Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения рисованию на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-
педагогической литературе;
2) Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
3) Выявить влияние нетрадиционных методов и приемов обучения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного
творчества………………………………………………………………………7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного
творчества …………………………………………………………………….…9
1.3.Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как
средство развития творческих способностей ……………………………….19
1.4.Нетрадиционные методы и приемы в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста ………………………………………………...22
2. ЭМПРИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Описание методик экспериментального исследования…………………...30
2.2. Ход экспериментально-исследовательской работы ………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………... 43
Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск смятой бумагой
Материалы:
блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Материалы:
восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Материалы:
свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить другой цвет, берется другой тампон и трафарет.
Монотопия предметная
Материалы:
плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения:
ребенок складывает листок бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
«Знакомая форма – новый образ»
Материалы:
простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения:
ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его в во что – то другое путем дорисования и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура , к стене ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
Черно – белый граттаж
Материалы:
полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения:
ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывают рисунок.
Кляксокрафия обычная
Материалы:
бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения:
ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Материалы:
бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см).
Способ получения изображения:
ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Материалы:
бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.
Тиснение
Материалы:
тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения:
ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целеобразно использовать шаблон из картона. Затем рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Материалы:
цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения:
ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной жидким мылом. Далее возможно дорисовывание недостаюших деталей гуашью.
Рисование ножкой
Материалы:
Широкий контейнер с гуашью, плотная бумага, листы большого формата.
Способ получения изображения:
Ребенок опускает в гуашь ступню и делее отпечаток на бумаге. Рисуют левой и правой ногами. После работы гуашь смывается.
Рисование «по – сырому»
Материалы:
Баночки с водой, поролон или широкая кисть для смачивания листа, кисти для рисования акварелью, краски, листы плотной бумаги.
Способ получения изображения:
Листы бумаги сначала смачиваются при помощи широкой кисти или поролонового тампона. Затем ребенок наносит изображение красками с учетом того, что линии получаются размытыми.
Рисование пальчиками (размазывание)
Материалы:
баночки с водой, поролон или широкая кисть для смачивания листа, кисти для рисования акварелью, краски, листы плотной бумаги.
Способ получения изображения:
ребенок опускает пальчик либо в краску, либо на нанесенное на бумагу изображение и производит размазывающие движения. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
….
Материалы:
тонкая кисть, гуашь или акварель, баночки с водой, листы бумаги.
Способ получения изображения:
ребенок рисует изображение, но закрашивают его путем нанесения мелких точек, т.е. получается мозаичное изображение.
Простой карандаш + ластик
Материалы:
простой карандаш, ластик, лист бумаги.
Способ получения изображения:
сначала лист заштриховывается простым карандашом. Затем создается изображение путем стирания (светлые элементы) и более темного штрихования (темные элементы).
Рисование ватным тампоном
Материалы:
ватные палочки, краски – гуашь или акварель, баночки с водой, листы бумаги.
Способ получения изображения:
ребенок опускает ватную палочку в краску и наносит штрихи и точки на листок. При смене цвета необходимо взять другую палочку.
Ладонь – трафарет
Материалы:
простой или цветные карандаши, краски или фломастеры по желанию.
Способ получения изображения:
в зависимости от задуманного изображения ребенок по – разному прикладывает ладонь к листку, обводит ее (или часть ладони), затем дорисовывает необходимые детали, раскрашивает.
Штриховка. Завитки
Материалы:
карандаши, фломастеры или гелевые ручки. Лист бумаги.
Способ получения изображения:
ребенок намечает контуры изображения и раскрашивает его, заштриховывая мелкими штрихами по кругу, волнообразно или вертикально. Тоже с завитками. Цвет и толщину штриха/завитка ребенок выбирает в соответствии с замыслом. Для выразительности изображения штрихи не должны превышать 1 см. Такой способ подходит для рисования животных, травы, цветов и т.д.
Рисование мыльными пузырями
Материалы:
мыльные пузыри, трубочки, кисточки, краски, баночка с водой, лист бумаги.
Способ получения изображения:
мыльные пузыри окрашиваются в нужный цвет красками. Ребенок выпускает пузыри на листок. Оставшийся отпечаток дорисовывает кистью до необходимого образа. Изображение получается воздушным, полупрозрачным. Для изменения цвета необходимо использовать другие мыльные пузыри.
Пластилиновая живопись
Материалы:
лист картона, карандаши, пластилин, стека, зубочистка.
Способ получения изображения:
ребенок карандашом рисует контурное изображение, а затем раскрашивает его с помощью пластилина: маленький кусочек нужного цвета кладется на изображение и размазывается в пределах контура. Можно использовать стеки и острые палочки для прорисовывания деталей.
Скатывание бумаги
Материалы:
салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, картон для основы.
Способ получения изображения:
ребенок мнет в руках бумагу, скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть от маленького (ягодка) до большого (ком для снеговика). после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Кляксография с ниточкой
Материалы:
Бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, нитка средней толщины.
Способ получения изображения:
Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает и вытягивает нитку. Недостающие детали дорисовываются.
2
2
2
Информация о работе Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста