Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

Методики диагностики самосознания детей.

Файлы: 1 файл

2. Самосознание. Методики.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

Практическое  занятие по курсу

«Психология дошкольного  возраста»

 

Тема 2. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

(23.10.2012; 24.10.12)

 

Методики диагностики  самосознания детей

 

1. Представления ребенка о себе можно исследовать с помощью методики Е.З.Басиной, в которой ребенку предлагают ответить на пять вопросов.

1. Что ты больше всего  на  свете  любишь?  Что  вообще  ты любишь, что тебе нравится?

2. Что ты больше всего на  свете  не  любишь?  Чего  ты  не любишь, что тебе не  нравится?

3. Представь себе человека, который бы тебе так  нравился, что ты хотел бы быть таким как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек?  Каким бы ты хотел быть?  На кого бы ты хотел быть похож?

4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть на него похож. Какой это человек?  Каким бы ты не хотел быть?  На кого бы ты не хотел быть похож?

5. Что ты можешь рассказать о себе?  Какой ты  сам?  

Анализ ответов ребенка  позволяет выявить:

- широту представлений о себе (по количеству названных качеств);

- дифференцированность  представлений о себе (называние качеств, характеризующих ребенка в  различных видах деятельности и в различных ситуациях);

- уровень  осознанности и  критичности суждений о себе,

- соотношение реальных и идеальных представлений ребенка о себе.

 

В процессе развития у ребенка формируется  не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального Я - "какой я есть"), но также и представления о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие  (образ идеального Я - "каким бы я хотел быть").  Совпадение реального Я с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

 

2 Отношение к себе (самооценку) ребенка можно исследовать с помощью методики, которая известна в детской психологии как тест «Лесенка».

 

ТЕСТ "ЛЕСЕНКА"

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: "Если всех детей рассадить на этой  лестнице, то  на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные  -  чем  выше,  тем  лучше  (показывают:  "хорошие",  "очень хорошие",  "самые  хорошие").  А  на  трех  нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже,  тем хуже ( "плохие",  "очень плохие",  "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни, почему".

В процессе  обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: "Почему ты себя сюда поставил?  Ты  всегда такой?" и т.д.

Для детей дошкольного  возраста свойственна завышенная самооценка: они не  видят своих  ошибок,  не могут правильно оценить себя,  свои поступки  и  действия.  На  седьмом году жизни появляются зачатки РЕФЛЕКСИИ - способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7-летнего возраста уже становится более реалистичной, в привычных ситуациях  и  привычных  видах  деятельности приближается к адекватной. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать  свои  действия – основа формирования самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Оценка  результатов

Оценка результатов  теста проводится по трем параметрам.

I. Характер самооценки (определяется по номеру ступеньки, на которую ставит себя ребенок, № 1 - верхняя ступенька, № 7 - нижняя ступенька):

Номер ступеньки                                                                                                 Балл

№ 2, 3                                                                                                              3

№ 1                                                                                                                  2

№ 4                                                                                                                 1

№ 5, 6, 7                                                                                                          0

II. Аргументированность выбора:

Ответы  и объяснения ребенка                                                                           Балл

1.Объясняет свой выбор, приводит примеры, ссылается                                                  2

на  свои  действия  и  поступки  в  различны  ситуациях,

пытается объяснить  причину  своих  ошибок  и  неудач

("Я  читаю   еще  не  очень  хорошо,  длинные  слова  не

получаются,  скоро  пойду  в  школу  и  научусь",  "Вчера

Сережа  меня  поборол,  это потому,  что  у  меня  нога

болела,  но я все равно сильнее его"

 

2.Дает объяснения общего характера                                                                                   1

("Я, конечно, хороший,  но иногда ленюсь")

 

3.Не может объяснить свой выбор                                                                                       0

 

III. Уверенность  в выборе:

1.В выборе уверен                                                                                                                  1

2.В выборе не уверен                                                                                                             0

Если ребенок  отказывается выполнять задание, или  не понимает инструкцию (действует  наобум), за выполнение теста выставляется оценка "0".

ПОКАЗАТЕЛЬ  уровня развития отношения к себе (самооценки) - сумма баллов по трем выделенным параметрам.

