Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:16, контрольная работа
Эволюция аппликации. Последовательность работы над аппликацией. Задачи обучения аппликации.
1. Введение 3
2. Аппликация – древнее искусство 4
3. Технология работы 6
4. Использование аппликации в детском саду 8
5. Список используемой литературы 12
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования Удмуртской Республики
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
Контрольная работа по «Практикум по ручному художественному труду и конструированию»
Тема «Аппликация - древнее искусство»
«Использование аппликации в детском саду»
Специальность: «Дошкольное образование»
Выполнила: студентка 4 курса 34 А группа
Боталова Венера Ринатовна
Руководитель: Баранова Л.И
Ижевск, 2012
Содержание.
1. Введение
2. Аппликация – древнее искусство
3. Технология работы
4. Использование аппликации в детском саду 8
5. Список используемой литературы
Введение
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась
необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Кого и что изображали люди в аппликации?
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат, атлас, шелк.
С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.
Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты - вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш: кто из вас не вырезал снежинки к новогоднему празднику?
Итак, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Что же означает это слово?
В переводе с латинского аппликация значит прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы, подчас самые неожиданные: различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, соломка, высушенные растения, дерево и другие природные
материалы.
Аппликация-древнее искусство
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликации разных времен и народов.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов – это вырезки из кожи, украшающие седла. Произведенные раскопки пяти курганов- могил вождей племен – обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья. Вся верхняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колода были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре площадью около 30 кв. м из войлока нашиты цветные аппликации – орнаментальные полосы.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника – караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков- гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.
Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI в. В Италии и Испании в церковном одеянии. Аппликации характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цвета. Например, герб с изображением скрещивающихся ключей вышит аппликацией по красному бархату желтым шелковым атласом (Германия, XVII в.); чехол для кресла вышит аппликацией по вишневому бархату желтой шелковой тканью (Франция, XVII в.); изображения святого Лаврентия вышито аппликацией по красному бархату желтой тканью с зеленым контуром (Италия, XVII в.)
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности, еще в VI в. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь появилось и само название силуэт.
Технология работы
Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.
Прежде чем приступить к работе, надо сделать эскиз общего вида вещи, установить размер аппликации, где и как она будет располагаться. Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, предметы декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшать или увеличивать иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунок по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, на листе бумаги, где должен быть увеличенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большого размера, на них и переносят рисунок. Элементы аппликации – цветы, деревья, птицы, звери- должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.
Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля правильного расположения элементов аппликации. Заготовленные из бумаги элементы аппликации надо вырезать из соответствующих кусочков ткани. Для этого бумажные выкройки накладывают на материю, прикрепляют к ней булавкой, а если фигура крупная и сложная, то приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, нужно обязательно по долевой нити, иначе они деформируются. Вырезанные фигуры раскладывают по фону в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур.
Закрепляется аппликация из ткани двумя способами: пришиванием и приклеиванием. Пришивать можно по-разному: все вырезанные формы приметывают на фоне. Если аппликация сложная, с большим количеством деталей, то приметывание надо делать по частям, по мере выполнения аппликации. Приметанные фигуры обшивают по краям простой катушечной ниткой, мелкими частыми стежками. Стежки нужно класть косые, тогда легче прихватываются выбившиеся из материала концы нити. Края аппликации можно обшить разными способами: шнуром подходящей толщины и цвета; цветной пряжей, швами «петельным», «тамбуром», «веревочкой»; гладью, на швейной машине.
Аппликация может быть плоскостной и рельефной. Чтобы получить рельефное изображение, под вырезанные фигуры подкладывают вату, тряпочки, поролон. Рельефная аппликация красива, но ее труднее чистить, стирать. Она деформируется от стирки и чистки.
Использование аппликации в детском саду
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
Формировать чувство формы, пропорций, композиции
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
- Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.
- Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
- Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
- Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полу объемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.
Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.