Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель практики создание условий для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Программа педагогической практики студентов рассматривается нами как модель формирования профессионально-педагогической культуры (См. приложение 2) и рассчитана на 5 лет. Она включает в себя логически взаимосвязанные задачи формирования педагогической культуры будущих учителей, которые в течение каждого года последовательно рассматриваются и решаются в системе «кафедра – факультет – университет - социум». Принципиально общим в содержании программы практики для всех уровней ее реализации является то, что вопросы формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На кафедральном уровне проблема формирования профессионально-педагогической культуры студентов рассматривается в организационном и научно-методическом плане. Реализация идеи индивидуализации и дифференциации в процессе формирования профессионально-педагогической культуры студентов предполагает использование такой формы организации преподавания, как психолого-педагогический практикум. На факультетском уровне предполагается создание среды для утверждения норм и направленности педагогического процесса в освоении аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов профессионально-педагогической культуры. С этой целью используем такие формы работы как научно- исследовательские группы студентов, педагогический отряд. На университетском уровне организуем конкурс педагогической профессии, педагогическую олимпиаду, научно-практическую конференцию студентов, в ходе проведения которых воплощаются в жизнь требования к процессу формирования профессионально-педагогической культуры.

Файлы: 1 файл

prproizvprakt.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

ЗАМ. ДИРЕКТОРА___________________________________________________________

ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ___________________

КЛАССНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ ________________________________________________

УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКИ ___________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛИ  ПРАКТИКИ:

ГРУППОВОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ________________________________________________

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

        КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ  ___________________________________

        КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ___________________________________

        СПЕЦКАФЕДР ______________________________________________

     В информационном разделе помещаются:

  1. список учащихся,
  2. расписание уроков,
  3. расписание звонков.
 

РАЗДЕЛ II:  «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

                     ПРАКТИКЕ» 

     Во  втором разделе студент записывает проделанную в школе работу.

     С целью эффективной организации педагогической практики студент составляет индивидуальный план работы в образовательном учреждении с учётом содержания и сроков педагогической практики. В плане работы рекомендуется отразить:

  • участие в установочной и итоговой конференциях по практике ;
  • консультативную помощь методистов;
  • ежедневную деятельность в образовательном учреждении;
  • деятельность по выполнению психолого-педагогического практикума.
 

 Планирование  и учет работы можно записать  по схеме: 

      №№ п/п Содержание  работы Время проведения Отметка классного

    руководителя  о вы-

    полнении

           
 

РАЗДЕЛ  II:      «АНАЛИТИЧЕСКИЙ»

     В третьем разделе дневника:

1) записываются материалы ознакомления студентов с образовательным учреждением: беседа с директором школы, его заместитeлeм, классным руководитeлем, yчитeлями, классом, отдельными учащимися, наблюдения уроков и внеклассной воспитательной работы и их анализ;

2) фиксируются  выполнение учебных заданий, предусмотренных программой педагогической практики (см. раздел II программы). 

II.      Рекомендации по cоставлению конспектов учебных заданий.

     В ходе педагогической практики студент  самостоятельно выполняет учебные  задания, при необходимости обращается за консультацией к методисту по педагогике и оформляет конспекты в соответствии с приложениями 5 – 15.   
 
 

III.    Рекомендации по оформлению диагностической карты уровня

          сформированности профессионально-педагогической культуры.

     Студент в ходе педагогической практики с  1 по 5 курс проводит самоанализ формирования профессионально-педагогической культуры. Для этого необходимо:

  1. заполнить диагностическую карту индивидуально в соответствии с инструкцией (см. приложение 4);
  2. обработать полученные результаты;
  3. сделать выводы о динамике формирования собственной профессионально- педагогической культуры. 
 

IV.     Рекомендации по подготовке отчёта о результатах выполнения

          психолого-педагогического практикума.

     В период педагогической практики в образовательных  учреждения

студент выполняет  систему учебных заданий психолого-педагогического практикума под руководством преподавателя педагогики в соответствии с учебной программой курса «Педагогика». Образец оформления отчёта о результатах выполнения психолого-педагогического практикума студент согласовывает с ведущим преподавателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4 
 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

     Для определения уровня педагогической культуры Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская разработали диагностическую карту, состоящую их 116 характеристик (см. таблицу 5.1.). При её заполнении нужно обвести соответствующий балл кружком, исходя из следующих критериев ( в баллах):

     5 – качество проявляется постоянно  и зримо;

     4 – качество проявляется в большинстве  случаев;

     3 – может проявляться и не проявляться;

     2 – проявляется эпизодично;

     1 – качество не проявляется  совсем.

