Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, реферат
Сегодня все более распространенными становятся «домашние» способы дошкольного воспитания детей. Родители нанимают нянь, или находят помощников по хозяйству – и тогда мама самостоятельно занимается со своим чадом. Если «семейная педагогика» – это сознательно принятое решение, а не вынужденная необходимость, то чаще всего родители руководствуются рядом стандартных аргументов. Но насколько эти аргументы значимы и что такого может дать детсад, чего не может дать семья?
Рисование и
музыка в детском саду
Рисование в
детском саду
Сегодня все
более распространенными
Не стоит косо
смотреть в сторону воспитателей,
подозревая их в плохом уходе за
ребенком. Адаптационный период неизбежен
– не в садике, так в школе.
Если ребенок проводил большую часть
времени дома – его организм не
приспособлен к различным переменам
в окружающей среде. И, соответственно,
попав в новую обстановку, он сталкивается
с целым рядом неизвестных инфекций и
вирусов. Если вы обеспечиваете должный
рацион ребенка, закаливаете его и поощряете
активную физическую деятельность – его
организм с легкостью справится со сложностями
адаптации. Еще одна причина отказа от
детского сада – боязнь, что ребенок получит
психологическую травму из-за разрыва
с родителями.
Срабатывает стереотипная
психология – в детском саду ребенок
научится «плохим словам» и обману. Однако
все это – нонсенс для нашего детского
сада. Только от родителей и от психологического
климата в семье зависит, как отреагирует
ребенок на подобное – отмахнется как
от неэффективного способа выражения
себя или начнет использовать сам. Сторонники
детских садов называют несколько преимуществ.
И наиболее весомым, на наш взгляд, является
то, что ребенок попадает в своеобразную
«школу общения» в коллективе. Человек
– не отдельное изолированное существо.
Мы живем в социуме, взаимодействуем с
ним, в разной мере подчиняемся (или же
создаем сами) правилам общества.
Ребенку, кроме
навыков чтения и письма, которыми
так любят хвастаться родители, необходим
один из важнейших навыков – навык
общаться с другими людьми. Не с
ласковыми любящими родителями, которые
редко в чем могут отказать – а с другими
детьми, у которых есть свои потребности,
желания и привычки. Так ребенок осваивает
азы психологии – в детском саду ему приходится
учиться взаимодействию. Ребенок постепенно
понимает, что желания каждого в коллективе
могут быть соотнесены, что требования
взрослых или системы иногда могут быть
весомее желаний. Саморегуляцию, вырабатываемую
в детском саду, психологи считают залогом
успешности вашего малыша в первых классах
школы.
И еще один неоспоримый плюс, которым обладает воспитание детей в детском саду - это отсутствие муштры. Сторонники семейного воспитания могут возразить – всему вышеперечисленному ребенок может научиться и в школе. Но только детсад предлагает ребенку тот вид деятельности, который является ведущим в этом возрасте – обучение через игру, – будь то детские спектакли, спортивные игры или рисование в детском саду. Многие родители стремятся предоставить своему ребенку самые лучшие возможности, выбирая различные садики с углубленными обучающими программами. Но можете быть уверены, отдавая ребенка в наш сад – даже образование в детском саду включает в себя все, что действительно необходимо вашему малышу
Рисование в
детском саду
ИЗО в детском
саду
Обязательной
составляющей обучения являются занятия
рисованием в детском саду. Даже если вы
уверены, что вашему ребенку вовсе не обязательно
становится вторым Рембрандтом – занятия
изо в детском саду должны быть обязательно,
ведь они выполняют целый ряд задач, необходимых
как при подготовке к школе, так и для эстетического
развития ребенка. Дети преддошкольного
возраста уже интересуются графической
деятельностью.
Малыш, которому
исполнился год с половиной, с
удовольствием наносит штрихи на
бумагу и все, что может быть использовано
в качестве холста. Но если в этом возрасте
ребенок воспринимает подобную деятельность
больше как забаву, игру с карандашом,
позволяющую выяснить свойства и возможности
этого инструмента – изо в детском саду
существенно углубляет восприятие ребенком
изобразительной деятельности. Рисование
в детском саду становится более целенаправленным
действием, затрагивающим многие аспекты
воспитания и образования ребенка. Во
первых – помимо уже знакомых карандашей,
дети осваивают различные техники рисования
в детском саду. С помощью красок ребенок
учится передаче формы и цвета предмета.
Усложнение техники рисования в детском
саду карандашом позволяет более детализировать
рисунки, научиться выделять части предмета.
Аппликация в
детском саду и другие техники
изобразительной деятельности также
решают различные педагогические задачи.
Изодеятельность в детском саду – это
следующий шаг ребенка в изучении окружающего
пространства. Чтобы рисунок был содержательным,
ребенок учится оценивать сравнительную
величину предметов, их положение относительно
друг друга. Помимо эстетического развития,
занятия рисованием в детском саду преследуют
целый ряд целей. Ребенок преддошкольного
возраста не знаком с правильными навыками
сидения за столом. Положение рук на столе,
ног под столом – все это непосредственно
влияет на физическое развитие ребенка.
Вымуштровать малыша сидеть правильно,
мотивируя это исключительно заботой
о физическом развитии, вам не удастся.
А так как рисование в детском саду подразумевает
сидение за столом – во время занятий
воспитатель естественным образом обучает
детей необходимым навыкам.
Необходимое условие
подготовки к школе – это развитие
внимания ребенка к словам воспитателя
или преподавателя. То же относится
и к вниманию. Занятия рисованием
в детском саду как нельзя лучше
позволяют воспитать это качество. Если
на занятиях изо в детском саду используется
наглядность – ребенок тренируется удерживать
внимание, при необходимости использовать
наглядный материал в работе. Усидчивость,
трудоспособность, настойчивость в достижении
результатов – все это вырабатывается
именно на занятиях изо в детском саду.
В первое время ребенку больше интересен
сам процесс рисования – изучая новые
материалы, новые инструменты для рисования,
различные техники рисования в детском
саду, он расширяет свой словарный запас
и кругозор. Позже ребенка начинает интересовать
и продукт деятельности – то есть сам
рисунок. На этом этапе занятия изо в детском
саду призваны обеспечить развитие таких
качеств, как оценка результатов деятельности,
качества выполнения проделанной работы.
Творчество в
детском саду
Кроме всего
вышеназванного, рисование в детском
саду играет весомую роль в социальной
адаптации малыша. На занятиях он учится
дружелюбию, тактичности и справедливости
в оценке рисунков других детей. Также
занятия изо в детском саду подразумевают
не только непосредственное рисование,
но и связанные с ними трудовые навыки.
Ребенок учится организовывать свое рабочее
место, убирать за собой после того, как
рисование в детском саду окончено. Одна
из главных задач воспитателя при этом
– не столько давать указания, сколько
провоцировать ребенка к самостоятельности
и инициативе. Избыток опеки не поможет
малышу вырасти самостоятельной личностью.
Так много удовольствия
детям рисование в детском
саду доставляет благодаря игровому
характеру занятий. Рисуются не только
отдельные предметы – на занятиях
изо в детском саду активизируются
воображение, выдумка малыша. Рисование
в детском саду – это не школьные
уроки, ограничивающие творческую фантазию
ребенка. На занятиях он выдумывает сюжет
рисунка, создает различных персонажей
и места действия. Формирование эстетического
отношения к реальности, эстетических
чувств – это одна из первоочередных задач,
которую должна выполнять изодеятельность
в детском саду.
Передача формы, окраски, строения предметов, их величины и положения в пространстве – все это содействует тому, что у ребенка развивается чувство цвета и формы. А это основные компоненты эстетического восприятия.
Музыка в детском
саду
Не только взрослые,
но и дети самых ранних возрастов
подвержены воздействию музыки. Даже
во время внутриутробного периода
ребенок воспринимает музыку, которую
слушает будущая мама. Научно доказанный
факт – самочувствие эмбриона зависит
от характера музыки, которую слушают
родители. Наверняка это влияние касается
и формирования вкусов и предпочтений
ребенка. Поэтому неудивительно, что музыка
в детском саду – обязательный элемент
занятий.
Музыкальное воспитание
в детском саду призвано решать несколько
основных задач. Во-первых, музыкальные
занятия в детском саду благотворно влияют
на развитие музыкальных и творческих
способностей детей. Музыкальная деятельность
может быть самых разных видов – это помогает
учесть возможности каждого ребенка. И,
наконец, главная задача – общая духовная
культура детей формируется именно на
музыкальных занятиях в детском саду.
