Рисование и музыка в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, реферат

Краткое описание

Сегодня все более распространенными становятся «домашние» способы дошкольного воспитания детей. Родители нанимают нянь, или находят помощников по хозяйству – и тогда мама самостоятельно занимается со своим чадом. Если «семейная педагогика» – это сознательно принятое решение, а не вынужденная необходимость, то чаще всего родители руководствуются рядом стандартных аргументов. Но насколько эти аргументы значимы и что такого может дать детсад, чего не может дать семья?

Файлы: 1 файл

Рисование и музыка в детском саду.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Рисование и  музыка в детском саду 
 

Рисование в  детском саду 

Сегодня все  более распространенными становятся «домашние» способы дошкольного  воспитания детей. Родители нанимают нянь, или находят помощников по хозяйству  – и тогда мама самостоятельно занимается со своим чадом. Если «семейная педагогика» – это сознательно принятое решение, а не вынужденная необходимость, то чаще всего родители руководствуются рядом стандартных аргументов. Но насколько эти аргументы значимы и что такого может дать детсад, чего не может дать семья?  

Не стоит косо смотреть в сторону воспитателей, подозревая их в плохом уходе за ребенком. Адаптационный период неизбежен  – не в садике, так в школе. Если ребенок проводил большую часть  времени дома – его организм не приспособлен к различным переменам в окружающей среде. И, соответственно, попав в новую обстановку, он сталкивается с целым рядом неизвестных инфекций и вирусов. Если вы обеспечиваете должный рацион ребенка, закаливаете его и поощряете активную физическую деятельность – его организм с легкостью справится со сложностями адаптации. Еще одна причина отказа от детского сада – боязнь, что ребенок получит психологическую травму из-за разрыва с родителями.  

Срабатывает стереотипная психология – в детском саду ребенок  научится «плохим словам» и обману. Однако все это – нонсенс для нашего детского сада. Только от родителей и от психологического климата в семье зависит, как отреагирует ребенок на подобное – отмахнется как от неэффективного способа выражения себя или начнет использовать сам. Сторонники детских садов называют несколько преимуществ. И наиболее весомым, на наш взгляд, является то, что ребенок попадает в своеобразную «школу общения» в коллективе. Человек – не отдельное изолированное существо. Мы живем в социуме, взаимодействуем с ним, в разной мере подчиняемся (или же создаем сами) правилам общества.  

Ребенку, кроме  навыков чтения и письма, которыми так любят хвастаться родители, необходим  один из важнейших навыков – навык  общаться с другими людьми. Не с  ласковыми любящими родителями, которые редко в чем могут отказать – а с другими детьми, у которых есть свои потребности, желания и привычки. Так ребенок осваивает азы психологии – в детском саду ему приходится учиться взаимодействию. Ребенок постепенно понимает, что желания каждого в коллективе могут быть соотнесены, что требования взрослых или системы иногда могут быть весомее желаний. Саморегуляцию, вырабатываемую в детском саду, психологи считают залогом успешности вашего малыша в первых классах школы.  

И еще один неоспоримый плюс, которым обладает воспитание детей в детском саду - это отсутствие муштры. Сторонники семейного воспитания могут возразить – всему вышеперечисленному ребенок может научиться и в школе. Но только детсад предлагает ребенку тот вид деятельности, который является ведущим в этом возрасте – обучение через игру, – будь то детские спектакли, спортивные игры или рисование в детском саду. Многие родители стремятся предоставить своему ребенку самые лучшие возможности, выбирая различные садики с углубленными обучающими программами. Но можете быть уверены, отдавая ребенка в наш сад – даже образование в детском саду включает в себя все, что действительно необходимо вашему малышу

Рисование в  детском саду 

ИЗО в детском  саду 

Обязательной  составляющей обучения являются занятия рисованием в детском саду. Даже если вы уверены, что вашему ребенку вовсе не обязательно становится вторым Рембрандтом – занятия изо в детском саду должны быть обязательно, ведь они выполняют целый ряд задач, необходимых как при подготовке к школе, так и для эстетического развития ребенка. Дети преддошкольного возраста уже интересуются графической деятельностью.  

Малыш, которому исполнился год с половиной, с  удовольствием наносит штрихи на бумагу и все, что может быть использовано в качестве холста. Но если в этом возрасте ребенок воспринимает подобную деятельность больше как забаву, игру с карандашом, позволяющую выяснить свойства и возможности этого инструмента – изо в детском саду существенно углубляет восприятие ребенком изобразительной деятельности. Рисование в детском саду становится более целенаправленным действием, затрагивающим многие аспекты воспитания и образования ребенка. Во первых – помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования в детском саду. С помощью красок ребенок учится передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования в детском саду карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять части предмета.  