Нормативная шкала

Отношение к себе (Самооценка)

6

4

высокий

5

3

выше среднего

4-3

2

средний

2

1

ниже среднего

0-1

0

низкий


 

 

 

Бланк для теста  «Лесенка»

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИОМЕТРИЯ (детский вариант) Методика используется для оценки отношений ребенка с детьми в группе детского сада.

В процессе обследования с каждым ребенком беседуют  индивидуально в отдельной комнате,  после тестирования ребенок не должен встречаться с теми детьми,  которые в нем не  участвовали.  Например,  ответив  на вопросы,  ребенок  уходит на прогулку,  в это время приглашают другого ребенка и беседуют с ним.

Ребенку дают  три картинки и спрашивают,  кому из детей группы он хотел бы их подарить:  "Подумай,  кому из  ребят  ты  хочешь  подарить картинки, и положи их им в шкафчики. Но держи в тайне, кому ты положил картинки". Картинки для  проведения  теста нужно приготовить заранее.

Выборы ребенка  фиксируются. После тестирования всей  группы заполняется  социоматрица  и  подсчитывается  количество  выборов  для каждого  ребенка.  В   социоматрице   по   вертикали   и   горизонтали записываются  по  алфавиту  фамилии  всех  детей группы.  По вертикали располагаются фамилии детей, которые делали выбор,по горизонтали - тех, которых выбирали. На соответствующих пересечениях ставится знак "+".

ПОКАЗАТЕЛЬ  особенностей отношений ребенка  с другими детьми (ОД) - сумма положительных  выборов в группе.

Для проведения консультации с родителями и заполнения характеристики результаты социометрии необходимо дополнить данными наблюдений за поведением ребенка и его взаимоотношениями с другими детьми.

 

 

Социоматрица

№ п/п

Фамилия, имя

                            Кого выбирают

Кто выбирает

1.

2.

3.

4.

5.

20

Асина Аня

Бовин Саша

Губина Оля

Кокин Женя

Минаева Таня

….

Ясина Катя

1.

Асина Аня

 

+

 

+

 

+

2.

Бовин Саша

+

   

+

+

 

3.

Губина Оля

 

+

 

+

 

+

4.

Кокин Женя

         

 

5.

Минаева Таня

         

 

         

 

20

Ясина Катя

+

 

+

+

 

 

Количество  выборов

2

2

1

4

1

2


 

4. Оценка родителями (воспитателем) отношения ребенка к сверстникам

Если отмеченная особенность поведения  свойственна ребенку, соответствующее  утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов.

1. Старается устраниться от активного  участия в игре.

2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.

3. Никогда не делится с другими  детьми игрушками и сладостями.

4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

5. Соглашается на второстепенные  роли, никогда не высказывает 

   желания быть главным в игре.

6. У него нет друзей ни в  детском саду, ни во дворе.

7. Избегает общения с другими  детьми.

8. В игре всегда стремится  получить значимую роль, если  не  

   получает, отказывается играть.

9. Не проявляет интереса к  коллективным играм, играет один.

10.Часто жалуется взрослым, что  его обижают другие дети.

 

Оценка результатов

10 - 9 баллов  - у ребенка серьезные  трудности в общении,  

(низкий)         которые могут осложнить процесс социальной

                 адаптации к школе и негативно  сказаться на

                 успешности школьного обучения

8 – 7 баллов     трудности  в общении значительно выражены,

(ниже среднего)  связанны с негативным отношением к

                 другим детям, они обязательно  проявятся в 

                 отношениях с одноклассниками в школе;

  1. – 4 балла  - трудности  обусловлены неумением

(средний)       устанавливать контакты со сверстниками чаще

                всего из-за недостаточного опыта  общения 

                и/или неуверенности в себе;

3 – 2 балла   - трудности в общении ситуативны и/или

(выше среднего) обусловлены некоторыми индивидуальными

               особенностями ребенка, которые,  как правило, 

               корректируются под влиянием  детского 

               коллектива.

1 – 0 баллов   трудностей в общении практически нет, легко

(высокий)      устанавливает контакты со сверстниками и

               взаимодействует сними.

 

 

 

Стратегия позитивного  оценивания ребенка включает  следующие этапы:  

1. Положительная  оценка  ребенка   как   личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения ("Я знаю, ты очень старался," "Ты умный мальчик"). 

Информация о работе Развитие самосознания в дошкольном возрасте