Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:20, реферат
Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.
Творчество,
индивидуальность, художество, считает
И. П. Волков, проявляются даже в минимальном
отступлении от образца. Но чтобы
создать конкретный продукт творческого
характера, нужны как общеобразовательные,
так хотя бы минимальные
Для построения процесса обучения учитель-новатор
предлагает 19 видов работ. Используется
принцип межпредметных связей и блочное
изучение учебного материала. Отрабатываются
приемы труда, в результате создается
творческий продукт.
Новаторская идея И.П. Волкова заключается
в том, что он создал механизм выявления
творческих способностей ребят и их развития.
В школе с 4-го класса была введена “Творческая
книжка школьника”. В нее записывается
содержание самостоятельных и творческих
работ ученика, выполненных сверх учебной
программы, примерно по таким разделам:
углубленное изучение программных и непрограммных
предметов; опытная и исследовательская
работа, например, по биологии; работа
по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях,
конкурсах. Это основные направления самостоятельных
работ, на самом деле они более разнообразны.
За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80
уроков— все зависит от творческой активности
самого ученика, который ищет себя и определяет,
где и в чем его способности проявляются
лучше или хуже. Ко времени окончания школы
вполне проясняются профессиональные
предпочтения и склонности ученика.
Практика показала, что для творческих
занятий в школе нужны и творческие комнаты.
В одной школе их может быть много. Для
их создания используются предметные
кабинеты после уроков. Методика и организация
в них существенно отличается от традиционных
форм внеклассной работы. И.П. Волков их
определяет так.
1. В любую творческую комнату может прийти
ученик любого класса в любое время учебного
года (независимо от успеваемости или
развития) и установить свой ритм работы
(систематически или “через раз”).
2. В творческой комнате любого типа ученик
независимо от возраста получает начальную
профессиональную подготовку.
3. Организация и методика работы творческой
комнаты уникальны для каждого случая
и зависят от цели, поставленной учителем1.
За год ученик знакомится на практике
с несколькими видами труда и может определить
свои предпочтения. Соответствующая запись
делается в “творческой книжке”.
И.П. Волков выделяет три возможных варианта
схем обучения: прямой (кратчайший путь),
по дуге и по бесформенной кривой. Это
зависит от объема изучаемого материала.
Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная;
2) разорванная; 3) параллельная; 4) блоч-но-параллельная;
5) основанная на ассоциативных связях.
Автор раскрывает особенности названных
систем обучения, оценивая их достоинства
и недостатки.
В целом система И.П. Волкова способствует
формированию у школьников интереса к
творчеству, потребности в нем. Так ийога
для начинающих,
она формирует интерес у младшего поколения,
для дальнейшей эволюции души.