Насколько хорошо
организовано музыкальное воспитание
в детском саду, какие методы,
приемы обучения, формы организации
деятельности детей используются, - все
это влияет на то, насколько успешно будут
решены вышеперечисленные задачи. Разнообразие
методов призвано помочь воспитателю
учесть склонность ребенка к тому или
иному виду музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия в детском саду подразумевают
формирование специальных музыкальных
способностей, основанное исключительно
на природных задатках ребенка. Кроме
того, музыка в детском саду оказывает
благотворное влияние на общее развитие
детей.
Музыкальное воспитание
в детском саду подразумевает развитие
ладового чувства, музыкально-слуховых
представлений и чувства ритма. Каждый
ребенок в силу специфики своего развития
может быть более или менее музыкальным.
Но большинство музыкантов и педагогов
подчеркивают следующий нюанс: если у
вашего малыша музыкальные способности
не проявились в раннем возрасте, это вовсе
не означает, что они отсутствуют или очень
слабы. Музыка в детском саду поможет ребенку
проявить все эти способности. На их развитие
оказывает огромное влияние атмосфера
и окружение, в которых воспитывается
ребенок. Музыка в детском саду призвана
восполнить возможный недостаток музыкальных
впечатлений у ребенка, тем самым способствуя
развитию музыкальных способностей.
Формы, которые
принимают музыкальные занятия
в детском саду, могут быть самыми различными.
Малыши могут слушать музыкальные произведения,
доступные для их восприятия, осваивать
азы певческого искусства, изучать движения
музыкальных игр и плясок. Кроме того,
музыка в детском саду способствует развитию
самостоятельности ребенка – при помощи
такой формы занятий, как оркестр детских
музыкальных инструментов. Музыкальная
деятельность дошкольников существенно
расширяется благодаря музицированию.
С помощью подобных форм работы музыка
в детском саду становится более интересным
занятием. Кроме того, развивается музыкальная
память ребенка и его внимание. Творчество
в детском саду позволяет ребенку более
ярко выразить собственную индивидуальность,
преодолеть застенчивость или скованность.
Участие в оркестре детских музыкальных
инструментов позволяет улучшить качество
пения малышей, четче воспроизводить музыкальные
ритмы.
С музыкальными занятиями связано еще одно направление работы с дошкольниками – это ритмика в детском саду. Развитие координации движений и пластики тела, слуха, музыкальных способностей, - все это задачи, которые призвана решить ритмика в детском саду. На занятиях ребенок знакомится с азами таких видов деятельности как художественная гимнастика, танец, лечебная физкультура и общая физическая подготовка.
Подготовка к
школе
Аппликация в
детском саду
Ребенку, который
знаком только с игровой деятельностью,
весьма болезненно дается переход к
школьной организации. Трудности могут
возникнуть даже у тех детей, которые
более подготовлены. Если же никакой
специальной подготовки не проводилось
– ребенок может адаптироваться в школе
несколько месяцев, если не весь первый
год. Позже это может вылиться в неуспеваемость
из-за длительных неудач. Формируется
негативное восприятие ребенком учебы,
учителя и школы в принципе. Поэтому не
удивительно, что в детских садах уделяют
столько внимания подготовке к школе.
Наибольшие сложности
при поступлении в школу
Не только занятия
лепкой в детском саду, но и аппликация
в детском саду важны для дальнейшего
обучения – они позволяют ребенку
делать более точные произвольные движения
руки, что позже очень пригодится. Такие
занятия, как рисование или аппликация
в детском саду, существенны и для развития
следующего навыка: на этих занятиях развивается
пространственная ориентация ребенка
на бумажном листе. Любое творчество в
детском саду или дома развивает изобразительные
и графические умения дошкольника.
Еще один необходимый для письма навык – это согласование темпа и ритма движения, слова и жеста. Всему этому дети учатся на музыкальных занятий в садиках. Важное условие подготовки к школе – это умения, связанные с литературой. Знакомство со сказками, рассказами, стихотворениями проходит в более игровой форме. Художественная литература в детском саду подготавливает ребенка к дальнейшему более глубокому изучению литературы. Кроме того, художественная литература в детском саду выполняет еще и функцию развития речи. Сегодня воспитатели и методисты уделяют все больше внимания такому вопросу как экологическое воспитание в детском саду. Именно во время дошкольного периода дети особо восприимчивы ко всему. А значит, осознанное отношение к действительности, умение замечать взаимосвязи в природе, ценить их и избегать их разрушения – все это может заложить экологическое воспитание в детском саду.