     Результаты  диагностики обрабатываются и дают объективную характеристику учителя или студента.                                             

Таблица 4.1. 

     
    Свойства  личности
     
    Шкала оценок
     
    1
     
    2
     
    1. Активная педагогическая  позиция
     
     
    1.1. Вера в воспитание, убежденность  в общественной   

           значимости и правильности выбора профессии,

           сформированность системы педагогических принципов

           и гуманистических ценностей ориентации на работу

           с детьми. 
     

    1.2. Активность  в защите интересов детей и оказание

           помощи им. 
     

    1.3. Способность  самостоятельно принимать решения

           в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни

          детей и нести за них ответственность. 
     
     
     
     
     

     
     
     
     
    5 4 3 2 1  
     
     
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1

     
    2. Профессионально-педагогическая направленность личности
     
     
    2.1. Интерес к профессии учителя,  потребность в работе с детьми   

    2.2. Убежденность  в необходимости передавать детям социальный опыт 

    2.3. Отношение  к ребенку как главной ценности 

    2.4. Потребность  в достижении воспитательных целей 

    2.5. Стремление  быть эталоном человека культуры, мерилом добра и гуманности 

    2.6. Социальная  активность, гражданственность

     
     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1

     
    3. Отношение к педагогическому  труду
     
    3.1. Отношение к педагогическому  труду как главному 

    смыслу жизни 

    3.2. Добросовестное, ответственное отношение к труду 

    3.3. Способность  к самоотдаче в педагогической  работе 

    3.4. Увлеченность  и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью 
     
     
     
     

     
     
     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1

     
    4. Интересы и духовные  потребности
     
    4.1. Познавательная активность 
      1.  Разносторонность интересов и духовных потребностей
     

          (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д.,

         

          потребность в постоянном общении с детьми) 

    4.3. Потребность  в красоте 

    4.4. Автономия  внутреннего мира, цельность 
     
     
     
     
     

     
     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

    5. Профессионально-нравственные  качества
    5.1. Милосердие, доброта в отношении  к детям 

    5.2. Способность  к состраданию, сопереживанию 

    5.3. Готовность  оказывать помощь детям и взрослым 

    5.4. Стремление  защищать и охранять детство 

    5.5. Понимание  ценности человеческой жизни 

    5.6. Общительность 

    5.7. Справедливость 

    5.8. Требовательность 

    5.9. Принципиальность 

    5.10. Объективность

     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1

     
    1. Личностно-педагогическая саморегуляция
     
    6.1. Самоконтроль, самодисциплина 
     

    6.2. Самокритичность 
     

    6.3. Самоограничение 
     

    6.4. Оптимизм, чувство юмора, хорошее настроение 
     

    6.5. Педагогический  такт, выдержка, терпение 
     

    6.6. Культура  внешнего вида 
     

    6.7. Профессионально-педагогическое самосовершенствова- 

           ние и самовоспитание 
     

      1.  Культура поведения
     
     
     
     
     
    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     
     
     

    5 4 3 2 1

    7. Профессиональные  знания.
    7.1. Методологические (знание общих принципов изучения

           педагогических явлений, закономерностей социализации

            обучения и воспитания) 

    7.2. Теоретические  (знание целей, принципов, содержания,

            методов и форм педагогической деятельности и законно-

            мерностей формирования и развития личности ребенка) 

    7.3. Методические (знание основ и приемов обучения и вос-

            питания) 

    7.4. Технологические (знание способов и приёмов обучения и

           воспитания)

     
     
     
    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1

    8. Информационные умения
     
    8.1. Умение отобрать содержание необходимой информации 

    8.2. Умение творчески переработать необходимую информа- 

           цию 

    8.3. Умение выразительно  показать собственные чувства и от-

           ношение к тому, о чем идет речь 

    8.4. Умение излагать  материал логично, доступно, образно,

           выразительно 

    8.5. Умение вызывать  интерес слушателей к излагаемой  ин-

           формации 

    8.6. Умение выделить главное 

    8.7. Умение излагать материал проблемно 

    8.9. Умение сочетать изложение информации с руководством

           познавательной деятельности слушающих по ее усвоению

     
     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1

    9. Умение определять  конкретные учебно-воспитательные  задачи исходя  из

    общей цели воспитания с  учетом:

     
    9.1. возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 

    9.2. уровня воспитанности  коллектива и отдельных учащихся; 

    9.3. конкретной  социально-педагогической ситуации, сложив- 

           шейся в коллективе; 

    9.4. условий семейного воспитания; 

    9.5. Умение проектировать  конечный результат учебно-воспи-

           тательной работы на полугодие, год 

    9.6. Умение определять  способы его достижения 

    9.7. Умение планировать этапы и средства педагогической

          деятельности по достижению конечного результата 

    9.8. Умение планировать индивидуальную работу с отдель-

           ными учащимися в коллективе 

    9.9. Умение планировать дифференцированный подход к

           учащимся

     
     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1

    10. Организаторские  умения
     
    10.1. Умение  организовать самого себя 

    10.2. Умение организовать  отдельные виды учебно-воспита-

             тельной работы 

    10.3. Умение организовать жизнедеятельность детей 

    10.4. Умение организовать  работу с родителями 

    10.5. Умение организовать  свой труд и труд детей в соответ-

             ствии с основными принципами НОТ 

    10.6. Умение координировать свою деятельность с деятель-

             ностью учителей-предметников, классных руководителей,

            воспитателей, администрации 

     
     
    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1

     
    11. Коммуникативные  умения
     
    11.1. Умение  конструировать предстоящее общение с детьми 

    11.2. Умение сотрудничать  с детьми, вступать в деловой  контакт с отдельными учащимися  и группами 

     

    11.3.     Умение вызывать доверие у учащихся, формировать

                 чувство сопереживания и сопричастности в современ-

                 ной  деятельности 

    11.4.    Умение создавать зону успеха каждому у учащемуся 

    11.5.    Умение слушать ребенка 

    11.6.    Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимо-

                действию 

    11.7.    Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка 

    11.8.   Умение целенаправленно влиять на ребенка 

    11.9.   Умение  управлять инициативой в общении 

    11.10. Умение выявить  свой индивидуаотный стиль в общении 

    11.11. Умение организовать  общение не «от себя», а «от детей»

     
    5 4 3 2 1  
     

              5  4 3 2 1  
       
       

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1

    12. Умение анализа  и самоанализа
     
    12.1.   Умение изучать коллектив и личность 

    12.2.   Умение осуществлять диагностику состояния воспи-

               танности учащихся 

    12.3.   Умение анализировать конкретные педагогические

               ситуации 

    12.4.   Умения верно оценивать деятельность учеников 

    12.5.   Умение подходить с педагогических позиций к анализу

               явлений школьной жизни 

    12.6.   Умение анализировать полученные результаты в сопо-

               ставлении с исходными данными 

    12.7.   Умение анализировать опыт других учитeлeй с

              целью общения и переноса эффективных форм, методов

               и приемов в практику своей работы . 

    12.8.   Умение на основе анализа достигнутых результатов

               выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи 

    12.9.  Умение выявлять эффективность воспитательных дел и

               мероприятий 

    12.10. Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей

               деятельности

     
     
