Труд детей в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно

Оглавление

1.Значение труда в детском саду…………………………………………………..3
2.Виды детского труда в детском саду……………………………………………5
3.Формы организации труда в детском саду……………………………………...6
4.Методика руководства трудовой деятельностью в детском саду…………….10
5.Анализ опыта работы по организации труда детей в детском саду…………..13

Файлы: 1 файл

контрольная ТРУД ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

План

1.Значение труда в детском  саду…………………………………………………..3

2.Виды детского труда в детском  саду……………………………………………5

3.Формы организации труда в  детском саду……………………………………...6

4.Методика руководства трудовой  деятельностью в детском саду…………….10

5.Анализ опыта работы по организации труда детей в детском саду…………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение труда в  детском саду.

 

   Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания А.С.Макаренко.

   Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

   Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.

   Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

   Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

   Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой_деятельности.  
        Воспитание у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. 
   В процессе труда дети практически познают  свойства окружающих вещей, наблюдают  за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь  с условиями их обитания. У них  развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством  умственного развития детей. 
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется  умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при  поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто  выстиранные кукольные вещи. 
Труд  закаливает детей физически, так  как многие его виды они выполняют  на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей. 
Особое  значение трудовая деятельность имеет  для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные  с сервировкой стола, помогая  готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для  других. Это формирует у них  готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять  посильные трудовые поручения, формирует  ответственное отношение к порученному  делу, старательность и исполнительность. 
Однако  содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность  отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает  значимые для человеческой жизни  ценностные_отношения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды детского труда  в детском саду.

 

Труд детей  в детском саду многообразен. Это  позволяет поддерживать у них  интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают  четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно –  бытовой труд, труд в природе и  ручной труд.  
Самообслуживание  направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться_как_обязанность. 
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим  в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению  с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен  на поддержание чистоты и порядка  в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в  групповой комнате или на участке  и по собственной инициативе устранять  его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. 
Труд  в природе предусматривает участие  детей в уходе за растениями и  животными, выращивание растений в  уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет  для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему  живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.  
 Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).  
В процессе труда дети знакомятся с простейшими  техническими приспособлениями, осваивают  навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. 
Дети  на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных  материалов: материал подвергается различным  превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. 
Дерево  можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они  приучаются сравнивать детали путем  наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. Д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

 

 

 

 

3.Формы организации труда  в детском саду.

 

Труд детей  в детском саду многообразен. Это  позволяет поддерживать у них  интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают  четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно –  бытовой труд, труд в природе и  ручной труд.  
Самообслуживание  направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. 
Хозяйственно  – бытовой труд дошкольников необходим  в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению  с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен  на поддержание чистоты и порядка  в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в  групповой комнате или на участке  и по собственной инициативе устранять  его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание_коллектива_и поэтому заключает в себе_большие возможности для воспитания_заботливого отношения к сверстникам. 
Труд  в природе предусматривает участие  детей в уходе за растениями и  животными, выращивание растений в  уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет  для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему  живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.  
 Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).  
В процессе труда дети знакомятся с простейшими  техническими приспособлениями, осваивают  навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам,_предметам труда,_орудиям. 
Дети  на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных  материалов: материал подвергается различным  превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. 
Дерево  можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они  приучаются сравнивать детали путем  наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

 

 

Организация труда детей старших групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Методика руководства  трудовой деятельностью в детском  саду.

 

Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах,раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждогоребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

 ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им какважная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае,если он видит необходимость дать последним возможность самимдовести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вамиуспели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.).Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.

Информация о работе Труд детей в детском саду