнутых результатов
выдвигать и обосновывать новые педагогические
задачи 12.9. Умение выявлять эффективность воспитательных дел и
мероприятий 12.10. Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
13. Умения морально-волевой саморегуляции | ||
13.1. Умение быть всегда терпеливым 13.2. Умение
всегда владеть собой в любой
ситуации 13.3. Умение всегда
управлять своими эмоциями 13.4. Умение постоянно
контролировать себя 13.5. Умение быть
деликатным и предупредительным
в отношении с детьми 13.6. Умение владеть своим настроением 13.7. Умение бороться с несправедливостью, нелестными
поступками 13.8. Умение проявлять
к себе повышенную 13.9. Умение поступиться
своими интересами, потребностями ради
других людей 13.10. Умение правильно
воспринимать и учитывать критику 13.11. Умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 | |
14. Умения педагогической техники | ||
14.1. Умение анализировать ситуацию с
и принимать решения в его пользу 14.2. Умение
предъявлять разумные
и обеспечивать условия их осуществления 14.3. Умение заинтересовать,
вдохновлять 14.4. Умение стимулировать положительные проявления в
поступках ученика 14.5. Умение применять поощрение и наказание в их разумном
сочетании 14.6. Умение правильного
речевого дыхания и артикуляции 14.7. Умение владеть голосом, придавать ему различные инто-
нации 14.8. Умение владеть мимикой, жестами, придавать своему
лицу необходимое выражение 14.9. Умение транслировать собственную расположенность к
детям, дружественность 14.10. Умение создавать обстановку комфортности своим
ученикам 14.11. Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
15. Прикладные умения | ||
15.1. Умения художественного творчества: пение, танец,
рисование, вязание, фотографирование,
киносъемка 15.2. Умение технического творчества: конструирование и
моделирование, радиотехника 15.3. Умение сельскохозяйственного опытничества: садовод-
ство, птицеводство, растениеводство,
пчеловодство и т. д. 15.4. Спортивные
умения (по видам спорта) 15.5. Военно-прикладные умения: вождение автомобиля, мото- цикла, стрельба и т. д. |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 | |
16. Творческие умения | ||
16.1. Умение самостоятельно, оригинально осмысливать педа-
гогические задачи 16.2. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию ученика (ставить перед ним творческую цель, побуждать к ее решению
и т. д.) 16.3. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе
ситуации реальной
общественные дела, побуждать их к жизнетворчеству 16.4. Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы приёмы обучения и воспитания, отличные от традицион- ных. |
5 4 3 2 1 5 4 3 2
1 5 4 3 2
1 5 4 3 2 1 |
После того как вы ознакомитесь и заполните карту, суммируйте полученные данные по каждому отдельному компоненту (1-4) и разделите на количество оценок (5). Полученный результат позволит вам определить уровень педагогической культуры.
Приложение
5
ТЕСТ
ГОТОВНОСТИ К
САМОРАЗВИТИЮ
Инструкция: ответьте знаком «+» свое согласие с утверждением и знаком
« - » - несогласие.
Обработка результатов:
Ключ: Х = 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12 – « + ».
У = 2, 5, 6, 11, 13, 14 – « - ».
Постройте
график и найдите точку своих
результатов в одном из
А – могу совершенствоваться, но не хочу о себе знать.
Б – я не хочу знать о себе, не хочу изменяться.
В – хочу знать о себе и могу изменяться.
Г –
хочу знать о себе, но не могу себя
изменить.
Приложение 6
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
№№ | Параметры сравнения | Воспитательная
Система |
Дидактическая
Система |
1. | Цели деятельности | ||
2. | Субъекты деятельности | ||
3. | Содержание
деятельности,
характеристика системы общения и отношений. |
||
4. | Условия организации
деятель-
Ности |
||
5. | Финансово- материальная база | ||
6. | Управленческий комплекс | ||
7. | Связи с социумом | ||
8. | Критерии результативности
Системы |
Приложение 7
МОДЕЛЬ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Деятель-
ность учителя |
Деятель-ность ученика | Учебная ситуация | Цель | Учебные задания | Содержа-
ние |
Мето-ды | Сред-ства | Фор-мы |