    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1

    13.  Умения морально-волевой  саморегуляции
     
    13.1.  Умение  быть всегда терпеливым 

    13.2.  Умение  всегда владеть собой в любой  ситуации 

    13.3. Умение всегда  управлять своими эмоциями 

    13.4. Умение постоянно  контролировать себя 

    13.5. Умение быть  деликатным и предупредительным в отношении с детьми 

    13.6. Умение владеть  своим настроением

    13.7. Умение бороться  с несправедливостью, нелестными

             поступками 

    13.8. Умение проявлять  к себе повышенную требовательность 

    13.9. Умение поступиться своими интересами, потребностями ради других людей 

    13.10. Умение правильно  воспринимать и учитывать критику 

    13.11. Умение быть  корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией

     
    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  

     
    14. Умения педагогической  техники
     
    14.1. Умение  анализировать ситуацию с позиции ученика

             и принимать решения в его пользу 

    14.2. Умение  предъявлять разумные требования к ученику

             и обеспечивать условия их осуществления 

    14.3. Умение заинтересовать, вдохновлять 

    14.4. Умение стимулировать  положительные проявления в

             поступках ученика 

    14.5. Умение применять  поощрение и наказание в их разумном

             сочетании 

    14.6. Умение правильного  речевого дыхания и артикуляции 

    14.7. Умение владеть  голосом, придавать ему различные инто- 

             нации 

    14.8. Умение владеть  мимикой, жестами, придавать своему

             лицу необходимое выражение 

    14.9. Умение транслировать  собственную расположенность к

             детям, дружественность 

    14.10. Умение создавать  обстановку комфортности своим

               ученикам 

    14.11. Умение правильно  воспринимать те процессы, которые

               происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка

     
    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1

    15.  Прикладные умения
     
    15.1. Умения  художественного творчества: пение, танец,

            рисование, вязание, фотографирование, киносъемка 

    15.2. Умение  технического творчества: конструирование и

           моделирование, радиотехника 

    15.3. Умение сельскохозяйственного опытничества:  садовод-

             ство, птицеводство, растениеводство, пчеловодство и т. д. 

    15.4. Спортивные  умения (по видам спорта) 

    15.5. Военно-прикладные  умения: вождение автомобиля, мото-

             цикла, стрельба и т. д.

     
    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     

    5 4 3 2 1

    16. Творческие умения
     
    16.1. Умение  самостоятельно, оригинально осмысливать  педа-

             гогические задачи 

    16.2. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе

             ситуации, способствующие развитию ученика (ставить

             перед ним творческую цель, побуждать к ее решению

             и т. д.) 

    16.3. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе

             ситуации реальной ответственности ученика за учебу,  

             общественные дела, побуждать их к жизнетворчеству 

    16.4. Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы

             приёмы обучения и воспитания, отличные от традицион-

             ных.

     
     
    5 4 3 2 1  
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     
     
     

    5 4 3 2 1  
     
     
     
     

    5 4 3 2 1

 

     После того как вы ознакомитесь и заполните карту, суммируйте полученные данные по каждому отдельному компоненту (1-4) и разделите на количество оценок (5). Полученный результат позволит вам определить уровень педагогической культуры.

  1. 4-5 – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты педагогической культуры и ярко выражена потребность в дальнейшем  её совершенствовании.
  2. 2,5-4 – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов педагогической культуры и недостаточная сформированность других.
  3. 1-2,5 – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов педагогической культуры, а также потребность в их формировании, в профессиональном совершенствовании.
 

Приложение 5 

ТЕСТ  ГОТОВНОСТИ  К  САМОРАЗВИТИЮ 

Инструкция: ответьте знаком «+» свое согласие с утверждением и знаком

« - » - несогласие.

  1. У меня  появилось желание больше узнать о себе.
  2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.
  3. Я уверен в своих силах.
  4. Я верю, что все задуманное мною осуществится.
  5. У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.
  6. В своих планах я чаще всего надеюсь на удачу, чем на себя.
  7. Я хочу лучше и эффективней работать.
  8. Когда нужно, я могу заставить изменить себя.
  9. Мои неудачи связаны в основном с неумением что-то делать.
  10. Меня интересует мнение других о моих качествах и возможностях.
  11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.
  12. В любом деле я не боюсь неудач и трудностей.
  13. Мои способности и умения соответствуют требованиям моей профессии.
  14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я хочу что-то сделать.
 

Обработка результатов:

Ключ:  Х  =   1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12 – « + ».

             У  =  2, 5, 6, 11, 13, 14 – « - ».

 Постройте  график и найдите точку своих  результатов в одном из секторов  А, Б, В, Г.

А –  могу совершенствоваться, но не хочу о  себе знать.

Б –  я не хочу знать о себе, не хочу изменяться.

В –  хочу знать о себе и могу изменяться.

Г –  хочу знать о себе, но не могу себя изменить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 6

ХАРАКТЕРИСТИКА  СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

    №№ Параметры сравнения Воспитательная

    Система

    Дидактическая

    Система

    1.   Цели деятельности    
    2. Субъекты деятельности    
    3.  Содержание  деятельности, 

     характеристика  системы

     общения и   отношений.

       
    4. Условия организации  деятель-

     Ности

       
    5. Финансово- материальная база    
    6. Управленческий  комплекс    
    7.  Связи с социумом    
    8. Критерии результативности

     Системы

       
 
 
 
 
 

 

    Приложение 7

МОДЕЛЬ  ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА 
 

Деятель-

ность

учителя

Деятель-ность  ученика Учебная ситуация Цель Учебные задания Содержа-

ние

Мето-ды Сред-ства Фор-мы
                 

Информация о работе Физическая культура