Аппликация в  детском саду и другие техники  изобразительной деятельности также решают различные педагогические задачи. Изодеятельность в детском саду – это следующий шаг ребенка в изучении окружающего пространства. Чтобы рисунок был содержательным, ребенок учится оценивать сравнительную величину предметов, их положение относительно друг друга. Помимо эстетического развития, занятия рисованием в детском саду преследуют целый ряд целей. Ребенок преддошкольного возраста не знаком с правильными навыками сидения за столом. Положение рук на столе, ног под столом – все это непосредственно влияет на физическое развитие ребенка. Вымуштровать малыша сидеть правильно, мотивируя это исключительно заботой о физическом развитии, вам не удастся. А так как рисование в детском саду подразумевает сидение за столом – во время занятий воспитатель естественным образом обучает детей необходимым навыкам.  

Необходимое условие  подготовки к школе – это развитие внимания ребенка к словам воспитателя  или преподавателя. То же относится  и к вниманию. Занятия рисованием в детском саду как нельзя лучше  позволяют воспитать это качество. Если на занятиях изо в детском саду используется наглядность – ребенок тренируется удерживать внимание, при необходимости использовать наглядный материал в работе. Усидчивость, трудоспособность, настойчивость в достижении результатов – все это вырабатывается именно на занятиях изо в детском саду. В первое время ребенку больше интересен сам процесс рисования – изучая новые материалы, новые инструменты для рисования, различные техники рисования в детском саду, он расширяет свой словарный запас и кругозор. Позже ребенка начинает интересовать и продукт деятельности – то есть сам рисунок. На этом этапе занятия изо в детском саду призваны обеспечить развитие таких качеств, как оценка результатов деятельности, качества выполнения проделанной работы.  

Творчество в  детском саду 

Кроме всего  вышеназванного, рисование в детском  саду играет весомую роль в социальной адаптации малыша. На занятиях он учится дружелюбию, тактичности и справедливости в оценке рисунков других детей. Также  занятия изо в детском саду подразумевают не только непосредственное рисование, но и связанные с ними трудовые навыки. Ребенок учится организовывать свое рабочее место, убирать за собой после того, как рисование в детском саду окончено. Одна из главных задач воспитателя при этом – не столько давать указания, сколько провоцировать ребенка к самостоятельности и инициативе. Избыток опеки не поможет малышу вырасти самостоятельной личностью.  

Так много удовольствия детям рисование в детском  саду доставляет благодаря игровому характеру занятий. Рисуются не только отдельные предметы – на занятиях изо в детском саду активизируются воображение, выдумка малыша. Рисование  в детском саду – это не школьные уроки, ограничивающие творческую фантазию ребенка. На занятиях он выдумывает сюжет рисунка, создает различных персонажей и места действия. Формирование эстетического отношения к реальности, эстетических чувств – это одна из первоочередных задач, которую должна выполнять изодеятельность в детском саду.  

Передача формы, окраски, строения предметов, их величины и положения в пространстве –  все это содействует тому, что  у ребенка развивается чувство  цвета и формы. А это основные компоненты эстетического восприятия.

Музыка в детском  саду 

Не только взрослые, но и дети самых ранних возрастов  подвержены воздействию музыки. Даже во время внутриутробного периода  ребенок воспринимает музыку, которую  слушает будущая мама. Научно доказанный факт – самочувствие эмбриона зависит от характера музыки, которую слушают родители. Наверняка это влияние касается и формирования вкусов и предпочтений ребенка. Поэтому неудивительно, что музыка в детском саду – обязательный элемент занятий.  

Музыкальное воспитание в детском саду призвано решать несколько основных задач. Во-первых, музыкальные занятия в детском саду благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. И, наконец, главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.  

Насколько хорошо организовано музыкальное воспитание в детском саду, какие методы, приемы обучения, формы организации  деятельности детей используются, - все это влияет на то, насколько успешно будут решены вышеперечисленные задачи. Разнообразие методов призвано помочь воспитателю учесть склонность ребенка к тому или иному виду музыкальной деятельности. Музыкальные занятия в детском саду подразумевают формирование специальных музыкальных способностей, основанное исключительно на природных задатках ребенка. Кроме того, музыка в детском саду оказывает благотворное влияние на общее развитие детей.  

Музыкальное воспитание в детском саду подразумевает развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Каждый ребенок в силу специфики своего развития может быть более или менее музыкальным. Но большинство музыкантов и педагогов подчеркивают следующий нюанс: если у вашего малыша музыкальные способности не проявились в раннем возрасте, это вовсе не означает, что они отсутствуют или очень слабы. Музыка в детском саду поможет ребенку проявить все эти способности. На их развитие оказывает огромное влияние атмосфера и окружение, в которых воспитывается ребенок. Музыка в детском саду призвана восполнить возможный недостаток музыкальных впечатлений у ребенка, тем самым способствуя развитию музыкальных способностей.  

Формы, которые  принимают музыкальные занятия  в детском саду, могут быть самыми различными. Малыши могут слушать музыкальные произведения, доступные для их восприятия, осваивать азы певческого искусства, изучать движения музыкальных игр и плясок. Кроме того, музыка в детском саду способствует развитию самостоятельности ребенка – при помощи такой формы занятий, как оркестр детских музыкальных инструментов. Музыкальная деятельность дошкольников существенно расширяется благодаря музицированию. С помощью подобных форм работы музыка в детском саду становится более интересным занятием. Кроме того, развивается музыкальная память ребенка и его внимание. Творчество в детском саду позволяет ребенку более ярко выразить собственную индивидуальность, преодолеть застенчивость или скованность. Участие в оркестре детских музыкальных инструментов позволяет улучшить качество пения малышей, четче воспроизводить музыкальные ритмы.  

С музыкальными занятиями связано еще одно направление  работы с дошкольниками – это  ритмика в детском саду. Развитие координации движений и пластики тела, слуха, музыкальных способностей, - все это задачи, которые призвана решить ритмика в детском саду. На занятиях ребенок знакомится с азами таких видов деятельности как художественная гимнастика, танец, лечебная физкультура и общая физическая подготовка.

Подготовка к  школе 

Аппликация в  детском саду 

Ребенку, который  знаком только с игровой деятельностью, весьма болезненно дается переход к  школьной организации. Трудности могут  возникнуть даже у тех детей, которые  более подготовлены. Если же никакой  специальной подготовки не проводилось – ребенок может адаптироваться в школе несколько месяцев, если не весь первый год. Позже это может вылиться в неуспеваемость из-за длительных неудач. Формируется негативное восприятие ребенком учебы, учителя и школы в принципе. Поэтому не удивительно, что в детских садах уделяют столько внимания подготовке к школе.  

Наибольшие сложности  при поступлении в школу связаны  с овладением письмом. Сложность  этого навыка обусловлена целым  рядом факторов. Чтобы ребенок  с легкостью освоил письмо, он должен произвольно регулировать свою деятельность, мелкие мышцы кисти и руки должны работать слажено, скоординированными должны быть движения тела; кора головного мозга ребенка должна быть функционально зрелой. Многие родители думают, что подготовка к школе заключается в обучении ребенка письму. Но нужно не обучение, а подготовка к нему, включающая в себя целый ряд моментов. На развитие координации движений рук направлены занятия лепкой в детском саду. Ребенок учится использовать различные инструменты, создает поделки – все это приводит к развитию внимания, сосредоточенности, аккуратности, глазомера.  

Не только занятия  лепкой в детском саду, но и аппликация в детском саду важны для дальнейшего  обучения – они позволяют ребенку  делать более точные произвольные движения руки, что позже очень пригодится. Такие занятия, как рисование или аппликация в детском саду, существенны и для развития следующего навыка: на этих занятиях развивается пространственная ориентация ребенка на бумажном листе. Любое творчество в детском саду или дома развивает изобразительные и графические умения дошкольника.  

Еще один необходимый  для письма навык – это согласование темпа и ритма движения, слова  и жеста. Всему этому дети учатся на музыкальных занятий в садиках. Важное условие подготовки к школе – это умения, связанные с литературой. Знакомство со сказками, рассказами, стихотворениями проходит в более игровой форме. Художественная литература в детском саду подготавливает ребенка к дальнейшему более глубокому изучению литературы. Кроме того, художественная литература в детском саду выполняет еще и функцию развития речи. Сегодня воспитатели и методисты уделяют все больше внимания такому вопросу как экологическое воспитание в детском саду. Именно во время дошкольного периода дети особо восприимчивы ко всему. А значит, осознанное отношение к действительности, умение замечать взаимосвязи в природе, ценить их и избегать их разрушения – все это может заложить экологическое воспитание в детском саду.

Информация о работе Рисование и музыка в детском саду